Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Теоретические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 08.07.2020

Статья просмотрена: 1894 раза

Библиографическое описание:

Беляева, Ю. А. Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Теоретические аспекты / Ю. А. Беляева, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72491/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: воображение, механизм воображения, виды воображения, функции воображения, внеурочная деятельность, младшие школьники.

Вопрос развития воображения не нов. Как развивать этот психический познавательный процесс у школьников вообще, и младших школьников, в частности, считается одним из важных в педагогике и психологии.

Очевидно, что роль воображения в жизни человека весьма велика. Способность воображать — ценное умение каждого. Оно может помочь ему принимать нестандартные решения, творчески решать возникающие задачи, находить выход из сложных ситуаций. Даже при отсутствии определенных теоретических знаний и опыта, необходимых для решения никогда прежде не встречавшейся, новой задачи, благодаря работе воображения, человек способен найти решение.

Воображение играет большую роль в обычной жизни человека, а также в науке, творчестве и исследовательской деятельности.

Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, Р. С. Немова, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна, и других ученых посвящены решению вопроса развития воображения детей.

Существует несколько разных подходов к определению понятия «воображение».

С точки зрения философии, воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [14].

В психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах. Р. С. Немов под воображением понимает способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [5].

По определению В. В. Богословского, воображение — психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [7].

И. В. Дубровина определяет воображение, как способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта [4].

Для нашего исследования, с точки зрения развития этого важного процесса, представляют интерес определения, которые взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим их.

Воображение — познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта [3].

Воображение как психический процесс позволяет представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [10].

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие объекты, создавая новый образ.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р. С. Немов называет:

− Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

− Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения человек может влиять на органические процессы — изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность, регулировать свое эмоциональное состояние.

—Произвольная регуляция познавательных процессов и состояния человека. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

− Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

− Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена, оценка их правильности, процесса реализации [5].

Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [10].

Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент.

Согласно исследованиям Т. Рибо, Л. С. Выготского [2] известен механизм воображения:

− базой воображения являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое;

− затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого;

− в итоге воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах.

Таким образом, в конечном счете, процесс воображения состоит в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носит аналитико-синтетический характер.

Французский психолог Т. Рибо отмечал, что развитие воображения проходит три стадии и в каждой имеет особенности:

1) детство и отрочество, когда происходит господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

2) в юности это сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

3) в зрелости это подчинение воображения уму и интеллекту [9].

Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. Виды воображения по различным основаниям можно представить в виде схемы (рис. 1).

Виды воображения

Рис. 1. Виды воображения

Воображение связано с мышлением. Это двусторонний процесс. Мышление стимулирует воображение, а созданные модели преобразования проверяются и уточняются мышлением [12].

А. В. Петровский, М. Б. Беркинблит, А. Я. Дудецкий рассматривают мышление и воображение как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Психологи считают, что если лишить мышление воображения, оно станет творчески бесплодным, неспособным к новым преобразованиям. Воображение, изолированное от мышления, бессильно и бесцельно.

Способы процессов воображения отражены в исследованиях Т. Рибо, Ж. Пиаже, Р. С. Немова, И. В. Дубровиной и др.

Выделяются следующие приемы творческого воображения: 1) комбинирование; 2) расчленение; 3) акцентирование; 4) схематизация; 5) реконструкция; 6) типизация [12].

Младший школьный возраст — это период, когда все психические функции активно развиваются. Согласно психологическим исследованиям, именно этот возраст считается сензитивным для развития, в том числе, воображения.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира [4].

Развивать воображение младших школьников целесообразно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации его требований.

Внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, которая осуществляется по пяти направлениям развития личности; и направлена на решение конкретных образовательных задач [6].

Существует большое разнообразие форм внеурочной деятельности: кружок, студия, секция, клуб, факультатив, научное общество, игра, соревнование, турнир и т. п. Для нашего исследования представляет интерес такая форма внеурочной деятельности как кружок.

Кружок — это внеурочная форма предметного объединения обучающихся, основанная на добровольном посещении, включающая многообразные формы коллективной деятельности, направленные на достижение определенного образовательного результата. Школьные кружки органично дополняют основную образовательную программу и являются важной составляющей системы образования школьников, успешно объединяя осуществление функций обучения, воспитания и развития личности.

Это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности в школе. Несмотря на то, что кружковая работа имеет длительную историю и организуется в отечественной образовательной системе с 20-х годов прошлого века, она не утратила своей привлекательности для школьника и продолжает быть актуальной для развития всех сфер его личности, в том числе, для развития воображения.

Таким образом, решение проблемы развития воображения, творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, вовлечение в активную творческую деятельность. Организовать такую деятельность возможно на занятиях кружка.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М, 1982. — С. 436–454.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — С. 200.
  3. Конюхов, Н. И. Игры. Обучение, тренинг, досуг [Текст] / Н. И. Конюхов — М, 1993. — С. 38.
  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителей [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003. — С. 160–198.
  5. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. — 2-е изд. / Р. С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/. Дата обращения: 02.07.2020.
  7. Общая психология [Текст] / Под ред. В. В. Богословского. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. — Т.1. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1989. — С. 344–360.
  9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 [Текст] / Под ред. Л. Д. Столяренко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 458 с.
  10. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 495 с.
  11. Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 13. — С. 276–283.
  12. Федорова, Т. В. Взаимосвязь мышления и воображения в процессе познавательной деятельности школьников [Текст] / Т. В. Федорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Том. 11. — № 4–5. — С. 1232–1238.
  13. Федорова, Т. В. Воображение — основа формирования прогнозирования [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 104–106.
  14. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М., 1997. — 574 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, воображение, вид воображения, образ, развитие воображения, механизм воображения, мышление, проблемная ситуация, процесс, функция воображения.


Ключевые слова

младшие школьники, внеурочная деятельность, воображение, виды воображения, механизм воображения, функции воображения

Похожие статьи

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень...

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»...

Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе. Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение, творчество, деятельность, психическая деятельность.

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются: - практические методы (упражнения и экспериментирование)

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной...

На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Воображение — это основа наглядно-образного мышления, и как известно наглядно-образное мышление представляет собой совокупность способов и процессов образного решения поставленных задач, посредством зрительных представлений ситуации и оперирование...

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития воображения в процессе сочинения сказок. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Библиографическое описание: Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного...

Похожие статьи

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень...

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»...

Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе. Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение, творчество, деятельность, психическая деятельность.

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются: - практические методы (упражнения и экспериментирование)

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной...

На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД...

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Воображение — это основа наглядно-образного мышления, и как известно наглядно-образное мышление представляет собой совокупность способов и процессов образного решения поставленных задач, посредством зрительных представлений ситуации и оперирование...

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития воображения в процессе сочинения сказок. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Библиографическое описание: Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного...

Задать вопрос