Техника личностно ориентированного инсайта при работе с природным материалом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 15.02.2019

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Сафронова, А. Ю. Техника личностно ориентированного инсайта при работе с природным материалом / А. Ю. Сафронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56568/ (дата обращения: 07.05.2024).



В настоящее время активно развиваются психологические практики, связанные с предоставлением клиенту возможности самовыражения через творческую активность. Инструментами в такой работе могут выступать предметы среды и окружающего ландшафта, в том числе непосредственно природный материал. Одним из примеров подобной работы может выступать Терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно [3,4]. Другой яркий метод, использующий природу как инструмент работы — это «Ландшафтная аналитика» (С. В. Березин) [2], в которой акцент сделан на эмоциональной динамике при посещении различных ландшафтных объектов (пещера, луг, дорога). Данная динамика обеспечена возможностью встречи с теми душевными аспектами, которые в повседневной жизни клиента остаются не осознанными по различным причинам. В ландшафтной арт-терапи, разработанной А. И. Копытиным, активность психолога направлена на создание условий для восприятия клиентом по-новому привычной окружающей среды с помощью прогулок и поисковой активности. В ходе работы клиенты заняты поиском и использованием найденных предметов и материалов, созданием арт-объектов. Среди техник и приемов, связанных с использованием природного материала, одним из наименее изученных является создание объемно-пространственной композиции.

Эффективность терапии при создании объемно-пространственной композиции связана с самовыражением клиента через творческую активность, позволяющую ему снизить уровень тревожности через использование песка, камней, цветов, деревьев и т. п. Разнообразие вариантов использования природного материала в работе позволяет работать с большим количеством задач, поставленных перед психологом. К примеру, сторонники метода «Песочной терапии» используют песок как в работе с детьми, так и взрослыми клиентами в нескольких вариантах. Первый — рисование песком, где картина воспринимается как изображение аспекта душевного состояния. Второй — игра в песочнице, где созданный трехмерный объект используется для разыгрывания, подобно драме, неосознаваемой проблемы для переноса конфликта из внутреннего мира во внешний. Этот метод является невербальной формой психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента [5].

Следует отметить, что феномен воздействия на человека объемно-пространственной компоиции мало изучен. Для исследования данного вопроса перед нами встала задача создания техники рефлексивных вопросов, позволяющих анализировать объемно-пространственную композицию. Исследование клиентом объемно-пространственной композиции с помощью техники рефлексивных вопросов способно порождать особые состояния клиента, связанные с открытием, осмыслением и переосмыслением им ранее не осознаваемых особенностей своей личности и личностного опыта — личностно-ориентированные инсайты (термин С. В. Березин). Мы считаем, что построение объемно–пространственной композиции и осмысление с помощью техники рефлексивных вопросов позволяет выстроить такое взаимодействие человека с самим собой и с окружающими людьми и миром, которое позволит эффективно для себя находить ответы на актуальные вопросы и решать их.

Разрботанная техника рефлексивных вопросов основываются на нескольких принципах, связанных с качеством телесного присутствия человека в условиях работы с естественными элементами природной среды:

1) сензитивность по отношению к воспринимаемым объектам и процессам;

2) созерцательность в субъективном переживании происходящих событий и в восприятии мира;

3) внимание к субъективным психосоматическим откликам на происходящие события и к динамике средовых факторов;

4) погружение в событие. Сам процесс создания объемно-пространственной композиции требует прогулки на открытом воздухе, поиска и использования найденных предметов и материалов, экспонирования созданной работы, в следствии чего возникает возможность для активизации воображения, творческого мышления и интуиции; расширяется диапазон художественно-творческих возможностей.

За основу знания о объемно-пространственной композиции взято восточное учение Икебана, которое подразумевает использование природного материала (ветви деревьев, цветы, травы и другой материал). Техника построения объемно-пространственной композиции имеет определенную последовательность и поэтапность, соответсвенно и техника рефлексивных вопросов подчиняется данной последовательности. Вопросы в данной технике становятся инструментом рефлексии состояния клиента. Рзрабатывая вопросы, мы учитывали функционирование защитных миханизмов личности: упущение, обобщение и искажение. Исходя из этого, цель постановки вопроса перед клиентом заключается в том, чтобы изменить отношение человека к предмету. В этом случае эффективными будут вопросы, отправляющие человека к образам памяти (вижу, слышу, чувствую, обоняю).

Последовательные ответы на вопросы открывают перед клиентом возможность инсайта направленного на отношения с собой, с другими и окружающим миром. Нацеленные на образы памяти вопросы призваны вызвать переживания различных состояний клиента, которые могут являться ресурсными или аффективно окрашенными. Рефлексивные вопросы побуждают клиента обращать внимание на тело и то, как переживаются различные состояния именно в теле. Зачастую эти ощущения описываются клиентами как жжение, тепло, бурление, ветерок, покалывание и т. п.

Вопросы разделены по блокам, в первом блоке содержатся вопросы, которые позволяют психологу определить готовность клиента к работе, уровень важности обозначенной клиентом задачи, ожидания от занятия. Какие события или люди вспомнились во время предварительного обсуждения? С какой проблемной ситуацией для Вас, хотели бы поработать? Есть ли у Вас предварительное представление будущей композиции (материал), зарисовка? В то же время, отвечая на эти вопросы, клиент имеет возможность сформулировать и вербализовать свои потребности и актуальное состояние. Вопросы второго блока предоставляют клиенту возможность наполнить событиями время занятия, «вчувствоваться» в состояние здесь и сейчас, этому способствует регулярное обращение к рефлексии изменения настроения, состояния. Что происходило, менялось во время поиска и выбора материала? Что вы переживали, какие посещали мысли, как менялось настроение во время поиска материала? Назовите это состояние, одним словом. Что, какие события или действия, рождают это состояние? Что его поддерживает и питает? О чем говорит Вам ваше состояние? Зачем необходимо (чем выгодно) определенное состояние? Как или благодаря чему, определенное состояние пропадает? Что повлияло на изменение стояния?? Какие ассоциации вызывает?

Третий блок вопросов помогает проанализировать поведение конкретного человека в различных стрессовых ситуациях. Они возникают, когда материал не поддается формированию, когда другой участник группы занял понравившуюся вазу или материал и т. п. Каким было Ваше настроение во время работы с материалом? Что вы переживали во время создания композиции? Соответствует ли работа ранее запланированной композиции, что изменилось? По какой причине или благодаря чему произошли изменения? Какие эмоции вызывают изменения? Удалось ли воплотить задуманное? Что нравится, где, на чем сфокусировано Ваше внимание в композиции? Что хочется изменить, есть ли лишнее в композиции? Как меняется ваше состояние, когда убираешь лишнее? Какие отношения между элементами композиции? Есть ли пространство, свобода, зависимость? Есть ли в ней незнакомое и не понятное для вас? Есть ли что то, что мешало работе?

В этом блоке поднимаются вопросы межличностных отношений, способности сконцентрироваться на чем-то конкретном, удовлетворенности и недовольства результатом собственного творчества, индивидуальных помехах на пути к душевному спокойствию. В четвертом блоке собраны вопросы, касающиеся экспонирования работы в пространстве. Поднимаются вопросы, касающиеся организации пространства сообразно задачам и потребностям, эмоциям, переживаемым во время демонстрации и совместного обсуждения работы автора. Так же обсуждаются общее впечатление от проделанной работы. Как вы выбирали место экспонирования? Что Вы могли бы рассказать, если Ваша композиция умела бы говорить? Что ваша композиция рассказала бы о Вас? Расскажите о том, что происходит в композиции, от лица одного из элементов композиции? Найдите точку обзора композиции. Что происходит с Вами, когда вы на ней сконцентрированы? Что принесло Вам положительные эмоции, что насторожило? Научились ли вы чему- то новому? О чем вам говорит проделанная работа? Какую тему следующей работы, подсказывает Вам созданная композиция?

Психотерапевтические процессы, происходящие на протяжении всей работы, можно условно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические-характеризуются универсальным и широким воздействием на личность, что отражается в успокоении, удовольствии и радости, чувстве уверенности в себе, высокой психической активности, в постоянном психическом развитии. Специфические-характеризуются специальной и узкой направленностью на личность через один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Эти процессы более просты и поддаются контролю, эмоциональной переработке, тренировке и как следствии разрешению внутреннего конфликта. Можно выделить три стадии этого процесса:

  1. Понимание собственной проблематики и ее субъективности.
  2. Понимание роли собственной личности в развитии существовании проблемы.
  3. Осознание истинного отношения к жизненным проблемам.

Эмоциональная переработка позволяет клиенту знакомиться с проявлением собственных эмоций сравнивая их с проявлениями эмоций других людей. Тренировка заключается в том, чтобы клиент получил возможность делать, думать, чувствовать то, что ему дается с трудом. Тем самым укрепляя «нормальные» психические процессы. Разрешение конфликта — это возможность применения полученных навыков в конкретных жизненных ситуациях.

Данные процессы поставили перед нами задачу разработать такую методику работы с природным материалом, которая позволит оказывать терапевтическое воздействие и позволит клиенту правильно поставить вопрос и найти возможность его разрешения.

Обобщая исследования эффектов работы с объемно-пространственной композицией, мы пришли к следующим выводам:

  1. Построение объемно-пространственной композиции в действительности носит проективный характер.
  2. Построение объемно-пространственной композиции позволяет актуализировать и вербализовать актуальное состояние клиента.
  3. Построение объемно-пространственной композиции позволяет актуализировать и вербализовать травматический опыт клиента.
  4. В процессе построения объемно-пространственной композиции актуализируются детские переживания и воспоминания, которые являются ресурсными для клиента.
  5. Работа с природным материалом имеет терапевтический потенциал.
  6. Методика работы с объемно-пространственной композицией актуализирует ранее не осознаваемую клиентом личностную проблему.
  7. Рефлексивные вопросы способны перемещать неосознаваемые конфликты с периферии сознания в фокус сознания.
  8. Субъективная удовлетворенность участников группы построением объемно-пространственной композиции пределяется: атмосферой в группе, активностью психолога, материалом с которым приходилось работать и предложенной тематикой.
  9. Построение объемно-пространственной композиции создает возможность личностно-ориентированного инсайта.
  10. Возможность личностного открытия или инсайта, достигаемого на разных этапах работы обусловлено рефлексивными вопросами психолога.
  11. Знание значения и символики элементов не влияет на достижение личностно-ориентированного инсайта при построении объемно-пространственной композиции.

Отмечается так же различие в наборе факторов, оказавших влияние на достижения личностно-орентированного инсайта среди участников группы. Данное различие обусловлено сложностью заявленных первоначально задач, уровнем их осознания клиентом, готовностью к терапевтической работе, характерологическими различиями всех участников группы, способами реагирования на новые и меняющиеся условия в процессе работы, отношением к природному материалу и субъективным опытом общения с природой, готовностью к личностным открытиям, требующей особого рода напряжения и прикосновения к актуальной проблематике. В целом можно сказать, что работа, связанная я построением объемно-пространственной композиции может способствовать решению большого ряда задач. Будучи, по сути, проективной технакой она актуализирует скрытые переживания, позволяя увидеть новые перспективы. Данный метод оказывает мягкое воздействие, позволяя работать с проблематикой длительного стресса, депрессией, самооценкой. Метод построения объемно — пространственной композиции не требует художественного или профессионального образования. В процессе работы поднимаются конфликты, переживание которых способствует их разрешению с помощью пересмотра ситуации и субъективной оценки.

Использование техники объемно-пространственной композиции позволяет клиенту самовыражаться через творческую активность, а психологу проводить мягкую терапевтическую работу, затрагивая тревожные и болезненные для клиента вопросы, через положительные эмоции, в безопасной обстановке.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т.1.
  2. Березин С. В., Исаев Д. С. Ландшафтная аналитика — опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара.: 2009.
  3. Гоголевич Т. Е. Икебана (Частный случай краткосрочной терапии творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями) // Клиническая психотерапия и феноменологическая психиатрия. / Т.Е Гоголевич — Москва.: 2006.
  4. Гоголевич Т. Е. Флористика в краткосрочной терапии творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями// Целебное общение с природой / под ред. М. Е. Бурно, Б. А. Воскресенского/ — Москва.: 2011.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева — Москва.: 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): объемно-пространственная композиция, природный материал, клиент, возможность, материал, построение, работа, творческая активность, участник группы, ваша композиция.


Похожие статьи

Кодирование и декодирование экзистенциального состояния при...

На сегодняшний день существует большое разнообразие психологических практик, предоставляющих клиенту возможность самовыражения через творческую активность. Инструментом в подобной работе могут выступать предметы среды...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются занятия

Третья группа заданий предполагает осмысление студентами особенностей создания и

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших...

Бумага как материал моделирования...

При проектировании объёмно-пространственных композиций из бумаги необходимо

При сгибании бумажного листа есть ощущение работы материала, а именно: правильное

Материал — это лист бумаги, бумажная плоскость, которая становится активным элементом в...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Включение детей в коллективную творческую работу активизирует, что выражается в

Его цель — предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего

Руководство воспитателя на разных этапах осуществления плана коллективной творческой...

Синтез функционально-пространственных и колористических...

Объемно-пространственная структура центра «Карьера» является сложной и вместе с тем

Планировка и мебель рабочего и учебного помещения должны по возможности отвечать

Все помещения комплекса, включая зоны работы с клиентами с первого по третий этаж, столовую...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению. В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися.

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности...

Создание объемной композиции сопровождается применением полученных знаний по курсам «Общая композиция», «Рисунок», «Композиция костюма». На втором этапе через выполнение более сложного задания (выполнение объемно-пространственной формы головного убора)...

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

Создание объемно-пространственной структуры костюма из бумаги требует от проектировщика особых умений и навыков работы с материалом. Проектировщик должен знать структурно-композиционные и пластические свойства бумаги.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Одним из приемов развития мыслительной деятельности студентов давно стал именно метод ассоциаций, детально исследованный Б. Г. Бархиным [2] Этот метод...

Графические клаузуры, как способ развития творческих...

После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде "клаузуры" – графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов.

Похожие статьи

Кодирование и декодирование экзистенциального состояния при...

На сегодняшний день существует большое разнообразие психологических практик, предоставляющих клиенту возможность самовыражения через творческую активность. Инструментом в подобной работе могут выступать предметы среды...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются занятия

Третья группа заданий предполагает осмысление студентами особенностей создания и

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших...

Бумага как материал моделирования...

При проектировании объёмно-пространственных композиций из бумаги необходимо

При сгибании бумажного листа есть ощущение работы материала, а именно: правильное

Материал — это лист бумаги, бумажная плоскость, которая становится активным элементом в...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Включение детей в коллективную творческую работу активизирует, что выражается в

Его цель — предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего

Руководство воспитателя на разных этапах осуществления плана коллективной творческой...

Синтез функционально-пространственных и колористических...

Объемно-пространственная структура центра «Карьера» является сложной и вместе с тем

Планировка и мебель рабочего и учебного помещения должны по возможности отвечать

Все помещения комплекса, включая зоны работы с клиентами с первого по третий этаж, столовую...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению. В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися.

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности...

Создание объемной композиции сопровождается применением полученных знаний по курсам «Общая композиция», «Рисунок», «Композиция костюма». На втором этапе через выполнение более сложного задания (выполнение объемно-пространственной формы головного убора)...

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

Создание объемно-пространственной структуры костюма из бумаги требует от проектировщика особых умений и навыков работы с материалом. Проектировщик должен знать структурно-композиционные и пластические свойства бумаги.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Одним из приемов развития мыслительной деятельности студентов давно стал именно метод ассоциаций, детально исследованный Б. Г. Бархиным [2] Этот метод...

Графические клаузуры, как способ развития творческих...

После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде "клаузуры" – графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов.

Задать вопрос