Актуальность инклюзивного подхода в системе среднего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.03.2020

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Фраш, С. Я. Актуальность инклюзивного подхода в системе среднего образования / С. Я. Фраш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67815/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор говорит о необходимости социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, учащиеся.

Выготский Л. С. писал: «Необходимо создать систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно-отсталого в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с ОВЗ нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе». [1.c.264]

Обеспечить качественным образованием, адаптировать детей с особыми образовательными потребностями — цель инклюзивного образования. Важной составляющей выступает эффективность процесса социализации ребёнка. Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими потенциальными возможностями. Инклюзивное образование — это процесс вовлечения в образовательныйпроцесс и социальную адаптацию. Детей с особыми образовательными потребностями необходимо обучать в общеобразовательных школах. [2. c.31]

Задачи педагогического коллектива нашей школы — создать необходимые условия для учащихся с особыми образовательными потребностями, обеспечить педагогический коллектив профессиональными кадрами. Исключить дискриминацию, наладить совместную работу для преодоления стереотипов в отношении детей с особыми образовательными потребностями. [3.c.67]

Педагоги школы сталкиваются с проблемами позднего выявления диагноза ЗПР из-за несвоевременного обращения родителей в комиссию ПМПК. Нежелание родителей посмотреть проблеме в лицо вполне объяснимо, слепая родительская любовь в данном случае играет отрицательно на процессе своевременного диагностирования заболевания, лечения и социализации ребёнка. Этому способствует несколько причин: нерегулярное посещение мини-центра, вследствие которого дети не получают своевременного развития. Дети большую часть времени проводят в кругу семьи и в результате становятся неподготовленными к самостоятельной взрослой жизни.

В нашей школе обучаются трое учащихся с диагнозом «Задержка психического развития», это дети с речевыми дефектами. Школа становится их единственной возможностью для общения с другими детьми. На уроках педагоги уделяют этим учащимся больше внимания, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. [4.c.24]

Мама одного из обучающихся говорит: «Я очень благодарна родителям детей, обучающихся вместе с нашими детьми. Родители правильно настроили своих детей на общение с моим сыном, никто из них не дразнит моего ребенка, хотя у него значительный дефект речи. Ведь дети — это зеркало родителей и общества в целом».

В связи с недостаточным словарным запасом у детей возникают затруднения с составлением рассказов и пересказов. Но дети хорошо пишут под диктовку, решают задачи по математике. Во время занятий детям с диагнозом ЗПР никаких особых скидок не делают и стараются их ничем не выделять. Задача коллектива нашей школы состоит в том, чтобы эти дети шли на одном уровне с остальными детьми, чтобы они чувствовали себя равными и ни в чём не ущемленными.

Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности Учащиеся заучивают материал путём активных повторений, применяют различные приёмы: слушать, читать, записывать, зарисовывать, опираясь на наглядные пособия.

По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе инклюзивного образования, они с радостью идут на учёбу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми. В нашем селе все дети во внеурочное время систематически посещают фитнес-клуб, руководством которым занимается методист по спорту. Дети с удовольствием посещают кружки, спортивные секции, участвуют во всех внеклассных мероприятиях.

В течение всего года администрация школы проводит разъяснительную работу с родителями учеников о правилах поведения и отношения к таким учащимся.

Классными руководителями и учителями-предметниками проводятся упражнения на развитие памяти, скорости чтения, чистописания, на переменах дети вместе играют, ходят в столовую, на физкультуру, на уроках стараются помогать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях. Никаких комплексов у этих детей нет. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью к своим одноклассникам.

Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Я думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, т. к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии, СПб.: Лань, 2003. — с.654
  2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: СОШ № 51 г. Караганда, 31с.
  3. Д.Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
  4. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. А. М. Ерсарина//, 2018.с.24
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, психическое развитие, педагогический коллектив, потребность, учащийся, школа.


Похожие статьи

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

общеобразовательная школа, педагогическая поддержка, класс, ребенок, школа, ваш ребенок, ограниченная возможность

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе...

Ключевые слова: детский коллектив, ученический коллектив, инклюзивное образование, обучающиеся с

Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. includere — заключать, включать) — особый подход к построению общего образования, который...

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе.

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной...

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

Игра как средство успешного формирования коммуникативной...

Какую категорию учащихся можно считать субъектами инклюзивного образования?

Дети-сироты приходят в школу с «тяжёлым жизненным багажом», они замкнуты, трудно идут на

Находясь в коллективе, среди сверстников, младший школьник учится взаимодействовать.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование-это индивидуальное и изменяющая в связи с условиями с добротой относящееся к детям нуждающимся специальной помощи, о система образования. Эта работа для простых нормальных ребят выполняется в семье и учебных заведениях.

Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении...

Если у ребенка с отклонениями в развитии на ПМПК выявлен сохранный интеллект, то как альтернативу можно рассматривать школы надомного обучения с малокомплектными классами или же инклюзивное образование (следует отметить, что школы в большинстве случаев...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Организация работы с родителями обучающихся...

Похожие статьи

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

общеобразовательная школа, педагогическая поддержка, класс, ребенок, школа, ваш ребенок, ограниченная возможность

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе...

Ключевые слова: детский коллектив, ученический коллектив, инклюзивное образование, обучающиеся с

Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. includere — заключать, включать) — особый подход к построению общего образования, который...

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе.

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной...

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

Игра как средство успешного формирования коммуникативной...

Какую категорию учащихся можно считать субъектами инклюзивного образования?

Дети-сироты приходят в школу с «тяжёлым жизненным багажом», они замкнуты, трудно идут на

Находясь в коллективе, среди сверстников, младший школьник учится взаимодействовать.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование-это индивидуальное и изменяющая в связи с условиями с добротой относящееся к детям нуждающимся специальной помощи, о система образования. Эта работа для простых нормальных ребят выполняется в семье и учебных заведениях.

Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении...

Если у ребенка с отклонениями в развитии на ПМПК выявлен сохранный интеллект, то как альтернативу можно рассматривать школы надомного обучения с малокомплектными классами или же инклюзивное образование (следует отметить, что школы в большинстве случаев...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Организация работы с родителями обучающихся...

Задать вопрос