Концепция облика беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 17.02.2021

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Мосиенко, С. А. Концепция облика беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения / С. А. Мосиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78658/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье приведен концептуальный облик перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения для Вооруженных Сил Минобороны России.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, радиолокационная станция, воздушная разведка, оптико-электронная аппаратура.

Введение. Решение сложной научно-технической задачи разработки перспективного беспилотного вертолетного комплекса радиолокационно-оптического обнаружения (БпВК РЛОО) межвидового применения требует огромных финансовых, материальных, людских и временных затрат. В связи с этим целесообразно выделить принципиально важные направления, определяющие облик перспективного БпВК РЛОО, реализация которых требует не только количественного улучшения показателей эффективности решаемых функциональных задач, но и использования принципиально новых конструкторских решений.

Принцип обоснования облика БпВК РЛОО

БпВК РЛОО применяется в системе разведывательного обеспечения войск Вооруженных Сил (ВС) и является перспективным средством подразделений разведки радиотехнических войск воздушно-космических сил (ВКС), соединений (воинских частей) артиллерийской разведки ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск (СВ), соединений, частей и подразделений морской авиации флотов, частей морской пехоты, а также частей особого и специального назначения, входящих в состав разведок флотов Военно-морского флота (ВМФ) [1–5].

Комплекс ботового оборудования (КБО) БпВК РЛОО использует бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) и оптико-электронную станцию (ОЭС) в качестве основных источников информации для решения задач контроля воздушной, наземной и надводной обстановки, наведения на цель авиационных средств поражения. Эти задачи должны решаться на любом театре военных действий (ТВД): круглогодично, независимо от погодных условий и естественной освещенности, наличия дыма и пыли; непрерывно либо с заданной частотой обращения; на больших удалениях от точки запуска и в широкой зоне наблюдения, в том числе вне зоны ПВО противника; скрытно; в условиях активной радиоэлектронной борьбы (РЭБ); в реальном масштабе времени, путем передачи данных на мобильный (наземный) пункт управления с дальнейшей их трансляцией на автоматизированные системы управления (АСУ) командных пунктов (КП) всех видов Вооруженных Сил.

Составные части БпВК РЛОО обеспечивают выполнение следующих функциональных задач:

– обнаружение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли (моря), измерение расстояний до них;

– обнаружение и сопровождение движущихся наземных и морских целей, в том числе средств воздушного нападения (СВН);

– измерение расстояний и азимутов наземных и морских целей;

– обнаружение и сопровождение постановщика активных помех;

– опознавание государственной принадлежности обнаруженных объектов;

– управление авиационными средствами поражения (АСП);

– ведение ближнего маневренного боя с использованием ракетного вооружения;

– осуществление целеуказания ракетно-артиллерийскому вооружению СВ и ВМФ;

– наблюдение за полем боя, контроль результатов действий ударных сил и средств путем использования оптико-электронной системы;

– предотвращение (срыв) возможных атак средств зенитных ракетных систем и комплексов и истребителей противника путем применения бортовых средств самообороны;

– обнаружение и слежение за объектами, скрытыми в лесных массивах, обнаружение заглубленных объектов и малоразмерных морских объектов путем применения многофункциональной радиолокационной станции с синтезированной апертурой;

– картографирование земной поверхности;

– оценка метеорологической обстановки;

– управление БпВТ в условиях применения противником средств РЭБ;

– передача радиолокационных данных в мобильный (наземный) пункт управления (МПУ) в режиме псевдослучайной перестройки рабочей частоты (ППРЧ) передатчика;

– передача видеоданных в МПУ в режиме ППРЧ;

– прием навигационных данных от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в условиях применения противником средств РЭБ путем использования помехоустойчивой навигационной системы;

– автономный полет БпВК РЛОО в случае отсутствия канала управления «борт — земля»;

– пилотирование и навигация БпВК РЛОО во всем диапазоне условий его боевого применения — как одиночно, так и в составе группы;

– автоматический контроль состояния подсистем КБО;

– предотвращение столкновения БпВК РЛОО с другими летательными аппаратами в воздухе путем применения средств взаимодействия с ОрВД;

– автоматическое выполнение боевого задания при действии по заранее заданным целям с возможностью передачи управления БпВК РЛОО, разведывательным оборудованием и оружием операторам МПУ в любой момент времени;

– автоматическое выполнение заданных типовых маневров БпВК РЛОО (противоракетных, противоистребительных и противозенитных);

– обеспечение посадки БпВК РЛОО на площадки (безаэродромное базирование) не оборудованные наземными радиотехническими посадочными средствами;

– автоматический расчет безопасной высоты полета БпВК РЛОО с учетом рельефа местности, искусственных препятствий, температуры и атмосферного давления в соответствии с Федеральными авиационными правилами;

– оптимальный расчет маршрутов (времени пролета пунктов, расхода топлива) с учетом направления и скорости ветра;

– общий обзор зоны полетов БпВК РЛОО, включая рельеф местности, искусственные препятствия, топографические особенности ТВД с выводом информации о воздушных трассах нижнего и верхнего воздушного пространства, запретных для полетов зон, зон контролируемого пространства средствами связи и управления воздушным движением;

– коррекция полетного задания БпВК РЛОО в воздухе путем выбора боевых заданий из состава имеющихся на борту;

– информационное обеспечение и боевое управление БпВК РЛОО.

Принципы обоснования технического облика БпВК РЛОО (рисунок 1) были представлены автором в [4–5]. Оснащение современных и перспективных БпЛА бортовыми РЛС формирует требования по массогабаритным параметрам и определяет энергетику бортовых источников электропитания.

Для решения оперативно-тактических требований был разработан летательный аппарат вертолетного типа с основными техническими характеристиками, приведенными в таблице № 1. Указанные технические характеристики подтверждаются техническим условием на БпВТ. БпВТ был собран и прошел предварительные наземные и летные испытания в пилотируемом режиме. Испытания турбовального двигателя проводились в соответствии ОСТ.1.00210–76. Летные испытания вертолета включали в себя следующие элементы: полеты на привязи; руление на различных скоростях; полеты у земли; висение; развороты; полеты по прямой и по кругу.

Принцип обоснования облика БпВК РЛОО

Рис. 1. Принцип обоснования облика БпВК РЛОО

Синтезированный в соответствии с изложенными принципами концептуальный облик БпВК РЛОО был показан автором в работах [2–4]. БпВК РЛОО (рисунок 2) содержит: носовую часть фюзеляжа (1); центральную часть фюзеляжа (2); хвостовую балку (3) и килевую балку (4), оснащенную боковыми килями (5); турбовальный двигатель (6), размещенный в центральной части фюзеляжа; систему из двух соосных винтов противоположного вращения, на каждом из которых смонтированы втулки несущих винтов (7); полозковое шасси (9). В носовой части фюзеляжа (1) установлен радиопрозрачный обтекатель (8) и комплекс бортового оборудования.

На основе требований научно-исследовательских организаций Минобороны России к пилотируемым боевым вертолетам и в ходе выполнения НИР «Платформа-О», проводимой в инициативном порядке АО «ЦНИИ «ВОЛНА», автором статьи был проработан состав и структура КБО, вариант которой представлен на рисунке 3.

При разработке технического облика БпВК РЛОО согласно «Концепции создания научно-технического задела для перспективных вооружения и военной техники на период с 2016 по 2025 год», были реализованы принципы создания научно-технического задела в части базовых технологий: направленность на перспективу — отработаны технические решения реализации перспективных БпВТ; типажность — создан типоряд авиационных узлов и агрегатов для БпВТ; комплексность — сокращен временной цикл создания БпВК РЛОО за счет заблаговременно разработанных отдельных составных частей, модулей и блоков; высокий уровень готовности и реализуемости — малый объем доработки модулей КБО для БпВТ; межвидовость — разработан единый тип БпВТ межвидового применения.

Внешний вид БпВК РЛОО [5]

Рис. 2. Внешний вид БпВК РЛОО [5]

Поскольку сведения об элементах КБО и их технических характеристиках взяты из открытых источников (книг, статей, рекламных проспектов), реальные данные комплексов могут отличаться от рассматриваемых далее.

В состав КБО 1 входят пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) — (2), система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО) — (3), обзорно-прицельный комплекс (ОПЦ) — (4), бортовой комплекс связи и государственного опознавания (БКСиГО) — (5), бортовой комплекс радиоэлектронной разведки и индивидуального противодействия (БК РРиЭП) — (6), бортовая система объективного контроля и регистрации информации (БСОК) — (7), система управления оружием (СУО) — (8) и комплекс средств целевого разведоборудования (КСЦР) — (9). В состав ОПЦ входит бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и оптико-электронная система (ЭЭС).

Таблица 1

Основные технические характеристики БпВТ

Характеристика

Единица измерения

Значение

Мощность турбовального авиационного двигателя

кВт (л.с.)

180 (244)

Масса турбовального авиационного двигателя

кг

57

Практический потолок

м

3000

Максимальная дальность полета

км

330

Максимальная скорость полета

км/ч

160

Длина

мм

7108

Высота

мм

3350

Количество соосных несущих трехлопасных винтов

шт

2

Диаметр соосных несущих трехлопасных винтов

мм

7100

База шасси

мм

2670

Масса

кг

900

Полезная нагрузка при полном топливном баке

кг

700

Полная масса

кг

1600

Использование АФАР в БпВК РЛОО, давая возможность формировать электронно-управляемые диаграммы различной формы, позволяет решить комплекс проблем, включающих: возможность обеспечения высокоточного режима многоцелевого сопровождения на базе программируемого обзора пространства; одновременную работу БРЛС в нескольких режимах по воздушным, морским и наземным целям; управление мощностью излучения, адаптированное к конкретной целевой обстановке, и формирование многолучевых диаграмм направленности с провалами в направлении источников помех для решения задач радиоэлектронного противодействия.

В виду многообразия решений состав средств ПНК, СУОВО, БКСиГО, БК РРиЭП, БСОК, СУО и КСЦР в данной статье не рассматривается. По этой же причине в статье не рассматривается состав комплекса авиационного вооружения (КАВ), который определяется как авиационное оружие и совокупность специализированных устройств и систем, размещенных на летательном аппарате предназначенные для выполнения конкретной боевой задачи. КБО БпВК РЛОО выполнен модульным; замена модулей может быть выполнена непосредственно в условиях эксплуатации, что значительно снижает материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт.

Из-за ограничения объема статьи, автор не раскрывает технические характеристики комплексов и систем входящих в состав КБО. Важно подчеркнуть, что возможности КБО определяются ресурсами по массе, габаритам и потребляемой мощности и возрастают при переходе от БпВК РЛОО, выполняющего роль воздушной разведки, к разведывательно-ударным БпВТ.

Комплекс бортового оборудования БпВК РЛОО

Рис. 3. Комплекс бортового оборудования БпВК РЛОО

Как следует из состава КБО (рисунок 3) и параметров таблицы 2, варианты проектного облика БпВК РЛОО определяются только составом КАВ, в который входит авиационное оружие, включающее установки авиационного вооружения и АСП обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач

В качестве примера в статье приведена таблица 3, которая содержит результаты расчета общего веса полезной нагрузки БпВК РЛОО (с учетом средств КВО и КАВ). Например, вариант БпВТ РЛОО для ВМФ может иметь в составе АСП противолодочную корректируемую авиационную бомбу «Загон-2», вес которой составляет 120 кг. Таким образом, общий вес полезной нагрузи БпВК РЛОО, составит 582,8 кг.

При размещении на борту БпВК РЛОО авиационной управляемой ракеты «воздух-воздух» Р-73 и авиационного пускового устройства П-72–1Д общий вес КАВ составит 155 кг, при этом общий вес полезной нагрузи БпВК РЛОО — 617,8 кг. Управление и наведение ракетой на воздушную цель осуществляется БРЛС.

Таблица 2

Весовые характеристик КБО БпВК РЛОО

Наименование

Размерность

Значение

1. Пилотажно-навигационный комплекс

кг

27,5

2. Система управления общевертолетным оборудованием

кг

109,6

3. Обзорно-прицельный комплекс

кг

182,0

4. Бортовой комплекс связи и госпознования

кг

87,1

5. Бортовой комплекс радиоэлектронной разведки и индивидуального противодействия

кг

35,2

6. Бортовая система объективного контроля и регистрации информации (БСОК)

кг

4,0

7. Система управления оружием

кг

6,2

8. Комплекс средств целевого разведоборудования

кг

11,23

Итого

кг

462,8

При этом необходимо заметить, что в состав КАВ входит обзорно-прицельная система 4. СУО 21 является одним из основных элементов КБО 1 разведывательно-ударного БпВК РЛОО, обеспечивающим связь обзорно-прицельной системы 4 с АСП.

Таблица 3

Общий вес полезной нагрузки БпВК РЛОО

Наименование

Размерность

Значение

1. Комплекс бортового оборудования

кг

462,8

2. Комплекс авиационного вооружения

кг

237,2

Итого

кг

700 , 0

Заключение

Ни одна страна в мире в настоящее время не имеет БпВК РЛОО. Самые оптимистичные оценки показывают, что реализация БпВК РЛОО даже в развитой стране займет десятилетие. Как видно из [1–5], в настоящее время уровень научных исследований и конструкторских разработок в нашей стране не только не уступает мировому, но и превосходит его в ряде ключевых показателей. Рабочая конструкторская документация основных элементов комплекса бортового оборудования БпВК РЛОО разработана в соответствии ГОСТ РВ 15.203–2001, ей присвоена литера О1, что свидетельствует о высокой степени реализуемости БпВТ РЛОО. Поскольку контроль приемки изделий КБО осуществляется военными представителями Минобороны России, полученные результаты являются достоверными.

В этих условиях целесообразно интенсифицировать процесс создания такой техники в России — автор неоднократно подчеркивал ([1–4]), что временные затраты на проведение НИР по обоснованию технического облика, оценки технологических и финансовых рисков создания БпВК РЛОО в интересах Минобороны России в сложившихся реалиях не только нецелесообразны, но и вредны. Они могут стать не источником прогресса, а источником отставания от мировых трендов. Органы военного управления Минобороны России могут продемонстрировать пример смелости и дальновидности, приняв решение о начале полномасштабных опытно-конструкторских работ по созданию отечественного БпВТ и его оснащению необходимыми средствами, состав которых и может стать предметом исследования отраслевых научных организаций.

Литература:

1. Мосиенко С. А. Беспилотный авиационный комплекс дальнего радиолокационно-оптического обнаружения. — М., 2017. — 238 с.

2. Мосиенко С. А. Проблема ПВО ВКС ВС РФ: как сбивать группы боевых беспилотных летательных аппаратов // Молодой ученый, 2020. № 32 (322). С. 35–37.

3. Мосиенко С. А. Проблемы войск ПРО-ПВО ВКС РФ // Молодой ученый, 2020. № 31 (321). С. 23–26.

4. Мосиенко С. А. Технический облик авиационного зенитного ракетного комплекса на базе БпЛА вертолетного типа для войск ПВО ВКС РФ // Молодой ученый, 2020. № 31 (321). С. 26–31.

5. Мосиенко С. А. Беспилотный вертолетный комплекс радиолокационно-оптического обнаружения межвидового применения // Молодой ученый, 2021. № 5 (347). С. 51–56.

Основные термины (генерируются автоматически): общий вес, бортовое оборудование, система управления, авиационное вооружение, полезная нагрузка, состав, авиационное оружие, автоматическое выполнение, бортовая радиолокационная станция, бортовая система.


Похожие статьи

Технический облик авиационного зенитного ракетного комплекса...

Такая мобильная система представляет собой авиационный зенитный ракетный комплекс

АЗРК оснащен бортовой РЛС кругового обзора Н-025, не имеющей мировых аналогов

Кузов-контейнер, содержит систему автоматического сопровождения и управления полетом...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

Система управления авиационными частями и соединениями включает в себя: органы управления; пункты управления; связь и РТО; АСУ. Деятельность органов управления направленна на обеспечение качества подготовки, выполнения боевых задач с максимальной...

Система функций программного обеспечения беспилотного...

 В статье приведена система функций управления элементами перспективного

Система функций управления может быть структурирована — рисунок 1. ПО БпВК РЛОО состоит из

В ходе выполнения НИР “Платформа-О”, проводимой в инициативном порядке АО “ЦНИИ...

Беспилотный вертолетный комплекс...

Роль и место БпВК РЛОО в системе вооружения. БпВТ РЛОО применяется в системе разведывательного

Элементами ЕРЛС должны стать автоматические радиолокационные комплексы (АРЛК) предназначенные

Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) Н-035...

Модернизация бортового оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, бортовое оборудование, система, техническое обслуживание, авиационная техника

Таким образом, проектирование и научно-техническое обоснование бортовых систем управления и устройств БЛА должны включать...

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Как правило в современном профессиональном бортовом комплексе навигации и управления, функцию измерения состояния системы выполняет малогабаритная инерциальная интегрированная система (МИНС) [1, 2]. Имея в своем составе триады инерциальных датчиков...

Технические требования к морскому технологическому комплексу...

Система управления НПА должна обеспечивать.

Система управления НПА, как правило, должна быть построена на базе ПЭВМ, при этом должна быть обеспечена возможность подключения к системе дополнительных

Средства выполнения подводно-технических работ.

Составление документов планирования...

Ключевые слова: документы планирования, вооружение, боеприпасы, расчет. Перечень планируемых документов, разрабатываемых в службе ракетно-артиллерийского вооружения соединения (части), можно разделить на три группы: документы по планированию АртВО...

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее...

Таким образом, имеющиеся сегодня на вооружении традиционные радиолокационные станции (РЛС) средств войсковой ПВО

Использование БпЛА самолетного типа для разработки авиационных зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО невозможно из-за отсутствия...

Похожие статьи

Технический облик авиационного зенитного ракетного комплекса...

Такая мобильная система представляет собой авиационный зенитный ракетный комплекс

АЗРК оснащен бортовой РЛС кругового обзора Н-025, не имеющей мировых аналогов

Кузов-контейнер, содержит систему автоматического сопровождения и управления полетом...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

Система управления авиационными частями и соединениями включает в себя: органы управления; пункты управления; связь и РТО; АСУ. Деятельность органов управления направленна на обеспечение качества подготовки, выполнения боевых задач с максимальной...

Система функций программного обеспечения беспилотного...

 В статье приведена система функций управления элементами перспективного

Система функций управления может быть структурирована — рисунок 1. ПО БпВК РЛОО состоит из

В ходе выполнения НИР “Платформа-О”, проводимой в инициативном порядке АО “ЦНИИ...

Беспилотный вертолетный комплекс...

Роль и место БпВК РЛОО в системе вооружения. БпВТ РЛОО применяется в системе разведывательного

Элементами ЕРЛС должны стать автоматические радиолокационные комплексы (АРЛК) предназначенные

Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) Н-035...

Модернизация бортового оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, бортовое оборудование, система, техническое обслуживание, авиационная техника

Таким образом, проектирование и научно-техническое обоснование бортовых систем управления и устройств БЛА должны включать...

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Как правило в современном профессиональном бортовом комплексе навигации и управления, функцию измерения состояния системы выполняет малогабаритная инерциальная интегрированная система (МИНС) [1, 2]. Имея в своем составе триады инерциальных датчиков...

Технические требования к морскому технологическому комплексу...

Система управления НПА должна обеспечивать.

Система управления НПА, как правило, должна быть построена на базе ПЭВМ, при этом должна быть обеспечена возможность подключения к системе дополнительных

Средства выполнения подводно-технических работ.

Составление документов планирования...

Ключевые слова: документы планирования, вооружение, боеприпасы, расчет. Перечень планируемых документов, разрабатываемых в службе ракетно-артиллерийского вооружения соединения (части), можно разделить на три группы: документы по планированию АртВО...

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее...

Таким образом, имеющиеся сегодня на вооружении традиционные радиолокационные станции (РЛС) средств войсковой ПВО

Использование БпЛА самолетного типа для разработки авиационных зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО невозможно из-за отсутствия...

Задать вопрос