Некоторые особенности правовой природы ноу-хау | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Носов, К. И. Некоторые особенности правовой природы ноу-хау / К. И. Носов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81065/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье определяется соотношение понятий «ноу-хау» и «коммерческая тайна», а также рассматриваются проблемы, связанные с правовой природой секрета производства.

Ключевые слова: секрет производства, ноу-хау, коммерческая тайна, исключительное право.

Несмотря на то, что термин «ноу-хау» был введен в отечественное законодательство еще в 1990 году в качестве составной части интеллектуальной собственности, правовой статус этого понятия до сих пор нуждается в более четком определении и выражении, выделении особенных свойств, отличных от понятия коммерческой тайны.

Представляется целесообразным раскрыть понятие коммерческой тайны, выделить его основные свойства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — ФЗ об информации), конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [1].

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 содержит в себе закрытый список конфиденциальной информации [2]. Перечень состоит из 7 наименований, одним из которых и выступает коммерческая тайна.

В соответствии с п.2. ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» (далее — ФЗ о коммерческой тайне), информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [3].

В соответствии с п.1 указанной статьи коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну, разнятся. Первое обозначает лишь введенный режим в отношении второго. Второе понятие представляется для нашего исследования наиболее подходящим, полным, отражающим необходимые свойства рассматриваемого понятия. Соответственно, признаками, определяющими информацию, составляющую коммерческую тайну будем считать следующими:

Во-первых, это могут быть любые сведения, любого характера, от организационных, например, кадровый состав предприятия, до технических, например, необходимость специализированного оборудования для производства.

Во-вторых, это сведения, неизвестные третьим лицам.

В-третьих, коммерческая ценность, т. е. это сведения, позволяющие получать выгоду.

В-четвертых, обязательность установления режима коммерческой тайны для этих сведений.

Понятие «ноу-хау» или «секрет производства», а также особенности, связанные с использованием и распоряжением сведений, регламентируются 75 главной ГК РФ. Определение мы можем найти в 1465 статье: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны» [4].

Перечень сведений, составляющих секрет производства, законодателем не обозначен, следовательно, он является открытым. Однако следует заметить, что, по сравнению с предыдущей редакцией закона, произошло сужение рассматриваемого понятия.

В 2014 году государство существенно изменило свою политику в отношении секрета производства. Во-первых, оно сузило круг информации, способной выступать в качестве секрета производства. Во-вторых, оно значительно смягчило требования к режиму конфиденциальности [5].

Понятие ноу-хау довольно широкое: именно это, по нашему мнению, одно из его главных достоинств по сравнению, например, с патентами — более узкого понятия, требующими государственной регистрации. Поэтому многие сведения интеллектуального труда, в том числе организационные или экономические, отличные от любых технических изобретений, будут защищены не патентом, а правом на секрет производства.

Таким образом первым признаком ноу-хау будем считать следующий: это любые сведения интеллектуального труда, в том числе в области науки и техники, а также любые организационные сведения.

Второй признак секрета производства связан с его коммерческой ценностью. Это означает, что обладание сведениями, составляющими ноу-хау, которые неизвестны третьим лицам, приносит или потенциально будет приносить выгоду для его обладателя перед конкурентами.

Третий признак заключается в том, что обладателю необходимо предпринимать разумные меры к охране секрета производства. Такой мерой, например, может быть введение режима коммерческой тайны. Однако введение режима коммерческой тайны хоть и предлагается законодателем в качестве разумной меры к охране секрета производства, но не является обязательным в отношении секрета производства.

Понятие разумных мер регламентирует п.5 ст. 10 Федерального закона о коммерческой тайне: меры к охране признаются разумно достаточными при условиях:

1) если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны [6].

Между тем, на наш взгляд, существующие уточнения представляются несколько противоречивыми. Если первый пункт не вызывает никаких вопросов, то второй пункт разберем более детально. Как мы выяснили, введение режима коммерческой тайны в отношении «ноу-хау» не является формально обязательным. Однако данный пункт хоть и конкретизирует условия «достаточности», но при этом предполагает введение режима коммерческой тайны. По итогу отсутствие режима коммерческой тайны порождает неопределенность в решении вопроса о принятии разумных мер по охране секрета производства.

Следовательно, понятие коммерческой тайны и секрета производства соотносятся как частное с общим: многие определяющие признаки являются одинаковыми, однако коммерческая тайна — более широкое понятие. Секрет производства, в свою очередь, более узкое понятие, охватывающее меньший круг информации и сведений. Наиболее важным отличие, на наш взгляд, является обязательность установления режима коммерческой тайны в отношении первого понятия.

Одним из ключевых моментов в понимании правовой природы ноу-хау является вопрос об обладании исключительным правом на секрет производства. Ноу-хау — это результат интеллектуального труда, следовательно, его обладатель приобретает основанное на законе исключительное право на использование и распоряжение сведениями, в том числе связанное с производством товаров, с экономическими и маркетинговыми решениями по его реализации, а также с организационными решениями. Более того, необходимо сохранение его конфиденциальности. Любое лицо, недобросовестно заполучившее информацию о секрете производства, нарушит исключительное право на ноу-хау. Однако если лицо добросовестно, своим интеллектуальным трудом получит аналогичную информации, такое лицо получит независимое от первого лица исключительное право на ту же информацию, на тот же секрет производства [7].

Следовательно, во-первых, не исключается ситуация, при которой у идентичного ноу-хау будет несколько независимых обладателя исключительного права, при условии, что информация каждым из них получена самостоятельно и добросовестно, а также предприняты разумные меры к сохранению ее конфиденциальности. Во-вторых, в отличие от патента, исключительное право на ноу-хау не ограничено по времени: пока сведения не стали известны общественности, либо третьим лицам, а также приносят коммерческую выгоду, исключительное право сохраняется за обладателем без временных ограничений. Соответственно, даже незаконное разглашение сведений о секрете производства лишает обладателя исключительного права на эти сведения, информацию.

Таким образом, с юридической точки зрения обладатель ноу-хау является фактическим монополистом на его использование, а не юридическим.

Подводя итог необходимо отметить, что понятие ноу-хау и коммерческая тайна соотносятся друг с другом как частное с общим. Понимание правовой природы секрета производства с вступившими изменениями в ГК РФ стало более определенным. Однако внесенные изменения являются неоднозначными, существуют некоторые коллизии, требующие правового регулирования.

Литература:

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — С. 3448.
  2. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». [Электронный источник] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13532/ (дата обращения: 21.04.2021).
  3. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — С. 3283.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть четвертая: ФЗ от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.). — С. 5496.
  5. Каменева П. В., Лупандина О. А. Секрет производства (ноу-хау) как способ охраны результатов интеллектуальной деятельности // Вестник ТИУиЭ. 2020. № 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sekret-proizvodstva-nou-hau-kak-sposob-ohrany-rezultatov-intellektualnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.05.2021).
  6. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — С. 3321.
  7. Доротенко Д. Секрет производства (ноу-хау): правовой статус. [Электронный источник] — URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/dorotenko/1186956/ (дата обращения: 25.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): секрет производства, тайна, введение режима, интеллектуальный труд, информация, коммерческая тайна, лицо, обладатель, охрана секрета производства, сведение.


Похожие статьи

Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну

Вопросы использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну, регулируются

– получение коммерческой тайны другого лица, лицом, которое знает или имеет основания

Закон о коммерческой тайне в ст. 10 предусматривает меры по охране...

Гражданско-правовая охрана секрета производства в РФ

В статье рассматривается гражданско-правовая охрана секрета производства (ноу-хау), проводится сравнительный анализ с патентом, как альтернативным способом защиты интеллектуальных прав. Автор выделяет положительные и отрицательные стороны секрета...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

Таким образом, секрет производства может охраняется патентным правом, режимом

Согласно статье 4 Закона, режим коммерческой тайны устанавливается обладателем такой информации.

Коммерческая тайнарежим конфиденциальности информации...

Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау | Статья в журнале...

Ключевые слова: ноу-хау, секрет производства, интеллектуальная собственность, коммерческая тайна. Среди всех объектов интеллектуальных прав к инновационной сфере наиболее близкое отношение имеют изобретения и ноу-хау, так как в этом качестве охраняется...

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Коммерческая тайнарежим конфиденциальности информации, позволяющий ее

Единой методики разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в

12. Издание приказа о введении перечня в действие и доведение его до сотрудников под роспись.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности и объект...

Право на секрет производствам (ноу-хау) входит в права на результаты интеллектуальной деятельности независимо от принципа исключительности, что

Таким образом, обладатель секрета производства получает своеобразное право, не являющееся при этом абсолютным.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау). Это означает, что в...

Способы защиты коммерческой тайны | Статья в журнале...

Ключевые слова: тайна, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, информация, информационная безопасность.

Для установления режима коммерческой тайны проводится ряд мероприятий в организации, которые можно обозначить как способы охраны и защиты...

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового...

Коммерческая тайна представляет собой конфиденциальную информацию, при помощи которой обладатель, при определённых обстоятельствах имеет возможность увеличить тем или иным образом доходы, или напротив, отойти от неоправданных расходов, а также...

Похожие статьи

Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну

Вопросы использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну, регулируются

– получение коммерческой тайны другого лица, лицом, которое знает или имеет основания

Закон о коммерческой тайне в ст. 10 предусматривает меры по охране...

Гражданско-правовая охрана секрета производства в РФ

В статье рассматривается гражданско-правовая охрана секрета производства (ноу-хау), проводится сравнительный анализ с патентом, как альтернативным способом защиты интеллектуальных прав. Автор выделяет положительные и отрицательные стороны секрета...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

Таким образом, секрет производства может охраняется патентным правом, режимом

Согласно статье 4 Закона, режим коммерческой тайны устанавливается обладателем такой информации.

Коммерческая тайнарежим конфиденциальности информации...

Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау | Статья в журнале...

Ключевые слова: ноу-хау, секрет производства, интеллектуальная собственность, коммерческая тайна. Среди всех объектов интеллектуальных прав к инновационной сфере наиболее близкое отношение имеют изобретения и ноу-хау, так как в этом качестве охраняется...

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Коммерческая тайнарежим конфиденциальности информации, позволяющий ее

Единой методики разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в

12. Издание приказа о введении перечня в действие и доведение его до сотрудников под роспись.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности и объект...

Право на секрет производствам (ноу-хау) входит в права на результаты интеллектуальной деятельности независимо от принципа исключительности, что

Таким образом, обладатель секрета производства получает своеобразное право, не являющееся при этом абсолютным.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау). Это означает, что в...

Способы защиты коммерческой тайны | Статья в журнале...

Ключевые слова: тайна, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, информация, информационная безопасность.

Для установления режима коммерческой тайны проводится ряд мероприятий в организации, которые можно обозначить как способы охраны и защиты...

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового...

Коммерческая тайна представляет собой конфиденциальную информацию, при помощи которой обладатель, при определённых обстоятельствах имеет возможность увеличить тем или иным образом доходы, или напротив, отойти от неоправданных расходов, а также...

Задать вопрос