Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 12.02.2019

Статья просмотрена: 845 раз

Библиографическое описание:

Савельева, М. С. Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя / М. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56502/ (дата обращения: 29.04.2024).



В работе рассматривается история развития облачных технологий, актуальность их использования в разработке электронного портфолио преподавателя и преимущества данной сферы реализации электронного портфолио. Приведены результаты и анализ опроса по теме.

Ключевые слова: электронное портфолио, облачные хранилища, хранилища данных.

Сейчас каждый работодатель заинтересован в поиске квалифицированных и компетентных кадров. Мало окончить ВУЗ и получить долгожданный диплом. В спросе специалисты, обладающие багажом профессиональных достижений. И если раньше собеседования проходили лично, то в данный момент, с приходом в нашу жизнь информационных технологий, они чаще проходят в режиме «online». Потому спросом пользуются электронные портфолио. Они предоставляют мгновенный доступ к индивидуальным успехам и заслугам кандидата на должность. Таким образом, создание грамотного портфолио становится важнейшим действием для достижения успеха.

Несколько последних лет велась речь о введении портфолио педагога в массовую практику. Мнения разделились. Одни относятся к нему как к лишней, ненужной «бумажной» нагрузке. В то время как другие, как к необходимому инструменту при подготовке к конкурсам и прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории. С 1 января 2017 года был введён в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", на основе которого предполагается использование новых инструментов для оценки уровня квалификации педагога. Одним из таких инструментов является портфолио.

В переводе термин портфо́лио (итал. portfolio) означает «портфель, папка документов». В педагогике рассматривается с двух точек зрения. В первом случае как сборник достижений преподавателя, где собраны и зафиксированы его личные и профессиональные результаты работы. Во втором, в качестве педагогической технологии для рефлексии и оценки своих образовательных достижений, а также в качестве инструмента для выстраивания дальнейшего вектора работы. Может включать в себя общую информацию о самом преподавателе, список личных и профессиональных наград, методические разработки, отзывы, рекомендации, а также достижения своих учеников и студентов, результаты научной работы, фотоотчёты, видеозаписи занятий. Способ оформления и предоставления портфолио определяется целью, кругом лиц, которые будут иметь к нему доступ и функционалом:

1) на бумажных носителях в папке-накопителе;

2) в электронном виде.

Отличительной чертой электронного портфолио от бумажного является его доступность широкому кругу людей и многофункциональность. Из всего выше сказанного вытекает потребность в инструменте для создания электронного портфолио. Наиболее перспективной и развивающейся сферой для создания являются «облачные» хранилища данных.

В 1960-х годах американский учёный Джон Маккарти предложил идею эксплуатации вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства. Суть новшества заключалась в том, что информационно-вычислительные услуги будут предоставляться пользователю за денежный расчёт. Но пути реализации для этой идеи не нашли, а потому оставили её без внимания. Лишь в 2000-х годах эта концепция нашла платформу для развития. С 2008 года термин «облачные вычисления» получает широкую огласку и начинает активно использоваться. Облачные вычисления (англ. cloud computing) — принцип обработки и хранения данных, который предполагает предоставление пользователю компьютерных ресурсов и мощности как Интернет-сервис. Иными словами, это рабочая платформа в сети Интернет, точнее на электронном сервере. С появлением облачных технологий пользователи получили доступ к своим файлам из любой точки планеты совершенно бесплатно, при условии наличия канала в интернет. В IT-сфере эта тема сейчас наиболее популярна. Функционал растёт с каждым днём, а вместе с ним и сфера применения. Об облачных технологиях написано много статей, проведено масса конференций. Рынок предлагает множество решений на любой вкус и финансовые возможности. То есть, это ещё и способ заработка. Облачные хранилища существуют как на платной, так и на бесплатной основе. Большинство из нас уже пользуются ими, даже не осознавая этого. Примерами online-сервисов могут служить: Яндекс Диск. Google Диск, Mail.ru, Cloud. Есть специализированные сервисы для ведения портфолио: 4portfolio.ru, MyFolio.com. Знают ли преподаватели, что такое облачные хранилища? Какими сервисами облачного хранения данных пользуются? Используют ли в своей педагогической деятельности? Знакомы ли с возможностями и функционалом облачных хранилищ? Есть ли потребность в проведении мастер-классов по созданию электронного портфолио? Какую роль могут сыграть ученики в электронном портфолио учителя? С целью выяснения ответов на поставленные вопросы нами был проведён опрос учителей, учащихся и студентов города Ростова-на-Дону и города-курорта Железноводска. Всего было опрошено 97 учителей, 103 учащихся 5–11 классов и 53 студента.

Проведённый опрос показал, что 62 % опрошенных учителей не знакомы с понятием «облачные хранилища» и не уверены, что когда-либо пользовались. В то же время 98 % педагогических работников пользуются Яндекс Диск, Google Диск, Mail.ru, Cloud для хранения и распространения личных или рабочих документов. Не удивительно, ведь электронная почта прочно вошла в нашу жизнь. Рассылка документов и распространение осуществляется именно на этой платформе. У каждого образовательного учреждения есть свой сайт и электронная почта. Лишь 35 % опрошенных учителей ведут электронное портфолио. Причины ведения электронного портфолио были вынужденные: прохождение аттестации или участие в конкурсах. Но 100 % респондентов отмечают пользу выбранного способа оформления своих достижений (электронная) и считают, что это очень удобно. В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на активно развивающуюся сферу облачных хранилищ, работники слабо осведомлены о возможностях и функционале ранее упомянутых. Так же слабо представляют роль учеников в электронном портфолио учителя. А ведь ученики являются мощным инструментом для анализа проведённой работы, рефлексии и обратной связи. Путём привлечения учеников в электронную среду учитель реализует выполнение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), а именно, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетенций). Среди учащихся 90 % пользуются облачными технологиями. Но лишь 39 % знают об электронных портфолио преподавателей, пользуются или участвуют в их создании. Чаще всего учащиеся и студенты пользуются практическими материалами: тесты, опросы, рекомендации к выполнению заданий, просмотр обучающих видео или чтение статей педагога. 78 % опрошенных учащихся и студентов сказали о том, что им было бы интересно участвовать в создании и сборе информации для электронного портфолио педагога.

Все вышеперечисленные облачные хранилища и платформы требуют тщательного изучения преподавателями и внедрения в педагогическую деятельность. Однако, это приведёт к снижению трудозатрат в оформлении своего электронного портфолио, позволит достичь высоких профессиональных вершин. Анализ результатов опроса, привёл к выявлению низкой осведомлённости преподавателей о применении облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя. Отсюда вытекает потребность в проведении мастер-классов, конференций и курсов по данной теме в образовательных учреждениях. Чаще такие курсы проходят на платной основе, но результат полученных достижений будет превосходить все ожидания.

Литература:

  1. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. А, Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации: учеб. пособие. — Рязань: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2014 г.
  2. Облачные технологи, что такое облако в интернете? [Электронный ресурс]: Портал о высоких технологиях и Интернете. — режим доступа к порталу: https://myblaze.ru/oblachnyie-tehnologii-chto-takoe-oblako-v-internete/
  3. Полилова Т. А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
Основные термины (генерируются автоматически): электронное портфолио, педагогическая деятельность, достижение, проведение мастер-классов, прохождение аттестации, развивающаяся сфера, создание, электронная почта, электронное портфолио преподавателя, электронное портфолио учителя.


Похожие статьи

Портфолио учителя — Молодой ученый

Самая распространенная форма аттестацииэлектронное портфолио.

Минусы электронного портфолио тоже имеются. Есть объективные результаты: итоги ЕГО и ОГЭ, дипломы победителей олимпиад и конкурсов, грамоты и дипломы за выступления.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

В современном музыкальном образовании с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения особое значение приобретают инновационные технологии фиксирования...

Содержание электронного портфолио как отображение...

электронное портфолио является формой развернутого резюме; электронное портфолио позволяет сразу нескольким педагогам и даже обучаемым участвовать в процессе контроля и оценивания образовательных достижений, что делает его более открытым и объективным

Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного...

электронное портфолио, социально-гуманитарный цикл, вид портфолио, педагог, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность педагога, учитель.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачёт...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Портфолио для начинающего специалиста соответствует структуре заключения для аттестации педагога на первую квалификационную категорию, которую можно проходить через 3 года [6, с.14]. Тем не менее во всех школах ведётся большая умозаключительная работа.

Возможности использования электронного портфолио как...

Данная статья рассматривает возможности электронного портфолио как многофункционального средства обучения и оценивания, его достоинства и недостатки, а также возможности по его эффективному использованию вместе с традиционными средствами...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Для каждого преподавателя сформирован Портфолио — пакет документов, содержащий сведения о профессиональных достижениях за определенный период времени. Достижения работника рассматриваются на заседаниях ПЦК, методических и педагогических советах.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

- творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня...

Похожие статьи

Портфолио учителя — Молодой ученый

Самая распространенная форма аттестацииэлектронное портфолио.

Минусы электронного портфолио тоже имеются. Есть объективные результаты: итоги ЕГО и ОГЭ, дипломы победителей олимпиад и конкурсов, грамоты и дипломы за выступления.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

В современном музыкальном образовании с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения особое значение приобретают инновационные технологии фиксирования...

Содержание электронного портфолио как отображение...

электронное портфолио является формой развернутого резюме; электронное портфолио позволяет сразу нескольким педагогам и даже обучаемым участвовать в процессе контроля и оценивания образовательных достижений, что делает его более открытым и объективным

Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного...

электронное портфолио, социально-гуманитарный цикл, вид портфолио, педагог, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность педагога, учитель.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачёт...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Портфолио для начинающего специалиста соответствует структуре заключения для аттестации педагога на первую квалификационную категорию, которую можно проходить через 3 года [6, с.14]. Тем не менее во всех школах ведётся большая умозаключительная работа.

Возможности использования электронного портфолио как...

Данная статья рассматривает возможности электронного портфолио как многофункционального средства обучения и оценивания, его достоинства и недостатки, а также возможности по его эффективному использованию вместе с традиционными средствами...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Для каждого преподавателя сформирован Портфолио — пакет документов, содержащий сведения о профессиональных достижениях за определенный период времени. Достижения работника рассматриваются на заседаниях ПЦК, методических и педагогических советах.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

- творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня...

Задать вопрос