Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Саулина, Н. М. Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей / Н. М. Саулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82108/ (дата обращения: 29.04.2024).



Проблема формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста — это достаточно актуальная тема в современном мире, так как общественность отмечает рост безответственности и моральной деградации среди молодежи.

При всем многообразии подходов в воспитании нравственности у детей педагогами отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости и замкнутости.

На протяжении последнего столетия в обществе менялась идеология, вместе с которой произошла перемена в нравственных нормах, которые предъявляются человеку и обществу. Появилось стремление воспитывать в детях лидеров, ориентировать их на успех и развитие интеллектуальных способностей. Потеряла свою актуальность задача воспитания коллективизма и трудовых навыков.

Родители дошкольников стали больше ориентироваться на свой профессиональный рост, обеспечение материальной составляющей семьи, чем нравственной. Родители, уставшие от работы и материальных трудностей, сводят свое общение с ребенком на бытовой уровень. Главная задача современного родителя сводится к обеспечению своего ребенка достойным уровнем материальных благ.

Л. Ф. Обухова, анализируя работы зарубежных авторов (К. Кафка, В. Штерн, З. Фрейд) отмечает, что для развития человека главное значение имеет другой человек, его отношения с ним [7].

Семья оказывает влияние на развитие ребенка, определяет круг его интересов, закладывает нравственные и социальные качества. В основе усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей с взрослыми и, прежде всего, с родителями.

По нашему мнению, эмпатия родителей является основой развития личности ребенка. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время жизненных проблем и трудностей имеют колоссальное влияние на последующую способность ребенка любить, сопереживать, а значит, формирует нравственные представления ребенка.

Кузьмина В. П. в своем исследовании говорит о том, что «… эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников, оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность» [4].

Мы считаем, что нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка, в частности, на нравственные представления детей.

Целью нашего исследования было изучить взаимосвязь родительской эмпатии и нравственных представлений дошкольников.

Гипотезы исследования:

  1. Предполагается, что в дошкольном возрасте существуют особенности в проявлении нравственных представлений.
  2. Уровень проявления эмпатии родителей связан с особенностями проявления нравственных представлений в дошкольном возрасте.

Для исследования уровня эмпатии родителей мы использовали методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Для определения уровня нравственных представлений мы использовали следующие методики:

1.Методика определения уровня понимания детьми нравственных норм (по аналогии с методикой Т. В. Комаровой и О. М. Миловой).

Цель: диагностика уровня имеющихся нравственных представлений.

2.Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина).

Цель: выявить отношение детей к нравственным нормам.

3.Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина).

Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным качествам (доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость -лживость).

База исследования: МБДОУ ЦРР — детский сад № 20 г. Новоалтайска.

Всего в исследовании приняли участие 140 человек (70 детей и 70 матерей).

Анализ полученных данных показал взаимосвязь между уровнем нравственных представлений детей и эмпатией их родителей.

8 % матерей показали высокий уровень эмпатических способностей, 52 % средний уровень, 23 % заниженный уровень и 17 % очень низкий уровень эмпатических способностей.

Результаты исследования уровня эмпатических способностей родителей

Рис. 1. Результаты исследования уровня эмпатических способностей родителей

По результатам исследования имеющихся нравственных представлений детей получены следующие данные — высокий уровень у 22 % дошкольников, средний уровень у 51 % дошкольников и низкий уровень у 27 % дошкольников.

Результаты уровня осознания детьми нравственных норм: высокий уровень — 24 %, средний уровень — 50 %, низкий уровень — 26 %.

Результаты уровня эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников: высокий — 18 % , средний — 59 %, низкий — 23 %.

Результаты исследования уровня развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Рис. 2. Результаты исследования уровня развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

При анализе полученных данных, выяснилось, что у 44 % испытуемых отсутствуют совпадения по уровню развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.

У 4 % испытуемых выявлено одно совпадение уровня развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.

9 % испытуемых имеют два совпадения, а 43 % испытуемых показали три совпадения уровня развития эмпатических способностей родителей и уровня развития нравственных представлений их детей.

Всего 56 % испытуемых показали совпадения между уровнем развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.

Соотношение количества совпадений уровня эмпатических способностей родителей и уровней нравственных представлений их детей

Рис. 3. Соотношение количества совпадений уровня эмпатических способностей родителей и уровней нравственных представлений их детей

Из 56 % пар испытуемых, у которых имеются совпадения уровня эмпатических способностей родителей и нравственных представлений их детей 31 % показали высокий уровень, 41 % средний уровень, а 28 % — низкий уровень.

Соотношение уровней развития эмпатических способностей родителей и нравственных представлений их детей

Рис. 4. Соотношение уровней развития эмпатических способностей родителей и нравственных представлений их детей

Из полученных данных, мы можем сделать вывод, что большая часть выборки (39 пар детей и их родителей) имеют взаимосвязь между нравственными представлениями детей и эмпатией их родителей.

С родителями, которые имеют низкий уровень развития эмпатических способностей необходимо проведение мероприятий по коррекции и повышению уровня эмпатических способностей.

Литература:

  1. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А. В. Бабаян. — М.: Академия, 2015–130 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. Издательство: «Питер» Мастера психологии, 2008. — 398 с.
  3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова. — М., 1988. — 104 с.
  4. Кузьмина В. П. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи. 2005.
  5. Мухина, В. С. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1975. — 238 с.
  6. Новикова С. А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С. А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. — № 3. — 139–142 с.
  7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Обухова Л. Ф. — М.: Роспедагентство, 1996. — 120 с.
  8. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М. 2003. — 319 с.
  9. Погодина, Е. К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е. К. Погодина. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2003. — 94 с.
  10. Роджерс, К. Эмпатия: Пер. с англ.// Психология эмоций: Тексты. — М.: Педагогика, 1984.
  11. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум /Г. А. Урунтаева — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  12. Эмпатия: монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. — М.: Перо, 2014. — 185 с.
  13. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты) [Текст]: дис. … д-ра психол. наук / И. М. Юсупов. — С-П, 1995. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, эмпатическая способность родителей, нравственное представление детей, высокий уровень, представление, ребенок, уровень, дошкольный возраст, эмоциональное отношение, эмпатическое понимание.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка... Изучение стилей семейного воспитания родителей старших... Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Формирование эмпатии | Статья в журнале «Молодой ученый»

В отношении процесса развития эмпатии психологи не в состоянии определенно сказать в каком возрасте эта способность приобретается. Частично это происходит из-за недостатка эмпирических исследований. Но даже при отсутствии однозначных ответов большинство исследователей придерживаются мнения о том, что дети с малых лет способны к эмпатии и что их эмпатийные навыки развиваются с возрастом [4; 8; 11; 12;] Наиболее широко известная теория развития эмпатии опирается на исследования, проведенные M. Hoffman, по мнению которого, в процессе развития дети переходят от стадии неосознания различий между «я» и...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.

Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Психолого-педагогические компетенции родителей: термин...

Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций необходима специальная методика, но в современной психолого-педагогической литературе нами не было выявлено единой методики определения уровня сформированности психолого-педагогической компетенции родителей, однако, попытки составить критериально-уровневую модель ее оценки предприняли в своих научных трудах Мимикина, А. А Селина В.В [5,6]. Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей воспитывающих детей дошкольного возраста мы взяли две критериально-уровеневые...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Высокий уровеньдошкольники, проявившие положительный эмоциональный фон деятельности, и показавшие высокую эмоциональную вовлеченность в действиях сверстников, а также адекватно реагирующие на поощрение, и на порицание других. Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности эмоционального компонента отношения к сверстнику, % Обработка полученных данных свидетельствует о преобладании среднего уровня сформированности эмоционального компонента отношения детей к сверстникам (38,2 %).

Создание условий для развития нравственных качеств...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание.

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего...

Эмпатия понимается, как способность ребенка эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства.

В существующей практике эмоционально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях практически отсутствует целостная система создания педагогических условий по развитию навыков эмпатии и коррекции агрессивного поведения. Эмоциональнонравственное воспитание детей осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик.

Особенности развития эмпатических способностей у студентов...

Уровень развития эмпатийности студентов разных специальностей выявлен с помощью методики «Способность педагога к эмпатии» И. М. Юсупова. Анализ результатов позволяет говорить о существенных различиях уровней сформированности эмпатических способностей у студентов в зависимости от специальности.

Рис. 1. Степень сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов. Результаты диагностики развития эмпатии показывают, что у студентов разных специальностей уровень актуальной сформированности отличается различной степенью выраженности.

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи.

развитие эмпатии; ‒ формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; ‒ формирование словаря эмоциональной лексики.

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка... Изучение стилей семейного воспитания родителей старших... Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Формирование эмпатии | Статья в журнале «Молодой ученый»

В отношении процесса развития эмпатии психологи не в состоянии определенно сказать в каком возрасте эта способность приобретается. Частично это происходит из-за недостатка эмпирических исследований. Но даже при отсутствии однозначных ответов большинство исследователей придерживаются мнения о том, что дети с малых лет способны к эмпатии и что их эмпатийные навыки развиваются с возрастом [4; 8; 11; 12;] Наиболее широко известная теория развития эмпатии опирается на исследования, проведенные M. Hoffman, по мнению которого, в процессе развития дети переходят от стадии неосознания различий между «я» и...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.

Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Психолого-педагогические компетенции родителей: термин...

Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций необходима специальная методика, но в современной психолого-педагогической литературе нами не было выявлено единой методики определения уровня сформированности психолого-педагогической компетенции родителей, однако, попытки составить критериально-уровневую модель ее оценки предприняли в своих научных трудах Мимикина, А. А Селина В.В [5,6]. Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей воспитывающих детей дошкольного возраста мы взяли две критериально-уровеневые...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Высокий уровеньдошкольники, проявившие положительный эмоциональный фон деятельности, и показавшие высокую эмоциональную вовлеченность в действиях сверстников, а также адекватно реагирующие на поощрение, и на порицание других. Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности эмоционального компонента отношения к сверстнику, % Обработка полученных данных свидетельствует о преобладании среднего уровня сформированности эмоционального компонента отношения детей к сверстникам (38,2 %).

Создание условий для развития нравственных качеств...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание.

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего...

Эмпатия понимается, как способность ребенка эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства.

В существующей практике эмоционально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях практически отсутствует целостная система создания педагогических условий по развитию навыков эмпатии и коррекции агрессивного поведения. Эмоциональнонравственное воспитание детей осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик.

Особенности развития эмпатических способностей у студентов...

Уровень развития эмпатийности студентов разных специальностей выявлен с помощью методики «Способность педагога к эмпатии» И. М. Юсупова. Анализ результатов позволяет говорить о существенных различиях уровней сформированности эмпатических способностей у студентов в зависимости от специальности.

Рис. 1. Степень сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов. Результаты диагностики развития эмпатии показывают, что у студентов разных специальностей уровень актуальной сформированности отличается различной степенью выраженности.

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития...

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи.

развитие эмпатии; ‒ формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; ‒ формирование словаря эмоциональной лексики.

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Задать вопрос