Познавательные процессы в структуре способностей к математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.09.2018

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Суворова, Г. А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике / Г. А. Суворова, Л. А. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52614/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические представления о способностях отечественными психологами и понятия восприятия, памяти и мышления как основные познавательные процессы. Так же представлена структура способностей к математике.

Ключевые слова: способности, математические способности, восприятие, память, мышление, структура математических способностей.

В настоящее время одной важнейшей проблемой в психолого-педагогической практике является понимание способностей. У разных ученых понятие способностей понимается по-разному.

Б. М. Теплов определяет понятие способностей как, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от других, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. [6]

С. Л. Рубинштейн понимает под способностью в более специальном смысле слова сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. Сергей Леонидович пишет так «Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [4, с.537]

В. Д. Шадриков считает, что, способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. [7, с. 415]. «Понятие «способности» относят не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящейся на разных ступенях эволюционного развития…Анализ использования понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория свойства (качества) вещи…Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры» [8, с. 11].

Нельзя стать творческим работником в области математики, не переживая увлеченности этой работой, — она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонности к математике не может быть подлинных способностей к ней. Если ученик не чувствует никакой склонности к математике, то даже хорошие способности вряд ли обеспечат вполне успешное овладение математикой. Роль, которую здесь играют склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся математикой человек усиленно занимается ею, следовательно, энергично упражняет и развивает свои способности. На это указывают постоянно сами математики, об этом свидетельствуют вся их жизнь и творчество.

Эффективность изучения математики зависит от уровня развития познавательных способностей человека. Возможности для их развития безграничны и все зависит от прилежания и упорства в достижении цели, поставленных перед собой.

Для развития математических способностей важно учесть три основных познавательных процесса, такие как восприятие, память и мышление. Рассмотрим каждый процесс подробно.

Восприятие — это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отражение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Основными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, иллюзия, изобретательность.

Восприятие в психологии — это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. [9]

В. Д. Шадриков в своей книге «От индивида к индивидуальности» пишет так «…что нельзя рассматривать процесс восприятия как безобразный анализ признаков. Этому есть три причины: во-первых, анализируемые признаки не являются какими-то особыми, отличительными других. Во-вторых, богатство феномена восприятия не объясняется теми детекторами признаков, которые открыты. В-третьих, в механизмах восприятия различают эффекты, возникающие в детекторах признаков, и эффекты, продуцируемые в системе, анализирующей эти признаки» [7, с.181].

Память — это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отражение материала. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте.

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. [9]

«Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующие воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта» [7, с. 428] пишет В. Д. Шадриков.

Мышление — это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. [10]

Про понятие мышления В. Д. Шадриков пишет так: «Мышление в своей родовой (но не простейшей) форме представляет собой психический процесс познания, установления значения и смысла воспринятого. Момент самого движения в процессе познания от чувственного материала (образов и переживаний) к знанию есть мысль» [7, с.185].

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению.

Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей каждый из нас, прежде всего, должен иметь целостное о них представление. В свое время В. А. Крутецкий, исследуя вопросы математических способностей школьников, определил общую схему структуры этих способностей в школьном возрасте, которую мы приводим из его книги «Психология математических способностей школьников».

Структура математических способностей в школьном возрасте.

  1. Получение математической информации.

Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

  1. Переработка математической информации.

1) Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.

2) Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.

3) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.

4) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

5) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

6) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

  1. Хранение математической информации.

Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

  1. Общий синтетический компонент.

Математическая направленность ума.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.

Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:

  1. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.
  2. Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).
  3. Память на цифры, числа, формулы.
  4. Способность к пространственным представлениям.
  5. Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

По статье Г. А. Суворовой данную структуру, связанную с познавательными процессами, можно представить так:

1) формализованное восприятие математического материала (объектов, отношений, действия), связанное с быстрым схватыванием формальной структуры, «скелета» конкретной задачи, математического выражения (т. е. «умное восприятие»);

2) быстрое и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии логической канвы, стремление к ясности, простоте, изяществу, рациональности (т. е. мышление);

3) легкость и свобода переключения от одной умственной операции к другой, прямого на обратный ход мыслей (т. е. внимание);

4) быстрота запоминания и прочность сохранения типов задач и способов их решения, схем рассуждения, доказательств, логических схем (т. е. память) [5, с.115–116].

Под способностью к изучению математики В. А. Крутецкий понимает индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности, относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики. [3]

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  2. Крутецкий, В. А. Проблема способностей в психологии / В. А. Крутецкий, д-р психол. наук. — Москва: Знание, 1971. — 60 с.
  3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий; Под ред. Н. И. Чуприковой. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 411 с., с.380–390, 397–400.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). с.535–538.
  5. Суворова Г. А. Показатели одаренности в работах отечественных психологов / Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: опыт, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2015. — 348 с., с.109–120.
  6. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. –Т.1. — с.5–41
  7. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 656 с. (Достижения в психологии)
  8. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. — М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004. — 188 с., с.11–34.
  9. Все о психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://vseopsycho.ru/vospriyatie/
  10. Мир психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.persev.ru/myshlenie
Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс, математическая одаренность, математическая информация, математический материал, память, структура, уровень развития, математическое рассуждение, мыслительный процесс.


Ключевые слова

способности, мышление, память, восприятие, математические способности, структура математических способностей

Похожие статьи

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; Развивать образное и логическое мышление...

Похожие статьи

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; Развивать образное и логическое мышление...

Задать вопрос