Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 03.02.2019

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Шевченко, А. Е. Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел / А. Е. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56268/ (дата обращения: 02.05.2024).



Обращение в органы внутренних дел Российской Федерации является способом защиты законных интересов граждан и их прав. Быстрое и качественное рассмотрение поступивших жалоб позволяет не только обнаружить нарушение законодательства, но и предупредить и пресечь противоправные действия, преступления, восстановить нарушенные права заинтересованных лиц, а также способствует формированию благоприятного общественного мнения о деятельности МВД России.

Актуальность такого направления работы определяется особой значимостью сферы общественных отношений, которые связаны в свою очередь с реализацией гражданами своего права на обращение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации могут обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, которые связаны с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В настоящее время именно этот законодательный акт является основным, определяющим направление работы с обращениями граждан в структуре МВД России.

Приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 также регулируется порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях.

Понятие «обращение» рассматривается в ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [2]. В соответствии с Законом все обращения делятся на три вида, а именно: предложения, заявления, жалобы.

«Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений и улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление — это просьба гражданина о помощи в реализации его конституционных прав и свобод, либо это сообщение о нарушении законов и нормативных правовых актов, а так же о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо же это критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» [2].

По правилам административного производства по жалобам и заявления подаются в вышестоящий (по отношению к органу, действия которого обжалуются) орган исполнительной власти либо тот орган, к ведению которого относится решение данного вопроса. Если же жалоба поступает в государственный орган, не компетентный ее решать, то этот орган обязан направить ее и уведомить об этом гражданина в компетентные органы. Как правило, это дежурные части ОВД.

Дежурные части — самостоятельное структурное подразделение, призванное руководить и контролировать деятельность разнообразных по функциям служб и аппаратов в целях борьбы с преступностью и эффективной охраны общественного порядка.

Одной из задачей по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан, решаемые дежурными частями является — прием, регистрация поступивших в дежурные части заявлений и сообщений обо всех видах преступлений и своевременное реагирование на них, т. е. обязательное всестороннее рассмотрение.

Одним из основных пунктов доверия общества к государству можно назвать активность граждан, и их готовность к защите своих гражданских прав.

Это можно увидеть из анализа работы подразделений и подчиненных территориальных органов и организаций УМВД России по Хабаровскому краю по рассмотрению жалоб и обращений граждан за 9 месяцев 2017 года, подготовленный отделом делопроизводства и режима УМВД России по Хабаровскому краю.

Работа с обращениями осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 2013 года.

За 9 месяцев 2017 года в органы внутренних дел края поступило 25079 (АППГ — 23268, +7,8 %) обращений граждан и организаций. Из них заявлений — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %), жалоб — 5603 (АППГ — 4954, +13,1 %).

Большую часть в структуре обращений занимают заявления — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %).

Тематический анализ обращений показал, что заявителей наиболее интересовали вопросы:

а) противодействия преступности, находящиеся в компетенции органов внутренних дел — 4290 (АППГ — 3924, +9,3 %), из которых:

противодействие преступным проявлениям в сфере экономики — 1277 (АППГ — 1255, +1,8 %), из них совершенным с использованием сети «Интернет» — 113 (АППГ — 131, –13,7 %);

противодействие преступным проявлениям против личности — 812 (АППГ — 1038, -21,8 %);

противодействие преступным проявлениям против общественной безопасности и общественного порядка — 600 (АППГ — 785, –23,6 %);

б) противодействие правонарушениям, находящимся в компетенции органов внутренних дел — 1273 (АППГ — 1107, +15 %);

в) организации и обеспечения безопасности дорожного движения — 2360 (АППГ — 2081, +13,4 %);

г) вопросы миграции — 1085 (АППГ — 36).

Кроме этого, обращения в подразделения Управления поступали из:

Администрации Президента Российской Федерации — 498 (АППГ — 319, +56,1 %);

Правительства Российской Федерации — 62 (АППГ — 60, +3,3 %);

органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации — 1109 (АППГ — 646, +71,7 %);

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -3425 (АППГ — 3244, +5,6 %).

Таким образом, видно, что механизм реализации права на подачу обращений в ОВД характеризуется объемностью и многоплановостью. Обращения граждан в органы внутренних дел являются началом сохранения общественного порядка и общественной безопасности. Взаимодействие граждан, в виде обращений, заявлений, предложений в ОВД с одной стороны, и прямого обращения к гражданам ОВД с другой стороны, имеют одну общую цель — сохранение и приумножение законности и правопорядка.

Возвращаясь к основному правовому акту, регулирующему порядок работы с обращениями, — федеральному закону № 59-ФЗ, следует отметить конечное число разновидностей обращений граждан, которые в соответствии со статьей 4 федерального закона № 59-ФЗ подразделяются на предложения, заявления и жалобы. Не редко на практике при получении, рассмотрении и работе с обращениями возникают проблемы, не решаемых законодательством, но которые можно решить фактически именно исполнителями, которые отвечают за рассмотрение обращений граждан, и которые вынуждены брать на себя ответственность:

1. В ФЗ — 59, в ст. 9 говорится, что «обращение, которое поступает в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению». Формулировка вынужденно заставляет зарегистрировать и передать на рассмотрение должностному лицу любое обращение, независимо от его содержания и соблюдения заявителем выдвигаемых требований.

2. Еще один немаловажный вопрос, который возникает на практике, является: что же сделать с теми обращениями, которые не поддаются классификации и не проявляют себя как:

− как рекомендации гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

− как просьба гражданина о помощи в реализации его прав и свобод;

− как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Например, это может быть обращения, некорректные по содержанию, по изложению и по форме — то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, лишенные логики и смысла, неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах.

Возможность их классификации зачастую исключена, но принять их к рассмотрению должностные лица обязаны.

С целью преодоления вышеизложенных проблем, целесообразно:

− дать возможность государственным органам в процессе рассмотрения обращений уточнять психическое здоровье граждан, их дееспособность;

− установить взаимосвязь закона об обращениях с административным и уголовным законодательством;

− выявить взаимосвязь статей ФЗ-59 в области обязательности рассмотрения обращений граждан, а также выявление технологий принятия решений о безосновательности повторного обращения и прекращение с гражданином переписки;

− установить четкую ответственность граждан и должностных лиц при несоблюдении законодательства об обращениях.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст.4398.
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 22. Ст. 3091.
  3. Приказ МВД РФ № 140 от 01.03.2012 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных отделах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4179.
  4. Официальный сайт Управления МВД по Хабаровскому краю [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, местное самоуправление, обращение, государственный орган, обращение граждан, просьба гражданина, должностное лицо, общественный порядок, порядок рассмотрения обращений граждан.


Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

О порядке рассмотрения обращений граждан: Указ, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г

обращение граждан, правовая статистика, орган, обращение, лицо, Казахстан, личной

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации.

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод...

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение...

Принципы производства по обращениям граждан. местное самоуправление, Российская Федерация, обращение, принцип, орган, должностное лицо, порядок рассмотрения обращений граждан, гражданин, правовое регулирование, государственный орган.

Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

О порядке рассмотрения обращений граждан: Указ, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г

обращение граждан, правовая статистика, орган, обращение, лицо, Казахстан, личной

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации.

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод...

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение...

Принципы производства по обращениям граждан. местное самоуправление, Российская Федерация, обращение, принцип, орган, должностное лицо, порядок рассмотрения обращений граждан, гражданин, правовое регулирование, государственный орган.

Задать вопрос