Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 17.02.2019

Статья просмотрена: 1289 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56604/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье анализируются общие аспекты несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также выявляются особенности процедуры их санации.

Ключевые слова: банковский сектор, лицензия, санация, банкротство, конкурсное производство, собрание кредиторов.

На данный момент одним из актуальнейших вопросов банковского сектора остается банкротство кредитных организаций. По информации, представленной на официальном сайте государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ), по состоянию на 06.02.2019 г. в процессе ликвидации находится 362 российские кредитные организации 7, причем, практически каждая проходит данную процедуру в связи с признанием ее несостоятельной (банкротом). Указанная информация является показательной в связи с тем, что именно АСВ на данный момент выполняет функции конкурсного управляющего в случаях банкротства кредитных организаций (АСВ становится управляющим в случаях, если у банка имелась лицензия на привлечение средств во вклады физических лиц, либо если в суды не представлены кандидатуры арбитражных управляющих, а также в других случаях, предусмотренных законодательством).

Данная тенденция наметилась в банковском секторе с 2015 г. Как представляется, ее цель связана с консолидацией банковского сектора и уменьшением количества игроков в данной сфере с одновременным увеличением их капиталов, а также доли оказания услуг физическим и юридическим лицам. При этом, для обычных клиентов банков в такой ситуации возникают очевидные негативные последствия.

Так, процедура банкротства и физических, и юридических лиц регламентирована Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2 (далее — Закон о банкротстве), действие которого распространяется и на кредитные организации, но некоторые особенности одновременно урегулированы нормами Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» 1 (далее — Закон о банках).

Нормы последнего предусматривают, что кредитной организацией является «юридическое лицо, которое для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право на осуществление банковских операций» [1], предусмотренных Законом о банках. При этом, соответствующая кредитная организация может осуществлять свою деятельность лишь в форме хозяйственного общества — общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества.

По общему правилу в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [2]. Указанные обязательства, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, не должны быть исполнены в течение трех месяцев, а их сумма согласно п. 2 ст. 6 этого же Закона должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Относительно же банкротства кредитных организаций статья 189.8 Закона о банкротстве определяет достаточным срок неисполнения соответствующих обязательств в 14 дней. Кроме того, основанием для признания кредитных организаций несостоятельными может послужить тот факт, что стоимость их активов является недостаточной для исполнения обязательств перед кредиторами либо обязанности по уплате обязательных платежей.

Сущность указанных различий заключается в особой экономико-правовой сущности кредитных организаций, поскольку они являются особым институтом, созданным в государстве в целях аккумуляции денежных средств и накоплений, предоставления кредитов физическим и юридическим лицам, осуществления расчетов и операций с ценными бумагами. Помимо этого кредитным организациям предоставлены особые полномочия, и в отличие от иных участников гражданского оборота, у них имеются лицензии на осуществление банковских операций.

На данный момент законодателем предусмотрена возможность предупреждения банкротства кредитных организаций, которая, при этом, может применяться лишь в тех случаях, если у организаций не были отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Так, Законом о банкротстве предусмотрено четыре варианта вывода кредитных организаций из предбанкротного состояния:

1) финансовое оздоровление кредитных организаций, которое представляет собой оказание финансовой помощи организациям либо их учредителям (участникам), изменение структуры активов и пассивов организаций, изменение организационной структуры кредитных организаций, приведение в соответствие размеров уставных капиталов организаций и величины их собственных средств, а также другие меры, которые могут быть применены согласно действующему законодательству;

2) назначение временных администраций, которые будут управлять кредитными организациями (как правило, в качестве подобной администрации выступает вышеуказанное АСВ, являющееся профессиональным участником банковского рынка);

3) реорганизация кредитных организаций;

4) другие меры, регламентированные Законом о банкротстве.

В качестве примера санации кредитной организации можно привести ситуацию с публичным акционерным обществом Банк «ФК Открытие», являющимся одним из крупнейших игроков банковского рынка. АСВ и Фонд консолидации банковского сектора разработали новую схему по финансовому оздоровлению. В частности, был снижен капитал банка, и в то же время Центральным Банком России был выкуплен дополнительный выпуск обыкновенных акций «ФК Открытия» на сумму около 456 млрд. руб. 6, что позволило «ФК Открытию» привлечь денежные средства и тем самым соблюсти все нормативы, установленные для кредитных организаций.

Тем не менее, стоит отметить, что данные нормы не всегда оказываются эффективными и, зачастую, не приносят должного результата — на это указывают данные приведенной статистики о количестве ликвидируемых кредитных организаций, свидетельствующие о росте количества дел об их банкротстве.

Естественно, что для государства целесообразнее проводить санацию банков, т. е. выводить их из кризисного состояния, что позволяет работать им и дальше. Это связано с вышеуказанной экономическо-правовой спецификой их деятельности, поскольку, в первую очередь, при банкротстве кредитных организаций страдают их вкладчики — обычные физические лица. Однако не всегда процедура санации может быть эффективной, поэтому с целью обеспечения более надежной государственной защиты средств вкладчиков в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 3 были внесены изменения, гарантировавшие вкладчикам страховое возмещение по вкладам в сумме до 1,4 млн руб. Стоит отметить, что подобные меры позволяют в некоторых случаях злоупотреблять указанными правами. В частности, у физических и юридических лиц появилась возможность вступать в мошеннические схемы — переоформлять вклады с юридических лиц на физических, либо же разделять крупные вклады одного физического лица на несколько мелких, что приводит к недобросовестному получению выплат в обход очередности, устанавливаемой законом 5, с. 85.

Далее необходимо указать на наличие особенностей порядка установления кредиторских требований при конкурсном производстве в рамках дел о банкротстве кредитных организаций. В частности, кредиторы вправе предъявлять требования к кредитным организациям в любой момент деятельности временных администраций или на любой стадии конкурсного производства. Подготовка и проведение первого кредиторского собрания также обладают некоторой спецификой. В частности, общий порядок указанных процедур предусматривает проведение первого собрания кредиторов на стадии наблюдения, а в случае с кредитной организацией такое собрание организуется при проведении конкурсного производства. Учитывая данную особенность, цели и задачи первого кредиторского собрания фактически становятся иными.

При проведении процедуры конкурсного производства управляющий в своей деятельности может пользоваться только одним корреспондентским рублевым счетом и необходимым количеством счетов в иностранной валюте кредитной организации-банкрота, которые должны быть открыты в Банке России в установленном порядке. Но если в качестве конкурсного управляющего выступает АСВ, то все счета подлежат открытию именно в нем.

Говоря о процедуре конкурсного производства, можно отметить, что ее назначение и смысл в целом схожи с общепринятой для других юридических лиц, но имеется особенность, а именно — из конкурсной массы подлежит исключению имущество, которое составляет ипотечное покрытие; ценные бумаги, а также другое имущество клиентов кредитных организаций, принятое ими на хранение, в доверительное управление, брокерское обслуживание и в депозиты на основании соответствующих договоров.

Также имеются особенности при исполнении обязательств перед кредиторами. В частности, в первую очередь кредиторских требований, помимо общепринятых, подлежат включению:

– требования АСВ по банковским вкладам либо счетам, которые перешли к нему согласно положениям Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

– требования физических лиц, выступающих в качестве кредиторов кредитных организаций на основании открытия соответствующих банковских вкладов либо счетов;

– требования Банка России, которые перешли к нему на основании произведенных последним выплат в адрес физических лиц по вкладам, открытым, например, в банках-банкротах, в тех случаях, когда эти кредитные организации не участвовали в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации 4, с. 173.

При обеспечении требований кредиторов залогом имущества кредитной организации данные требования подлежат удовлетворению за счет стоимости подобного имущества преимущественно перед иными кредиторскими требованиями, но за исключением кредиторских требований первой и второй очередей.

По окончании расчетов с кредиторами и по результатам согласования ликвидационного баланса с Банком России конкурсным управляющим направляется в суд отчет об итогах проведения конкурсного производства. Оценив данный отчет, судьей выносится соответствующее определение, завершающее процедуру конкурсного производства. В тех случаях, когда требования самостоятельно погашаются учредителями кредитной организации или иными третьими лицами, суд прекращает производство по делу. Определения о завершении либо прекращении конкурсного производства являются основаниями для внесения записи о ликвидации кредитных организаций в Единый государственный реестр юридических лиц.

Резюмируя изложенное, необходимо еще раз подчеркнуть особую важность кредитных организаций как субъектов рынка, в связи, с чем Центральный Банк Российской Федерации должен комплексно подходить к проблемам санации их финансового состояния, а также недопущения введения крайней меры — конкурсного производства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190
  3. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029
  4. Самохвалова А. Ю. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Вестник СГЮА. 2016. № 4 (111). С. 172–175
  5. Тарасенко О. А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 84–95
  6. Санация ФК Открытие завершена. URL: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10222183 (дата обращения: 06.02.2019)
  7. Ликвидация банков. URL: https://www.asv.org.ru/liquidation/ (дата обращения: 06.02.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): конкурсное производство, банковский сектор, банкротство, кредитная организация, лицо, Российская Федерация, Банк России, требование, банковский рынок, Центральный Банк.


Похожие статьи

Факторы развития банкротства кредитных организаций

В последнее время наблюдается нестабильность в банковском секторе РФ, поскольку Центробанк проводит «оздоровление» системы, то есть выявление неблагонадежных кредитных учреждений и их ликвидацию либо санацию.

Банковский сектор Российской Федерации: тенденция...

Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают

- Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков

5. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]...

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, несостоятельность, Банк России

вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [5], а также некоторыми другими.

Для того, чтобы поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и...

Банкротство кредитных организаций: сущность, причины...

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций в Российской Федерации. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций. Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, несостоятельность, Банк России, сделки. This article studies the...

Защита от рисков банкротства кредитных организаций

В настоящее время многие российские банки находятся в тяжелом финансовом положении. Проводимая Банком России политика по созданию устойчивой банковской системы, приведшая к масштабному отзыву лицензий у недостаточно надежных кредитных...

Совершенствование регулирования банковской системы России

Банковская система России состоит из двух уровней. Первый уровень — это Центробанк РФ.

В юрисдикции банковской системы РФ — надзор за банками и прочими кредитными

Регулирование деятельности банков осуществляется Центральным Банком России через...

банковский надзор, Банк России, Российская Федерация...

Ключевые слова: Агентство страхования вкладов, Банк России, кредитные организации, банковский надзор, оценка активов, банковские вклады.

Центральный банк (в том числе РФ) — это орган исполнительной власти, орган государственного управления или, возможно...

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций...

банковский сектор, банковский надзор, Банк России, банковская система, дистанционный надзор, Российская Федерация, проверка, кредитная организация, долларовое исчисление, устойчивость.

О соотношении банковского контроля и надзора в деятельности...

– проведение контроля соблюдения кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России (Центральный банк Российской Федерации проверяет соблюдение кредитными организациями банковского и...

Влияние ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ на...

Банк России направляет свою политику на консолидацию банковского сектора, путем уменьшения числа мелких банков. Он вводит ограничения на минимальный размер капитала банков, а также одновременно стимулирует процессы слияния и укрупнения оставшихся.

Похожие статьи

Факторы развития банкротства кредитных организаций

В последнее время наблюдается нестабильность в банковском секторе РФ, поскольку Центробанк проводит «оздоровление» системы, то есть выявление неблагонадежных кредитных учреждений и их ликвидацию либо санацию.

Банковский сектор Российской Федерации: тенденция...

Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают

- Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков

5. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]...

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций

Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, несостоятельность, Банк России

вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [5], а также некоторыми другими.

Для того, чтобы поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и...

Банкротство кредитных организаций: сущность, причины...

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций в Российской Федерации. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций. Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, несостоятельность, Банк России, сделки. This article studies the...

Защита от рисков банкротства кредитных организаций

В настоящее время многие российские банки находятся в тяжелом финансовом положении. Проводимая Банком России политика по созданию устойчивой банковской системы, приведшая к масштабному отзыву лицензий у недостаточно надежных кредитных...

Совершенствование регулирования банковской системы России

Банковская система России состоит из двух уровней. Первый уровень — это Центробанк РФ.

В юрисдикции банковской системы РФ — надзор за банками и прочими кредитными

Регулирование деятельности банков осуществляется Центральным Банком России через...

банковский надзор, Банк России, Российская Федерация...

Ключевые слова: Агентство страхования вкладов, Банк России, кредитные организации, банковский надзор, оценка активов, банковские вклады.

Центральный банк (в том числе РФ) — это орган исполнительной власти, орган государственного управления или, возможно...

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций...

банковский сектор, банковский надзор, Банк России, банковская система, дистанционный надзор, Российская Федерация, проверка, кредитная организация, долларовое исчисление, устойчивость.

О соотношении банковского контроля и надзора в деятельности...

– проведение контроля соблюдения кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России (Центральный банк Российской Федерации проверяет соблюдение кредитными организациями банковского и...

Влияние ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ на...

Банк России направляет свою политику на консолидацию банковского сектора, путем уменьшения числа мелких банков. Он вводит ограничения на минимальный размер капитала банков, а также одновременно стимулирует процессы слияния и укрупнения оставшихся.

Задать вопрос