Влияние экологических знаний студентов СПО на их социальное стремление к экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Влияние экологических знаний студентов СПО на их социальное стремление к экологической безопасности / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80990/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается взаимосвязь экологического просвещения студентов колледжа и их социального стремления к экологической безопасности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическое мышление, экологическое просвещение, экологическое поведение.

Современное экологическое образование и просвещение в большей степени опирается на социокультурные навыки, общечеловеческие ценности, чем на предметные знания и законы природы.

Бытует мнение, что выпускники средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) должны быть, не столько предметно образованы, сколько социально адаптированы к постоянно меняющейся окружающей среде, иметь способность самостоятельно самообразовываться и самосовершенствоваться. Относится ли это также к формированию экологического поведения человека в современном обществе? Как зависит стремления личности к экологической безопасности от экологических знаний, полученных при изучении общей экологии в школьном курсе и экологических основ природопользования в колледже?

Экологическое поведение личности основывается на социальной активности, на неравнодушном отношении к окружающей среде, решении экологических проблем общества.

По мнению Курманова А. В. «экологическое поведение личности включает соблюдение параметров: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологические знания, инициатива, нацеленность на результат — всё это составляющие экологического поведения» [4, с. 181].

Экологически воспитанная и образованная личность через общение с природой реализует свои основные потребности — практические, адаптивные, личностные и эстетические. Создает, таким образом, ценностные ориентиры. Любовь к природе выражается уже не в простом любовании красотой ландшафтов, а переживанием за сохранение объектов природы и попыткой создания не только комфортной, но и благоприятной и безопасной окружающей среды.

Экологическое образование дает основные эколого-ориентированные навыки. Однако формирование экологического поведения происходит длительное время, и чаще не на уроках, а за пределами учебного учреждения. Сначала экологическое сознание проявляется в эстетическом восприятии природы, развиваются чувства возвышенного и прекрасного. Загрязнение окружающей среды, уничтожение объектов природы вызывает эмоциональное переживание. Затем экологическое сознание, опираясь на полученные знания, проявляется в бытовой и в профессиональной деятельности. Со временем формируются экологические убеждения и привычки экологического поведения.

Изучение формирование экологического поведения невозможно без изучения профессионально-экологической ответственности выпускников колледжа.

Исследователи в этой области выделяют несколько критериев оценки профессионально-экологической ответственности [5].

Результативные критерии включают в себя комплекс полученных в процессе обучения знаний и способность их применения в решении учебных задач.

Нормативные критерии включают знания законов природы, основ природопользования и применение этих знаний в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Социальные и дидактические критерии включают выбор способа решения экологических задач и возможность адаптивного применения знаний и полученных экологических навыков в меняющихся условиях профессиональной деятельности, способность к рефлексии.

В работах Осиповой С. В. выделяется три структурных элемента модели формирования профессионально-экологической ответственности: ценностный, содержательно-информационный и деятельностно-поступочный [5].

Исследование сути экологического поведения личности, а именно выявление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением студентов СПО, сводятся к изучению взаимосвязи трех вышеуказанных компонентов.

В рамках проведенного исследования, выявлялось отношение студентов к окружающей среде, экологической культуре, к художественным ценностям, связанными с природой и ее компонентами. Также студенты оценивали уровень знаний законов природы, оценивали свой уровень информации о природе родного города, определяли влияние природы на свое поведение и изменение поведения в сторону экологически ориентированного.

Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Основные компоненты модели формирования профессионально-экологической ответственности у студентов СПО

Ценностный

Содержательно-информационный

Деятельностно-поступочный

Контрольная группа

63 %

42 %

44 %

Экспериментальная группа

70 %

58 %

63 %

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Диаграмма изменения компонентов экологической ответственности

Рис. 1. Диаграмма изменения компонентов экологической ответственности

У опрошенных респондентов из экологических ценностей преобладают явления природы, красота природы в картинах художников, родные ландшафты. Свои экологические знания студенты оценивают на среднем уровне, и указывают на отсутствие способностей обучить кого-либо правильному взаимодействию с природой. Экологически-ориентированное поведение в самооценке студентов проявилось у большинства опрошенных экспериментальной группы.

Однако, при проведении исследования на установление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением учащихся, выявилось также противоречие между стремлением к благоприятной окружающей среде и отсутствием или недостаточной заботой о сохранении природы. Этот аспект требует дополнительной педагогической работы с молодежью, направленной на возможность практического применения изученных форм безопасного и познавательного взаимодействия с природой.

Исследование показало, что наряду с повышением ценностного и образовательного компонентов экологической ответственности, увеличилось количество студентов готовых к практическому взаимодействию с природой.

В результате статистического исследования между компонентами экологической ответственности обнаружена статистически достоверная значимая связь. Значение корреляции составило 0,749–0,799, что показывает на связь между экологическими знаниями студентов и экологической ответственностью за безопасность окружающей среды. Данная корреляционная связь является статистически значимой (р ˂ 0,01).

Поскольку, «экологическая компетентность является имманентным качеством любого специалиста», экологическому образованию и просвещению, формированию знаний законов природы и навыков общения с природой следует уделять особое внимание при воспитании будущих профессионалов.

Литература:

1. Гулько Е. Ю. Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи // Социологический альманах. 2017. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskogo-soznaniya-i-povedeniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 14.04.2021).

2. Голод Н. В. Социально-экологическая активность молодежи. Формы и методы. // URL: Социально-экологическая активность молодежи формы и методы | статья по биологии: | образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения 14.04.2021).

3. Захарова Н. Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а ВУЗу становиться «зеленым». // URL: Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а вузу становиться «зеленым» — Эковики (ecowiki.ru) (дата обращения 14.04.2021)

4. Курманов А. В. Профессионально-направленная воспитательная работа как фактор формирования экологической компетентности студентов колледжа // «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона». Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. — Тверь, 2010.

5. Осипова С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа // [Электронный ресурс]// URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-ekologicheskoi-otvetstvennosti-u-studentov-kolledzha (дата обращения 14.04.2021)

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое поведение, окружающая среда, экологическая ответственность, знание, профессионально-экологическая ответственность, экологическая безопасность, экологическое поведение личности, профессиональная деятельность, экологическое образование.


Похожие статьи

Экологическая подготовка персонала как воспитательная мера по...

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическое образование, повседневная деятельность, сфера экологии, экологическая культура, экологическая подготовка, экологическое обучение, высшее...

Исследовательская деятельность и экологическое образование...

Сметанина, Т. К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся / Т. К. Сметанина.

Основной целью школьного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение. Экологическое образование студентов как базовая составляющая...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Экологическая культура, в более формальной интерпретации, — это система особых взаимоотношений человека и природы. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура

В настоящее время уровень экологической культуры и экологического мышления в

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Экологическая этика: жизненная практика и теоретические...

Благодаря своей универсальности экологическая этика проникает во все виды практик: производственную, научную, социальную, повседневно-бытовую. Поэтому альтернативная постановка вопроса о том, является ли экологическая этика сводом теоретических принципов...

Экологическая безопасность. Экология личного пространства...

Ключевые слова:общество, экологическая безопасность, природные ресурсы, природа, окружающая среда. Экологическая безопасность, как одна из глобальных проблем в современном мире нуждается в необходимости создания механизма...

Похожие статьи

Экологическая подготовка персонала как воспитательная мера по...

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическое образование, повседневная деятельность, сфера экологии, экологическая культура, экологическая подготовка, экологическое обучение, высшее...

Исследовательская деятельность и экологическое образование...

Сметанина, Т. К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся / Т. К. Сметанина.

Основной целью школьного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение. Экологическое образование студентов как базовая составляющая...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Экологическая культура, в более формальной интерпретации, — это система особых взаимоотношений человека и природы. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура

В настоящее время уровень экологической культуры и экологического мышления в

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Экологическая этика: жизненная практика и теоретические...

Благодаря своей универсальности экологическая этика проникает во все виды практик: производственную, научную, социальную, повседневно-бытовую. Поэтому альтернативная постановка вопроса о том, является ли экологическая этика сводом теоретических принципов...

Экологическая безопасность. Экология личного пространства...

Ключевые слова:общество, экологическая безопасность, природные ресурсы, природа, окружающая среда. Экологическая безопасность, как одна из глобальных проблем в современном мире нуждается в необходимости создания механизма...

Задать вопрос