О музыкальном произведении как объекте авторского права и о его признаках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Кайнова, Ю. В. О музыкальном произведении как объекте авторского права и о его признаках / Ю. В. Кайнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81108/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается дать определение понятию «музыкальное произведения» и рассмотреть его основные признаки.

Ключевые слова: произведение, музыка, авторское право, творчество, музыкальное произведение

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса произведение литературы науки и искусства подлежат охране в качестве объектов авторского права [1]. Однако, в Гражданском кодексе отсутствует определение даже такого базового понятия как «произведение». Такое положение, на наш взгляд, связано с тем, что четкое законодательное определение любого результата творческой деятельности в сфере искусства по сути будут устанавливать некие ограничительные рамки и диктовать, что может являться произведением, а что нет. Такого рода ограничения будут ущемлять авторов произведений и негативно влиять на процесс творчества. Кроме того, общество достаточно активно развивается, появляются все новые способы творческого самовыражения и их результаты, законодатель просто объективно не может предусмотреть все «сценарии» такого развития в нормативно-правовых актах. В связи с этим для исследования данного вопроса считаем нужным обратиться к доктрине.

Д. Н. Ушаков понимал под музыкой «искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов» [2]. По мнению Ю. В. Келдыша же музыка — это «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из звуков определённой высоты (тонов)» [3, с. 470]. По нашему мнению, именно определение Ю. В. Келдыша наиболее точно раскрывает понятие музыки.

Под понятием произведения ученые также толкуют по-разному. Так, С. А. Чернышева под произведением понимает совокупность элементов, воплощённых через форму и содержание в самостоятельном, чуждом, новом, подражательности результате творческой деятельности [4, с. 21]. Э. П. Гаврилов же понимает «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [5, с. 44]. Однако наиболее полное и развернутое определение произведению, по нашему мнению, дал В. И. Серебровский. Произведение — это совокупность образов, мыслей, которые получили в результате творческой деятельности автора, выражение в доступной для восприятия человеком конкретной форме, допускающие возможность воспроизведения [6, с. 32].

Несмотря на отсутствие определения произведения в авторском праве, законодатель все же закрепил его основные признаки, которые по факту являются условиями его охраноспособности.

Первый признак — произведение должно являться результатом творческой деятельности.

В Гражданском кодексе и не содержится определения творчества, однако законодатель все же попытался дать определение данному явлению в ст. 3 Закона Российской Федерации об основах законодательства Российской Федерации о культуре. В соответствии с вышеуказанным актом творчество — это деятельность, которая направлена на создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурной ценностью же понимается в том числе произведения культуры и искусства [7]. На наш взгляд данное определение является слишком широким, и под творчеством следует понимать интеллектуальную деятельность человека в области литературы, искусства и науки, которая направлена на создание нового оригинального результата.

Следует также отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом в российской федерации не существует презумпции оригинальности произведения, претендующего на правовую охрану. Однако, Верховный суд в своем постановлении № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал в п. 80, что «пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом» и также отметил, что отсутствие уникальности такого результата не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и не является объектом авторского права [8]. С одной стороны, данное положение, возможно, может быть более справедливым по отношению к авторам, однако оно отменяет суть творческой деятельности — оригинальность (новизну) результата. Поскольку процесс создания чего-либо также может быть творческим и оригинальным, но результат в конечном итоге может и не носить такой характер, то есть творческая деятельность наличествует, но отсутствует сам охраняемый авторским правом ее результат.

Вторым важным признаком произведения является его выражение в объективной форме. Поэтому, если музыкальное произведение запечатлено в сознании автора даже в оконченном виде, то оно все равно не будет охраняться авторским правом.

Наиболее традиционным способом выражения музыкального произведения нотная запись. Однако в настоящее время с помощью видео-уроков почти любой желающий может получить минимальные навыки игры на музыкальном инструменте или вокалу и без знания нотной грамоты.

Еще одной объективной форма выражения произведения — устная, однако законодатель установил главное условие — публичность. При этом под публичностью ст. 1270 Гражданского кодекса понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для посещения, или, где присутствует значительное число лица, которые не принадлежат к обычному кругу семьи [1]. Из чего следует, что произведение, которое исполняется автором в домашнем кругу или в одиночестве, не будет считаться выраженным в объективной форме, поскольку в случае возникновения споров будет почти невозможно доказать права на музыкальное произведение ввиду заинтересованности.

Способом фиксации устной формы может также являться звуко- или видеозапись. При этом не имеет значения качество этой записи. Главным условием тут будет выступать возможность идентифицировать зафиксированный набор звуков.

Некоторые специалисты в области авторского права также справедливо выделяют в качестве еще одной формы выражения произведения цифровую форму. Она обязана своим появлением техническому прогрессу, в результате которого расширились границы в области звукозаписи и получили развитие специальные компьютерные программы. В данном случае, объективной формой выражения музыкального произведения является непосредственно электронный файл любого формата, который содержится в памяти компьютера или другой техники. Однако, следует отметить, что пока цифровая форма никак не отражена в законодательстве, но в настоящее время она является одной из наиболее распространенных.

Таким образом, на основании вышеизложенного, под музыкальным произведением следует понимать совокупность мыслей, образов, получившие в результате творческой деятельности выражение в форме организованных по высоте и во времени звуковых последований, допускающие возможность воспроизведения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета. 2006.
  2. Толковый словарь Ушакова Д. Н.// (Электронный ресурс) https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=30927.
  3. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Курсив. — 1996.
  4. Чернышева С.А Авторское право России: основные положения: Учеб. пособие / Ин–т государства и права РАН, Акад. правовой ун–т. — М. — 2001
  5. Гаврилов Э. П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. — М.: Экзамен. — 2005
  6. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Издательство Академии наук СССР.
  7. Закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612–1) // Российская газета. 1992
  8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 23.04.2019 О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. 2019
Основные термины (генерируются автоматически): Гражданский кодекс, музыкальное произведение, творческая деятельность, Российская Федерация, объективная форма, произведение, возможность воспроизведения, творческая деятельность автора, творческий труд, цифровая форма.


Похожие статьи

Понятие и признаки объектов авторского права | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, произведение, ГК РФ

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма.

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный...

Проблемы защиты авторского права на музыкальные...

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана, интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, Гражданский кодекс... Гражданско-правовые договоры в произведениях...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий

На мой взгляд, музыкальное произведение — это произведение, созданное в результате

В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы...

Музыкальное произведение — это результат творческой...

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана

Все эти произведения являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае. Как известно, каждый труд должен...

Музыкальное произведение — это результат творческой...

Все эти произведения являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в

Статья 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, музыкальное произведение, область музыки, объективная форма, презумпция авторства, признак новизны, юридическая литература.

Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Музыкальные произведения как объекты авторского права

Автор проводит исследование особенностей, объективного выражения музыкальных

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий.

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

музыкальное произведение, произведение, Российская Федерация, гражданский кодекс, смерть автора, жизнь автора, исполнитель, переработка произведения, производное произведение, срок действия.

Похожие статьи

Понятие и признаки объектов авторского права | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, произведение, ГК РФ

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма.

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный...

Проблемы защиты авторского права на музыкальные...

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана, интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, Гражданский кодекс... Гражданско-правовые договоры в произведениях...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий

На мой взгляд, музыкальное произведение — это произведение, созданное в результате

В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы...

Музыкальное произведение — это результат творческой...

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая деятельность, Суд, правовая охрана

Все эти произведения являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае. Как известно, каждый труд должен...

Музыкальное произведение — это результат творческой...

Все эти произведения являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в

Статья 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит

музыкальное произведение, коллективная основа, Российская Федерация, творческая...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, музыкальное произведение, область музыки, объективная форма, презумпция авторства, признак новизны, юридическая литература.

Некоторые аспекты авторских и смежных прав, сложившихся при...

интеллектуальная собственность, аудиовизуальное произведение, интернет, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, произведение, сеть, российское законодательство, образовательный продукт... Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение.

Музыкальные произведения как объекты авторского права

Автор проводит исследование особенностей, объективного выражения музыкальных

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий.

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

музыкальное произведение, произведение, Российская Федерация, гражданский кодекс, смерть автора, жизнь автора, исполнитель, переработка произведения, производное произведение, срок действия.

Задать вопрос