Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Солдатова, Ю. Н. Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки / Ю. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77684/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы определяется тем, что компетентностный подход необходимо реализовывать не только в высшем, общем образовании, но и в специальном (коррекционном) образовании.

В системе специального образования в настоящее время осуществляются только лишь пробные попытки реализации компетентностного подхода.

В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме реализации компетентностного подхода в специальном образовании, представлены наиболее значимые, на взгляд автора, начальные компетенции здорового образа жизни детей с интеллектуальными нарушениями, которые возможно корригировать в процессе использования телесной азбуки.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, компетенции, начальные компетенции здорового образа жизни, телесная азбука.

Одной из главных задач нашего государства является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Дети с нарушением интеллектуального развития составляют особую группу риска по ухудшению здоровья, именно поэтому особо нуждаются во внимании к своему состоянию здоровья, и непосредственно самому уровню физического развития.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 за № 273-ФЗ, необходимость формирования компетенций рассматривается следующим образом «…в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [ст.2]

С позиции компетентностного подхода наиболее значимым является определение В. А. Лищук и Е. В. Мостковой: «Здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию». Ценность такого подхода в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней активности, творчества в процессе жизнедеятельности.

Основная часть:

К реализации компетентностного подхода в системе специального (коррекционного) образования отмечаются определенные тенденции (Т. В. Туманова, 2005; С. В. Дель, 2005; М. Н. Русецкая, 2009; И. М. Яковлева, 2010; А. А. Дмитриев, 2013; О. В. Кравец, 2013 и др.). Эта же идея заложена в проекте стандарта Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н. Н. Малофеев с соавторами,2009), где говорится о необходимости формирования жизненной компетенции и ее академического компонента.

Вопросы модернизации специального образования с учетом компетентностного подхода обсуждаются отечественными и зарубежными дефектологами. Структура отдельных ключевых компетенций и технологии их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в работах Г. В. Бабиной, М. М. Белобородовой, Е. Л. Гончаровой, С. Ю. Ильиной, Н. П. Карповой, Е. А. Малхасьян, М. Н. Русецкой, Т. В. Тумановой и др.

По нашему мнению, применительно к умственно отсталым учащимся, компетенция может рассматриваться как заранее заданное требование к их образовательной подготовке, отражающее их способность применять знания, умения и успешно действовать на основе имеющегося практического опыта.

Как известно, в связи со своеобразием познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) в процессе их обучения и воспитания значительное место отводится именно начальным компетенциям здорового образа жизни. На современном этапе развития общества особенно важным становится развитие умения эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой, готовности к самостоятельной жизни, а также формирование миропонимания у этих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также необходимо отметить связь физического и умственного воспитания. В системе обучения детей принято дифференцировать интеллектуальную деятельность отдельно от двигательной. Обучение ребенка грамоте считается интеллектуальной деятельностью. Выполнение же с ребенком, каких-либо физических упражнений считается двигательной деятельностью. Но нельзя не заметить, что двигательная деятельность является неотъемлемым элементом, способствующим развитию интеллектуальной деятельности.

Так в пособии А. А. Дмитриева «Обучение грамоте и счету детей с ограниченными возможностями здоровья» представлена авторская технология обучения детей с нарушениями интеллектуального развития грамоте с привлечением средств общей моторики (А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев). Целью предлагаемой технологии являлось формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе исправления двигательных нарушений, коррекции умственного и физического развития. Это же, в свою очередь способствовало формированию их интеллектуальной компетентности, под которой подразумевается широкий спектр когнитивных умений и навыков.

При исследовании начальных компетенции здорового образа жизни детей с отклонениями интеллектуального развития необходимо учитывать ряд важных факторов:

1) Глубину, структуру и локализацию дефекта;

2) Состояние здоровья ребенка, уровень его психофизического развития, принадлежность к какой-либо категории детей с ОВЗ и группе здоровья.

Учет ряда всех этих факторов будет способствовать определению наиболее значимых компетенций здорового образа жизни для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, актуальных для ребенка, а также необходимых для дальнейшей его адаптации и социализации в обществе.

Основной составляющей актуальности проекта является разработка методических рекомендаций, направленных на формирование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста по средствам реализации телесной азбуки.

Начальные компетенции здорового образа жизни у младших школьников специальной (коррекционной) школы VII вида являются важным показателем формирования личности, во многом определяющий возможность будущей социализации ребенка.

На сегодняшний день данные проблемы недостаточно разработаны, теоретических, а также экспериментальных наработок в данной области очень малое количество, именно поэтому необходимо выявить наиболее важные начальные компетенции здорового образа жизни и исследовать их в процессе изучения телесной азбуки.

В эксперименте использовались интегративные методы исследования: социально-педагогические, психологические виды обследования ребенка, социально-педагогическое прогнозирование, моделирование и проектирование, восхождение от абстрактного к конкретному, опытно-поисковая работа, комплексный социально-педагогический и психологический мониторинг, изучение, анализ и обобщение полученных результатов, а также использование передового опыта.

Научная значимость и новизна исследования заключается в систематизации различных методов и приемов исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на уроках и внеклассных мероприятиях в процессе использования телесной азбуки. А также в подборе эффективных средств и методов формирования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Заявленная тема имеет большое значение, как для всей системы образования России, так и для каждого отдельного региона, поскольку разработка моделей формирования начальных компетенций здорового образа жизни у детей с ОВЗ позволит совершенствовать качество управления всей системой специального образования, инклюзивного обучения, как учебным, так и коррекционно-образовательным процессом детей с ОВЗ в целом. Позволит выйти на более точный и управляемый прогноз формирования личности таких детей. Сможет привнести творческий импульс в работу вузов по формированию современных дисциплин, спецкурсов, учебных планов направления 050700.62 — Специальное (дефектологическое) образование.

Рассматривая умственную отсталость как результат рассогласования межфункциональных связей головного мозга, Л. С. Выготский писал: «Исключительную важность при изучении умственно отсталого ребенка представляет моторная сфера. Моторная отсталость, моторная дебильность, моторный инфантилизм…, моторная идиотия могут в самой различной степени комбинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребенка».

В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объеме грудной клетки. У многих из них нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированны. Сила, быстрота и выносливость у детей с нарушением интеллекта развиты хуже, чем у детей нормально развивающихся (А. А. Дмитриев, Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой). Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием более простых форм действий. Например, в литературе описан случай, когда ребенок с нарушением интеллекта мог играть на балалайке, но не мог самостоятельно одеваться (С. Я. Рабинович). Дети с нарушением интеллекта часто поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания, что существенно затрудняет их школьную адаптацию. Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.

Нами была представлена модель констатирующего эксперимента по исследованию начальных компетенций здорового образа жизни младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе использования «Телесной азбуки». Основной исследуемой компетенцией была представлена двигательная сфера ребенка. Мы использовали игру «Попади мячом в корзину». Задачей игры было попасть мячом в корзину, после этого ребенок получал букву из «Телесной азбуки» и изображал ее статическим положением тела. Когда все игроки получили свои буквы, они выстроили одно слово.

Выводы:

Таким образом можно говорить о непрерывной взаимосвязи двигательной и умственной сферы ребенка. Использование «Телесной азбуки» в современном специальном (коррекционном) образовании дает возможность не только умственному, но и физическому развитию ребенка с отклонениями интеллекта. Это коррекция мелкой и крупной моторики детей, коррекция осанки ребенка, развитие познавательной сферы, развитие мышления, внимания младших школьников с нарушениями интеллекта. Внедрение компетентностного подхода в специальное (коррекционное) образование является очень важной задачей в современном мире. Начальные компетенции здорового образа жизни младших школьников с отклонениями интеллектуального развития в процессе использования «Телесной азбуки» сочетают овладение умственно отсталыми учащимися не только физическими компонентами, но и компонентами познавательной деятельности, что в свою очередь способствует наиболее успешной социализации и адаптации ребенка в обществе

Литература:

  1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования// Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. . Дмитриев А. А. К вопросу моделирования профессиональных компетенций бакалавра специального (дефектологического) образования// Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 98–104.
  4. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. Л., Кукушкина О. И. специальный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. — 2009. — № 1-С.6- 19.
  5. Кравец О. А. Современные подходы к моделированию образовательного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 86–90.
  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект (Рос. Акад. Образования: под. Ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).
  7. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. — М., 2004.
  8. Квач Н. В. Здоровьесберегающая педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, нарушение интеллекта, ребенок, компетенция, телесная азбука, интеллектуальное развитие, процесс использования, Дмитриев, младший школьный возраст, специальное образование.


Ключевые слова

компетенции, дети с интеллектуальными нарушениями, начальные компетенции здорового образа жизни, телесная азбука

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления.

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Младший школьный возраст — период накопления знаний.

Интеллектуальное развитие школьников | Статья в журнале...

 В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников. Ключевые слова: школьное образование, урок математики, математическое мышление, подростковый возраст, познавательная деятельность, развитие, способность, учитель.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни

В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена

Проблема развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Младший школьный возраст — это прежде всего, период быстрого интеллектуального развития, когда интеллект определяет развитие всех остальных функций. Как указывал еще Л. С. Выготский [3], важнейшими психологическими новообразованиями младшего школьного...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Такие особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями говорят о

Эмоциональное развитие такого ребенка рассматривается как одно из важнейших сторон

Категория детей с глубокими, выраженными нарушениями интеллекта представляет собой...

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

У младших школьников с нарушением интеллекта отмечаются речевой негативизм

Следует отметить, что в процессе межличностной коммуникации у младших школьников с

Причинами трудностей развития коммуникативных навыков младших школьников с...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и

Диалогическая речь младших школьников с нарушением интеллекта не является...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со...

Дети с нарушением интеллекта, обучающиеся в специальной школе-интернате, у которых в

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на

Особенно актуально использование картины — панно в работе с учащимися с умеренной...

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления.

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Младший школьный возраст — период накопления знаний.

Интеллектуальное развитие школьников | Статья в журнале...

 В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников. Ключевые слова: школьное образование, урок математики, математическое мышление, подростковый возраст, познавательная деятельность, развитие, способность, учитель.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни

В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена

Проблема развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Младший школьный возраст — это прежде всего, период быстрого интеллектуального развития, когда интеллект определяет развитие всех остальных функций. Как указывал еще Л. С. Выготский [3], важнейшими психологическими новообразованиями младшего школьного...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Такие особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями говорят о

Эмоциональное развитие такого ребенка рассматривается как одно из важнейших сторон

Категория детей с глубокими, выраженными нарушениями интеллекта представляет собой...

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

У младших школьников с нарушением интеллекта отмечаются речевой негативизм

Следует отметить, что в процессе межличностной коммуникации у младших школьников с

Причинами трудностей развития коммуникативных навыков младших школьников с...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и

Диалогическая речь младших школьников с нарушением интеллекта не является...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со...

Дети с нарушением интеллекта, обучающиеся в специальной школе-интернате, у которых в

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на

Особенно актуально использование картины — панно в работе с учащимися с умеренной...

Задать вопрос