Отражение темы «Паломничество» в учебно-методических разработках модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Калганова, А. А. Отражение темы «Паломничество» в учебно-методических разработках модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / А. А. Калганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77661/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: паломничество, религиозная культура, традиция, организация урока.

«Основы религиозных культур и светской этики» — это учебный предмет, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Изучается в четвертом классе. Предмет включает в себя шесть модулей, из которых ученики и их родители выбирают один для изучения [9].

Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» является культурологическим, направленным на расширение кругозора у школьников младшего и среднего школьного возраста. Знакомство с культурой традиционных религий (буддизм, христианство, ислам, иудаизм) и основами светской этики способствует формированию у школьников представлений о культурных и нравственных ценностях, роли религиозных культур в жизни современного общества [9].

Содержание всех модулей основывается на базовых национальных ценностях: Отечество, семья, культурная традиция (буддийская, христианская, исламская, иудейская, а также не рассматриваемая в рамках данной работы светская). Особенностью этого предмета выступает насыщенность духовно-нравственного наполнения. Предмет, как уже было замечено, является культурологическим, а не религиозным. Его цель — развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностных установках, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, осознание их значения в жизни современного общества [9].

Среди учебников, сопровождающих изучение курса, рассматриваются учебники к модулям, выпущенные издательством «Просвещение» в 2010 году.

Среди тем, изучаемых в рамках данного курса, присутствует тема, посвященная паломничеству. Феномен паломничества так или иначе затрагивается в следующих модулях: «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры».

В модуле «Основы мировых религиозных культур» тема, в рамках которой рассматривается явление паломничества, названа «Паломничества и святыни». Также целая тема уделена в учебнике модуля «Основы исламской культуры», где глава именуется «Паломничество в Мекку».

В меньшей степени, но все же имеет место быть, обращение к теме паломничества в модуле «Основы буддийской культуры» в уроке «Буддийские святыни». В рамках урока, посвященного сакральным местам у буддистов, разбирается смысл паломничества в жизни верующих [11].

Тема паломничества в учебнике «Основы иудейской культуры» раскрыто частично. В этом учебнике паломничество, а если быть точнее, паломники, упомянуто дважды: в рамках изучения темы «Храм в жизни иудеев», где сказано о Храмовой горе, которая уже более двух тысяч лет популярна среди паломников, а также при изучении урока 28 «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа», где упомянуто, что могила второй жены Яакова, Рахели пользуется популярностью среди паломников. На этом разговор о феномене паломничества заканчивается и больше не поднимается [12].

В рамках изучения модуля «Основы православной культуры» получение детьми знаний о явлении паломничества не предполагается [5].

Паломничество — это сложное явление религиозной культуры. Самое распространенное заблуждение считать, что паломничество это туризм. Паломничество часто относят к категории религиозного туризма, но это не одно и то же [4]. Некой сложностью может стать невозможность объяснить это школьникам простым языком. Возможно, именно поэтому не во всех модулях, касающихся религиозных культур, рассматривается феномен паломничества.

Паломничество подразумевает путешествие верующих людей к святыням, находящимся за пределами постоянного места жительства верующих. Одним из важных элементов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях сакральных мест, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, включенными в паломнический маршрут [2].

В индуизме, православии и католицизме, а также других конфессиях получили распространение пешие паломничества, особенно те, что проходят по уже существующим маршрутам [2].

Однако сложность самого процесса паломничества ограничивает возможность знакомства школьников с этой темой в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики», именно поэтому полноценный анализ этого явления можно найти в учебниках не всех модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Просвещение».

Анализ подготовленных учителями разных школ для помощи коллегам и демонстрации личного педагогического опыта конспектов уроков, связанных с темой паломничества в разных модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», позволил сделать вывод, что в большинстве случаев рассматривается тема «Паломничества и святыни», которая включена в учебник «Основы мировых религиозных культур».

Существующие методические разработки к проведению уроков, предлагаемые учителями, подчеркивают необходимость ознакомить учеников с понятиями «паломничество» и «паломник», «мощи», «реликвии», «святыни» понятным для детей 10–11 лет языком, расширить их кругозор, укрепить ценностные ориентиры, а также познакомить с основными паломническими центрами, важными в той или иной религиозной традиции.

Вторая по представленности тема: «Паломничество в Мекку», входящая в модуль «Основы исламской культуры». Существуют примеры конспектов уроков также и по этой теме.

При изучении темы «Паломничество в Мекку», внесенной в курс изучения модуля «Основы исламской культуры», ученикам преподносится информация о том, что такое хадж, почему Мекка так значима в исламе и чем притягателен Черный камень.

Тема «Буддийские святыни», включенная в изучение модуля «Основы буддийской культуры», не так часто встречается в готовых методических разработках, то есть педагоги не так часто рассматривают личный опыт проведения уроков на данную тему.

Был рассмотрен только один пример конспекта урока на тему «Буддийские святыни», в котором план урока расписан кратко, а тема посвящена не самому явлению паломничества, а святыням, значимым для буддистов, но даже при сокращенном описании урока, упоминается необходимость разбора понятия «паломничество», ведь оно неразрывно связано со святынями и подразумевает путешествие с целью поклонения этим самым святыням [3].

Что же касается рассмотрения феномена паломничества в рамках изучения модуля «Основы иудейской культуры», то знакомство с готовыми конспектами уроков, разработанными педагогами, позволило сделать вывод, что тема паломничества, которая рассматривается в учебнике вскользь, совершенно не затронута в методических разработках уроков. Нет абсолютно никакого анализа паломнической традиции, либо, в лучшем случае, учитель от себя дает краткое объяснение, что это.

Планы-конспекты, разрабатываемые для проведения уроков в рамках изучения курса «Основы православной культуры» не рассматривались, в связи с тем, что данное понятие не раскрыто в учебниках, потому нет необходимости попытаться проанализировать методические разработки, ведь в любом случае им не будет уделено достаточного внимания по причине ограниченности временных ресурсов.

Таким образом, анализ готовых конспектов уроков, разработанных учителями самостоятельно и опубликованных для помощи коллегам, по-разному раскрывает степень рассмотрения феномена паломничества не только в зависимости от изучаемого модуля. Влияет также индивидуальный подход разных педагогов к организации урока и традиции, распространенные в обществе, в котором живут учащиеся и педагог.

Основные формы, к которым обращаются учителя при организации урока: традиционная форма урока (учитель объясняет, ученики слушают), учебный диалог, чтение с комментированием и анализ текста, устный рассказ на тему (ученики готовят заранее или во время урока), заочная экскурсия, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, урок-беседа. Важно заметить, что современная модель урока чаще всего предлагает педагогам организовывать учебный процесс в интерактивной форме: беседа, работа по группам, игра, создание проекта и т. д.

Интересна также база источников, которыми руководствовались педагоги при подготовки своих планов конспектов уроков. Список источников дается не во всех разработках, но там, где он все же присутствует, указаны, в первую очередь, учебники соответствующего профиля, книги для педагогов, а также методические разработки других педагогов. В том числе там присутствуют электронные ресурсы по теме паломничества в целом и паломничеств в разных религиозных традициях.

Следовательно, разнообразие методик преподавания, особенно предполагающих изучение темы паломничества как части религиозной культуры, открывает широкий выбор для учителей, а также доказывает, что даже такой сложный для изучения процесс, как паломническая традиция, может без сомнений быть включен в образовательный процесс в четвертых классах и вполне понятен, а порой и весьма интересен школьникам 10–11 лет.

Литература:

  1. Вербицкая Т. С. Паломничество в Мекку. План — конспект урока по ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской культуры» [электронный ресурс] / Вербицкая Т. С.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/27/palomnichestvo-v-mekku-plan-konspekt-uroka-po-orkse-modul-osnovy (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
  2. Житенев С. Ю. Паломничество в разных религиях https://kartaslov.ru/книги/Житенёв_С_Ю_Религиозное_паломничество_в_христианстве_буддизме_и/3 [электронный ресурс] / Житенёв С. Ю. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: (дата обращения: 19.02.2020) — Загл. с экрана.
  3. Зайцева С. Г. Урок «Буддийские святыни» 4 класс [электронный ресурс] / Зайцева С. Г.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/130454-urok-buddijskie-svjatyni-4-klass (дата обращения: 19.04.2020) — Загл. с экрана.
  4. Корпусов И. М. К вопросу о различении терминов «паломничество» и «религиозный туризм» [электронный ресурс] / Корпусов И. М. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razlichenii-terminov-palomnichestvo-i-religioznyy-turizm (дата обращения: 17.02.2020) — Загл. с экрана.
  5. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Кураев А. В. — М.: Просвещение, 2010–95 с.
  6. Латышина Д. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
  7. Лукашина М. Г. Конспект урока. Урок-беседа по теме «Паломничества и святыни» [электронный ресурс] / Лукашина М. Г.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ork/uroki/urokbiesiedapoorksetiemapalomnichiestvoisviatyni (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
  8. Низулимова А. Ф. «Паломничество в Мекку» [электронный ресурс] / Низулимова А. Ф.: методическая разработка — Электр. текстовые дан. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/orkise/uroki/palomnichestvo_v_mekku (дата обращения: 17.04.2020) — Загл. с экрана.
  9. Основы религиозных культур и светской этики [электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Основы религиозных культур и светской этики — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/ (дата обращения: 21.04.2020) — Загл. с экрана.
  10. Токарева Е. С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Токарева Е. С., Беглов А. Л., Саплина Е. В., Ярлыкапов А. А. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
  11. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Чимитдоржиев В. Л. — М.: Просвещение, 2010–80 с.
  12. Членов М. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4–5 классы [текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. — М.: Просвещение, 2010–95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): паломничество, религиозная культура, светская этика, исламская культура, Мекка, буддийская культура, иудейская культура, конспект уроков, организация урока, феномен паломничества.


Ключевые слова

традиция, религиозная культура, организация урока, паломничество

Похожие статьи

Использование интерактивных стратегий преподавания курса...

религиозных культур», «Основы светской этики».

Использование интерактивных методов обучения на уроках... Современная образовательная «страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур...

Библиографическое описание: Шкаева, Ю. С. Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, религиозная культура, светская этика...

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса...

На уроках ОРКСЭ мы предлагаем использовать следующие формы ценностно-ориентированного сотрудничества: совместная проектная деятельность родителей и детей, экскурсии, творческие вечера и гостиные, семейные праздники, совместный поход в театр и др.

Самопознание мусульманского странника через паломничество...

Культура — это всегда процесс, это равновесие между преемственностью (сохранением старого) и восприятием нового.

Пятый и последний столп исламапаломничество, или хадж, в Мекку в специально отведенный для него месяц.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Урок — культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями.

Культура современного урока начинается с учителя. Учитель является носителем определенной культуры, несет в себе индивидуальное представление о культуре, его становление как...

Урок истории искусств — на стыке эстетики и религиозной этики

Может ли на уроке истории искусств в художественной школе на территории РФ возникнуть конфликтная ситуация, вызванная непреодолимым парадигматическим различием между религиозной этикой и эстетикой?

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Но не только культура возрождается вместе с религией, растут правонарушения, преступления, которые вновь провоцируют борьбу с религиозным мировоззрением как таковым. Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых

Бухаре, как центру исламской религии и науки, в вопросах паломничества также

Существует такое предание основателя религиозного тариката Ходжаган, Абдулхалика...

Похожие статьи

Использование интерактивных стратегий преподавания курса...

религиозных культур», «Основы светской этики».

Использование интерактивных методов обучения на уроках... Современная образовательная «страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур...

Библиографическое описание: Шкаева, Ю. С. Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, религиозная культура, светская этика...

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса...

На уроках ОРКСЭ мы предлагаем использовать следующие формы ценностно-ориентированного сотрудничества: совместная проектная деятельность родителей и детей, экскурсии, творческие вечера и гостиные, семейные праздники, совместный поход в театр и др.

Самопознание мусульманского странника через паломничество...

Культура — это всегда процесс, это равновесие между преемственностью (сохранением старого) и восприятием нового.

Пятый и последний столп исламапаломничество, или хадж, в Мекку в специально отведенный для него месяц.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Урок — культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями.

Культура современного урока начинается с учителя. Учитель является носителем определенной культуры, несет в себе индивидуальное представление о культуре, его становление как...

Урок истории искусств — на стыке эстетики и религиозной этики

Может ли на уроке истории искусств в художественной школе на территории РФ возникнуть конфликтная ситуация, вызванная непреодолимым парадигматическим различием между религиозной этикой и эстетикой?

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры.

Религия как форма духовной культуры | Статья в журнале...

Но не только культура возрождается вместе с религией, растут правонарушения, преступления, которые вновь провоцируют борьбу с религиозным мировоззрением как таковым. Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых

Бухаре, как центру исламской религии и науки, в вопросах паломничества также

Существует такое предание основателя религиозного тариката Ходжаган, Абдулхалика...

Задать вопрос