Повышение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО с использованием интерактивных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Черезова, Л. Б. Повышение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО с использованием интерактивных технологий / Л. Б. Черезова, Д. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 206-210. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81118/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: дидактико-методическая компетентность педагогов, экологическое образование дошкольников, детская психология, дошкольная педагогика, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов.

В пункте 3.4.2 Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») говорится о том, педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей [1].

Исследуя Профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»), мы можем заметить, что согласно пункту 3.2.1 педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений [2].

Повышение компетентности и профессионализма педагога ДОО — одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Достичь этого можно путем создания в ДОО методической службы, цель которой — эффективное и планомерное использование сил, средств и человеческих ресурсов для формирования такой образовательной среды, где будет реализован творческий потенциал каждого отдельного педагога и всего педагогического коллектива в целом [3].

Так что же такое «профессиональная компетентность» педагогов ДОО и какую роль в ее повышении играют интерактивные технологии? Ответим на эти вопросы.

Н. Н. Нечаев определяет компетентность, как доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченной цели [4].

Профессиональная компетентность педагога дошкольной организации на современном этапе представляет собой совокупность общечеловеческих и профессиональных установок, которые позволяют как эффективно управлять образовательным процессом, так и успешно справляться с трудностями, возникающими в процессе решения задач профессиональной деятельности [5].

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения представляет собой целый комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, ИКТ — компетентность, эмоциональную компетентность [5].

В нашей работе мы выделили несколько компетентностей — нормативно-правовую, дидактико-методическую, управленческую, раскрыли их определение, диагностировали уровень сформированности этих компетентностей у педагогов ДОО и составили модель управленческой деятельности, включающую в себя интерактивные технологии и направленную на повышение выделенных нами компетентностей.

В рамках изучения сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО, мы выбрали такие направления компетентности, как изучение знаний педагогов о детской психологии и дошкольной педагогики и об экологическом образовании дошкольников.

Базой для исследования мы выбрали МКОУ «Новоаннинский детский сад № 5» Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

Проводить исследование здесь мы решили не случайно, так как это сад с экологической направленностью и работает над проблемой «Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении» (сад имеет статус РИП, реализует проект 2018–2023гг.).

Далее мы хотим раскрыть содержание нашей работы, направленное на изучение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО, диагностирование уровня сформированности этой компетентности у воспитателей и дальнейшую работу, направленную на повышение данной компетентности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы определили, что Т. Б. Руденко считает, что дидактико-методическая компетентность педагога — это система знаний, умений, навыков и оптимальных сочетаний методов планирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом [6].

Л. М. Перминова говорит о том, что дидактико-методическая компетентность включает в себя совокупность знаний:

— нравственное знание — знание о личностных ценностях, критериях оценок, правилах взаимоотношений во время обучения;

— специальное знание — знание сущности процесса обучения, нормативных документов, регламентирующих содержание образования, о содержании образования, путях достижения образовательных результатов, а также о развивающей и коррекционной работе с детьми в процессе обучения;

— технологическое знание — знание особенностей организации процесса обучения, его процессуальных основ [7].

Обобщая вышесказанное, мы можем сказать о том, что дидактико-методическая компетентность педагогов ДОО включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного и эффективного выстраивания своей работы.

Говоря об интерактивных технологиях, как средстве повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, мы раскрыли содержание данного понятия и выделили некоторые формы, которые многие исследователи отмечают, как наиболее эффективными в работе с педагогами.

Так, по мнению В. В. Гузеева, интерактивные технологии — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [8].

По мнению А. П. Панфиловой, к интерактивным технологиям относятся обучающие и развивающие личность игровые технологии, которые построены на целенаправленной специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, включающей в себя «обратную связь» между всеми ее участниками. Обратная связь необходима для достижения лучшего взаимопонимания между участниками деятельности и коррекции учебного и развивающего процесса [9].

В. Н. Кругликов относит к интерактивным технологиям обучения деловые и дидактические игры, тренинги, кейсы, дискуссии и семинары, «мозговой штурм» и другие. Перечисленные методы могут как входить в состав друг друга, включать в себя другие, более мелкие методы, так и быть обособленными [10].

В диагностическую методику, направленную на выявление уровня сформированности дидактико-методической компетентности педагогов вошел опросник, содержащий вопросы дошкольной педагогики и детской психологии, разработанный нами на основе работ А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Микляевой, Г. А. Урунтаевой и других и инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой [11, 12].

Вторая часть диагностической методики была направлена на выявление дидактико-методической компетентности педагогов с точки зрения экологического образования и включала в себя опросник, созданный на основе работ Н. А. Рыжовой [13].

Проводя анализ результатов диагностики дидактико-методической компетентности педагогов, а именно их знаний о дошкольной педагогике и детской психологии, мы получили следующие данные.

Таблица 1

Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (знания в области детской психологии и дошкольной педагогики) на констатирующем этапе

Уровень

Количество педагогов

Абс.

%

Базовый

0

0

Достаточный

9

41

Высокий

13

59

Мы можем сказать, что результаты педагогов по данному направлению достаточно высоки, что говорит о хорошей подготовленности педагогов и их профессиональной компетентности в данном вопросе. Однако, мы отметили некоторые вопросы, которые вызвали затруднения у педагогов и на их основе составили мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Далее мы проанализировали ответы педагогов на опросник, направленный на выявление у них знаний об экологическом образовании дошкольников, и получили следующие данные.

Таблица 2

Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (в области экологического образования дошкольников) на констатирующем этапе

Уровень

Количество педагогов

Абс.

%

Базовый

22

100

Достаточный

0

0

Высокий

0

0

Таким образом, мы можем судить о том, что 100 % педагогов (22 педагога) на начальном этапе нашего исследования имеют базовый уровень сформированности знаний в области экологического образования дошкольников.

Кроме того, следует выделить вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у педагогов. Так, вопрос, предполагающий выбор принципа отбора содержания информации, который не соответствовал перечисленным выражениям, оказался сложным для всех педагогов (22 педагога — 100 %), 18 педагогов (81 %) частично справились с выбором экосистемы из предложенных понятий, 15 педагогов (68 %) не справились с отнесением выражений к стереотипам, выделенным Н. А. Рыжовой.

Тщательный анализ ответов педагогов также показал, что в области знаний о конкретных животных и их жизни педагоги недостаточно эрудированны (63 % — 14 педагогов не справились с этим заданием). С остальными вопросами педагоги справились значительно лучше и затруднения носят единичный характер.

Таким образом, по результатам исследования сформированности дидактико-методической компетентности педагогов можно судить о том, что, если в области знаний детской психологии и дошкольной педагогики, педагоги показали хорошие результаты, то наибольшие затруднения у педагогов представляют знания об экологическом образовании дошкольников, в связи с чем, нам необходимо выстроить систему мероприятий, направленную на устранение данных затруднений и повышение уровня сформированности дидактико-методической компетентности педагогов.

В качестве форм работы с педагогами, направленных на повышение их дидактико-методической компетентности, мы использовали квест «Экологическое образование дошкольников», интерактивную игру «Алфавит», предложенную С. С. Кашлевым и направленную на улучшение знаний педагогов по вопросам экологического образования дошкольников, семинар-практикум «Анализ педагогических ситуаций» и кейс-метод «Реши сам», куда вошли проблемные ситуации, составленные нами, а также взятые из работ Л. Л. Тимофеевой и О. В. Бережновой, Н. В. Микляевой [14, 15, 16].

Контрольный этап позволил подвести итоги апробации модели повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, включающей в себя интерактивные технологии, и выявить эффективность проведенной работы.

Мы сравнили результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента и контрольного, проанализировали их, а также определили, появилась ли динамика повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО. Повторная диагностика проводилась по тем же диагностическим материалам, что и первичная.

Таблица 3

Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (знания в области детской психологии и дошкольной педагогики) на контрольном этапе

Уровень

Количество педагогов

Абс.

%

Базовый

0

0

Достаточный

3

14

Высокий

19

86

Сравнив и проанализировав данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы можем сказать, что общий уровень дидактико-методической компетентности педагогов значительно повысился. Так, высокий уровень знаний в области детской психологии и дошкольной педагогики мы выявили у 13 педагогов (59 %) на констатирующем этапе и у 19 педагогов (86 %) на контрольном этапе. Все это говорит о высокой эффективности работы, проводимой с педагогами на формирующем этапе.

Таблица 4

Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (в области экологического образования дошкольников) на контрольном этапе

Уровни

Количество педагогов

Абс.

%

Базовый

5

23

Достаточный

11

50

Высокий

6

27

Таким образом, мы можем наблюдать, как изменились знания педагогов. Если на констатирующем этапе эксперимента у всех педагогов (22 педагога — 100 %) мы выявили базовый уровень сформированности знаний об экологическом образовании дошкольников, то на контрольном этапе эти данные значительно изменились. Так, базовый уровень знаний все еще присутствует, но составляет лишь 23 % (5 педагогов), 11 педагогов (50 %) показали достаточный уровень знаний и у 6 педагогов (27 %) мы диагностировали высокий уровень сформированности знаний об экологическом образовании дошкольников.

Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента была доказана эффективность проведенной нами работы, так как было выявлено, что дидактико-методическая компетентность педагогов повысилась, а значит, интерактивные технологии являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Литература:

  1. ФГОС. — Текст: электронный // https://fgos.ru/: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 27.07.2020).
  2. Профессиональный стандарт Педагог. — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (Дата обращения: 27.07.2020).
  3. Вепрева, И. И. Методическая служба в дошкольном учреждении / И. И. Вепрева. — Текст: непосредственный // Управление ДОУ. — 2010. — № 4. — С. 86–90.
  4. Нечаев, Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая. — Текст: непосредственный // Вестник УРАО. — 2002. — № 1. — С. 3–21.
  5. Корешкова, М. Н. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования / М. Н. Корешкова, М. А. Рыжевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 466–469.
  6. Руденко, Т. Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Руденко Татьяна Борисовна; Волгоградский гос. пед. ун-т. — Волгоград, 1999. — 181 c. — Текст: непосредственный.
  7. Перминова, Л. М. Дидактическая модель обучения: методология, структура / Л. М. Перминова. — Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. — 2015. — № 3. — С. 61–68.
  8. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В. В. Гузеев. — Москва: Сентябрь, 2006. — 191 c. — Текст: непосредственный.
  9. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. — Санкт-Петербург: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. — 536 c. — Текст: непосредственный.
  10. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2017. — 353 c. — Текст: непосредственный.
  11. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. — 2-е изд. — Москва: Юрайти, 2019. — 411 c. — Текст: непосредственный.
  12. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — Москва: Академия, 2013. — 336 c. — Текст: непосредственный.
  13. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. — Текст: электронный // https://dob.1sept.ru/: [сайт]. — URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200502310 (дата обращения: 21.08.2020).
  14. Кашлев, С. С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. — Москва: ГОРИЗОНТ, 2004. — 174 c. — Текст: непосредственный.
  15. Энциклопедия педагогических ситуаций / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, И. И. Гоший, Ф. С. Гайнулова. — Москва: Сфера, 2011. — 128 c. — Текст: непосредственный.
  16. Тимофеева, Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. — Москва: Педагогическое общество России, 2013. — 96 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактико-методическая компетентность педагогов, педагог, экологическое образование дошкольников, детская психология, дошкольная педагогика, дошкольное образование, контрольный этап, профессиональная компетентность педагогов, знание, констатирующий этап.


Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Божа, А. В. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми / А. В. Божа.

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

 В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО. Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного... Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода в дошкольном oбразовательном учреждении. дошкольное образование, компетентность, детский сад, образовательная среда, подход...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Алехина, И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность...

Рост педагогического мастерства воспитателя в экологическом...

Один из педагогов детского сада увлекается экологическим воспитанием. Он уделяет много внимания этому направлению, дети обладают высоким уровнем экологической культуры, но при этом работа по другим разделам дошкольного воспитания проводится поверхностно.

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности

У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога...

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Божа, А. В. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми / А. В. Божа.

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

 В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО. Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного... Реализация компетентности и кoмпетентнoстного пoдхода в дошкольном oбразовательном учреждении. дошкольное образование, компетентность, детский сад, образовательная среда, подход...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Алехина, И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность...

Рост педагогического мастерства воспитателя в экологическом...

Один из педагогов детского сада увлекается экологическим воспитанием. Он уделяет много внимания этому направлению, дети обладают высоким уровнем экологической культуры, но при этом работа по другим разделам дошкольного воспитания проводится поверхностно.

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности

У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога...

Задать вопрос