Государственная служба в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 1632 раза

Библиографическое описание:

Солдатова, Ю. А. Государственная служба в субъектах Российской Федерации / Ю. А. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82150/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, субъекты РФ, полномочия, органы государственной власти, республики.

Как известно, осуществление полномочий субъектов публичного права обеспечивается деятельностью государственной службы, одним из видов которой является государственная служба. Государственная служба-это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности [1, с. 219]. Система государственной службы в Российской Федерации создается тремя ее «ветвями»: государственной гражданской службой, военной службой и службой других видов. Стоит отметить, что Российская Федерация-многонациональное государство, образованное 85 субъектами. Конституция устанавливает 6 видов субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Однако эти виды могут быть сгруппированы в более узкие классификации, основанные на различных критериях:

— национальное государство (Республика Российская Федерация);

— административно-территориальные (территории, области, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);

— национально-территориальные (автономные округа и области).

Такое разделение обусловлено разным объемом полномочий соответствующих субъектов (часть из них наделена полномочиями государства как такового, остальные-государственного образования) — с одной стороны, и введением новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными-с другой.

Деятельность института государственной службы в субъектах Российской Федерации обеспечивает целостность федеральных основ государственной службы на территории России, а также отражает особенность структуры государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации, системы его органов и их полномочий.

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», институт государственной службы включает в себя подинститут государственной службы субъектов Российской Федерации, и, в связи с тем, что он является предметом совместного ведения, субъекты должны учитывать положения федерального законодательства, предусматривающие возможность правового регулирования, а также, если отдельные отношения государственной службы остаются нерешенными или недостаточно подробно регулируются на федеральном уровне., субъекты Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты. Нормативная база регулирования государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации формируется:

— конституции и уставы субъектов Федерации;

— законы о государственной службе, а в некоторых субъектах Федерации — кодексы государственной службы (в некоторых случаях-государственная и муниципальная служба);

— законы или акты главы исполнительной власти, утверждающие реестры государственных должностей, закрепляющие правовой статус государственных должностей категории «А«, определяющие квалификационные требования к государственным должностям государственной службы;

— законы или акты главы исполнительной власти, устанавливающие порядок проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей, порядок проведения аттестации государственных служащих;

— законы или акты главы исполнительной власти о порядке исчисления трудового стажа, денежного содержания государственных служащих, порядке предоставления льгот и компенсаций, предоставления государственными служащими сведений о доходах и имуществе;

— нормативные правовые акты о порядке ведения личных дел государственных служащих, реестров государственных служащих, о порядке увольнения государственных служащих и другие.

На содержание правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, влияет система органов государственной службы, действующих в регионе, которая определяется, прежде всего, системой органов исполнительной власти, социально-экономическим положением субъекта, бюджетом и бюджетными возможностями, демографическими и другими особенностями.

К органам государственной власти, обеспечивающим организацию деятельности государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации, относятся:

— законодательные и представительные органы государственной власти;

— исполнительные органы государственной власти;

— конституционные, статутные суды, магистратура;

— контрольно-счетные палаты;

— избирательные комиссии субъекта Федерации.

Следует отметить, что законы о государственной службе субъектов Российской Федерации содержат нормы, которые распространяются на государственных служащих федеральных органов исполнительной власти отдельных территорий, находящихся в двойном подчинении: в вопросах финансов, управления государственным имуществом, охраны окружающей среды, земельных ресурсов и землеустройства. Исходя из этого, нет сомнений в том, что для принятия решения по данному вопросу необходимо опираться на порядок финансирования деятельности соответствующих органов и приоритет прямого организационного подчинения.

Следует иметь в виду, что под правовым регулированием государственной службы специалисты в области служебного права понимают нормативное и организационное воздействие на служебные отношения в процессе их формирования с целью их защиты, упорядочения и развития в соответствии с потребностями государства и общества, поэтому в этом вопросе необходимо опираться на опытных специалистов с определенным стажем государственной службы, выполняющих специфическую роль наставничества [2].

Кроме того, особого внимания заслуживает проблема реформирования государственной службы в субъектах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 их государственным органам рекомендуется участвовать в реализации соответствующих мероприятий в рамках своих бюджетных средств, а также разрабатывать и утверждать программы реформирования своих государственных служб. Эта работа проводится в большинстве регионов Российской Федерации достаточно планомерно, последовательно и умеренно эффективно [3]. Ряд мер, принятых по реформированию государственной службы на региональном этапе, позволил стимулировать работу местных администраций по созданию технической базы для осуществления деятельности государственной службы, контролю за материально-технической базой.

Однако в то же время уже проведенная реформа государственной службы показала достаточно много нестыковок в механизме ее функционирования, определенный ряд задач не решен, несмотря на то, что для их реализации было предпринято много важных шагов. Новая структура федеральных органов исполнительной власти не обеспечила должного развития и эффективной работы этих органов [4].

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что система государственной службы должна основываться на балансе двух принципов — унитарного и федерального, которые необходимы для эффективного функционирования многонационального государства и крупного по территориальному признаку.

Литература:

  1. Дмитриев, Ю. А. Административное право / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. — Москва: Эксмо, 2009. — 928 c.
  2. Тараканов, А. В. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации: организационно-правовой аспект / А. В. Тараканов. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).
  3. Шкель, Т. Местные чиновники в общем строю / Т. Шкель. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).
  4. Петров, И. Служить людям / И. Петров. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, орган, акт главы, уровень субъектов, государственная гражданская служба, государственная служба субъектов, правовое регулирование.


Похожие статьи

Понятие и система государственной службы в Российской...

Термин «государственной службы» относится к одному из основных понятий административно-правового законодательства. Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (на данный момент утратил...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие...

Из трех видов государственной службы только гражданская служба может

Государственная служба представляет собой сложное комплексное правовое явление, которое можно

Государственная гражданская служба — вид государственной службы...

Государственная служба в Российской Федерации: история...

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001

государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти, государственный орган, юридическая литература...

К вопросу особенностей правового статуса и правового...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых...

Система и виды государственной службы | Статья в журнале...

Государственная гражданская служба делится на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Важная роль в системе государственной службы Российской Федерации отводится военной службе.

Понятие, система и принципы государственной и муниципальной...

Законодатель выделяет понятие «государственная гражданская служба» и понятие «государственная служба». Это обоснованный подход, так как две данные категории соотносятся как частное и общее. Но именно «государственная служба» определена с...

Понятие и система государственной и муниципальной службы...

муниципальная служба, государственная служба, система, субъект РФ, государственная гражданская служба, вид службы, местное самоуправление, правовое регулирование, РФ, федеральный законодатель. Похожие статьи.

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного...

Особенности государственной гражданской службы в судах...

Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются

Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Похожие статьи

Понятие и система государственной службы в Российской...

Термин «государственной службы» относится к одному из основных понятий административно-правового законодательства. Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (на данный момент утратил...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие...

Из трех видов государственной службы только гражданская служба может

Государственная служба представляет собой сложное комплексное правовое явление, которое можно

Государственная гражданская служба — вид государственной службы...

Государственная служба в Российской Федерации: история...

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001

государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти, государственный орган, юридическая литература...

К вопросу особенностей правового статуса и правового...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых...

Система и виды государственной службы | Статья в журнале...

Государственная гражданская служба делится на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Важная роль в системе государственной службы Российской Федерации отводится военной службе.

Понятие, система и принципы государственной и муниципальной...

Законодатель выделяет понятие «государственная гражданская служба» и понятие «государственная служба». Это обоснованный подход, так как две данные категории соотносятся как частное и общее. Но именно «государственная служба» определена с...

Понятие и система государственной и муниципальной службы...

муниципальная служба, государственная служба, система, субъект РФ, государственная гражданская служба, вид службы, местное самоуправление, правовое регулирование, РФ, федеральный законодатель. Похожие статьи.

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного...

Особенности государственной гражданской службы в судах...

Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются

Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Задать вопрос