Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через playback-театр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Семеновских, Т. В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через playback-театр / Т. В. Семеновских, Н. В. Велижанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81470/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье представлена уровневая динамика развития связной речи старших дошкольников до и после апробирования программы, основанной на использовании playback-meampa. Опыт проведения театрализованной деятельности со старшими дошкольниками показал положительный результат в развитии связной речи.

Ключевые слова: playback-meamp, театрализованная деятельность, связная речь.

Эффективным средством развития связной речи у детей является театр и театрализованные игры, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр — это один из самых доступных видов искусства он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, с художественным и нравственным воспитанием, [7, с. 142].

Если рассматривать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно ему: «...речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Введение. Периодом активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической является дошкольный возраст. Необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка является овладение грамотной речью [5].

В настоящее время развитие связной речи у старших дошкольников находится под влиянием зрительной наглядности, динамической и статистической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов. Наряду с увеличением нагрузок на зрительное восприятие, уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой: снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала.

А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова и др. рассматривали вопросы развития связной речи дошкольников. В их работах определены формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах, а также задачи, содержание, [5, с. 117].

Е. А. Антипиной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. М. Крыловой, Г. М. Ляминой, Е. И. Радиной, Е. А. Флериной и др. изучались: развитие связной речи у детей дошкольного возраста, механизмы и факторы ее развития.

В работах Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко, М. Малетиной, А. А. Соколовой рассматривается культура речевого общения, вопросы технологии развития диалогических умении [2, с. 27].

Playback-театр является одним из видов театрализованной деятельности. Playback-театр — метод интерактивного импровизационного театра, в нем нет сценария, но есть истории, которые проигрываются спонтанно актёрами на сцене, в строго заданной структуре. Данная форма театра хорошо подходит для детского дошкольного учреждения, сохраняя баланс структуры и импровизации. В playback-театре основное место занимают человеческие чувства и эмоции, playback-театр — это театр психологических импровизаций. Playback-театр помогает детям почувствовать общность, а также порождает позитивные эмоции, так как все истории доигрываются до положительного конца. перформанс Playback за счет разнообразия детских историй и спонтанной игры, получается неповторимым, он рождается здесь и сейчас [4, с. 124].

Методики исследования. Перед началом внедрения программы «Playback-театр для детей» в образовательный процесс мы провели диагностику по следующим методикам: диагностика речевого развития дошкольников О. С. Ушаковой, методика на выявление уровня развития навыков диалогического общения М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. В данном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 112» г. Тюмени «Радуга детства».

Описание результатов. Уровень развития связной речи старших дошкольников выявляли по методике О. С. Ушаковой. По результатам данной методики, мы сделали вывод о том, что у большинства детей выявлен низкий уровень развития связной речи — 45 %, средний уровень был выявлен у 40 % детей и низкий уровень выявлен у 15 % детей.

Уровня развития навыков диалогического общения выявлялся по методике М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Результаты: высокий уровень был выявлен только у 15 % детей. Дети с высоким уровнем быстро устанавливали контакт со взрослым: речь детей богата прилагательными, глаголами, она образна и эмоциональна, также имела интонационную выразительность, на вопросы экспериментатора давали полные и развернутые ответы. У 50 % детей нами был выявлен средний уровень диалогической речи — это является нормой, и наблюдается у половины нашей выборки. Низкий уровень диалогической речи выявлен у 35 % детей. Дети с низким уровнем диалогической речи они не хотели отвечать на вопросы экспериментатора они им казались не интересными, в контакт с ним практически не вступали. Даже по просьбе педагога задать вопросы своим сверстникам дети не проявляли активности и желания вступать в беседу. По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальную и контрольную группу вошли дошкольники в зависимости от уровня развития связной речи.

Программа, которая была нами разработана, включила комплекс занятий, импровизаций Playback-театра, направленных на целенаправленную и планомерную работу по количественному и качественному увеличению компонентов связной речи детей старшего дошкольного возраст, программа «Playback-театр для детей» разработана в соответствии с ФГОС. Данная программа рассчитана на шесть месяцев с детьми 5–6 лет. Периодичность занятий: один раз в две недели, два занятия в месяц.

На контрольном этапе исследования, после внедрения программы в образовательный процесс старших дошкольников мы провели повторную диагностику детей. Диагностика детей проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной группе показал, что результаты оценки уровня развития связной речи при проведении повторного эксперимента отличаются незначительно. По результатам контрольного этапа исследования в экспериментальной группе можно сделать вывод о том, что разработанная программа по развитию связной речи детей 5–6 лет с использованием Playback-театра эффективна.

Из полученных результатов следует, что высокий уровень развития связной речи в экспериментальной группе увеличился в два раза. Средний показатель развития связной речи, в результате проделанной работы, выявлен у половины детей в обеих группах, что позволяет сделать вывод о том, что половина детей каждой группы, прибывают в норме развития связной речи. При этом мы учитываем данные о низком уровне развития связной речи. Низкий уровень развития связной речи, мы выявили у детей контрольной группы, в экспериментальной группе данный уровень не был диагностирован. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели в обеих группах возросли, но экспериментальная группа показала более высокие результаты. У детей экспериментальной группы расширился словарь, который активно используется дошкольниками в речи, повысилась познавательная активность.

Эффективность, проведенной программы по развитию связной речи старших дошкольников посредством Playback-театра, определялась с помощью U-критерий Манна-Уитни. В результате статистического анализа по методике О. С. Ушаковой, U-критерий=243, что свидетельствует о нахождение значения в зоне значимости. В рамках методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, U-критерий=262, находящийся в зоне значимости.

Вывод. Playback-театр обогащает словарь детей, развивает грамматический компонент речи, активизирует у старших дошкольников активный и пассивный словарь, также выстраивается монологическая и диалогическая речь.

Литература:

1. Антипина, Е. А. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду». — М., 2003. 128 с.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. 127 с.

3. Богуславская, З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2010. 213 с.

4. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2- 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. — М.: ВАКО, 2014. 256 с.

5. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. -М„ 1997. 269 с.

6. Доронова, Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013. 214 с.

7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. — М.: Изд-во «Педагогика», 2006. 516 с.

8. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5–7 лет / С. И. Карпова. — СПб.: Речь, 2007. 86 с.

9. Киселева, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. — Томск: Изд. ТГПУ, 2016. 84 с.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, диалогическая речь, уровень развития, экспериментальная группа, дошкольный возраст, контрольная группа, контрольный этап, связная речь старших дошкольников, театрализованная деятельность.


Похожие статьи

Формирование диалогической речи старших дошкольников...

Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое

Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Никанорова, И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И. В

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее...

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа

Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР — овладение диалогической речью.

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Рис. 2. Уровень развития связной речи в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап). Результаты диагностики подтверждают эффективность дидактических игр как средства развития связной речи. Низкий уровень при повторной диагностике показали...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

Поэтому развитие связной речи является актуальным в подготовке детей к обучению в

Целью экспериментальной программы стало развитие связной речи детей старшего

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня общеречевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая...

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей...

Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи.

Речь, как особая форма отражательной мыслительной деятельности, сопровождает все другие

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Похожие статьи

Формирование диалогической речи старших дошкольников...

Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое

Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Никанорова, И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И. В

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее...

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа

Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР — овладение диалогической речью.

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Рис. 2. Уровень развития связной речи в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап). Результаты диагностики подтверждают эффективность дидактических игр как средства развития связной речи. Низкий уровень при повторной диагностике показали...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

Поэтому развитие связной речи является актуальным в подготовке детей к обучению в

Целью экспериментальной программы стало развитие связной речи детей старшего

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня общеречевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая...

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей...

Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи.

Речь, как особая форма отражательной мыслительной деятельности, сопровождает все другие

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задать вопрос