Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 03.09.2018

Статья просмотрена: 480 раз

Библиографическое описание:

Шкиперова, М. А. Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс» / М. А. Шкиперова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52497/ (дата обращения: 26.04.2024).



Методы и модели стратегического анализа являются инструментами, с помощью которых обеспечивается анализ внутренней и внешней среды функционирования и определения оценки позиционирования компании; позволяют проводить исследования и устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать и обосновывать стратегические планы на основе оценки их ожидаемого выполнения.

Ключевые слова: стратегия компании, стратегический анализ, миссия компании.

Анализ результатов реализации стратегии является одним из важных этапов диагностики компании, который позволяет сформулировать необходимые корректирующие мероприятия для повышения эффективности работы организации. С целью анализа эффективности существующей стратегии предприятия и занимаемых рыночных позиций могут применяться различные методы стратегического анализа, такие как SWOT- анализ, модели М. Портера и Хофера — Шенделя.

В данной статье приводится практический пример применения методов стратегического анализа системы управления предприятием на корпоративном уровне на примере Группы компаний «Балтика-Транс» (Холдинг), одного из лидеров логистического рынка Российской Федерации.

Основанный в 2000 году, Холдинг объединил в себе компании, деятельность которых охватывает все существующие на международном рынке звенья логистической цепочки. Помимо надежного логистического оператора, компания является одним из крупнейших операторов танк-контейнеров в России.

На данный момент в состав группы компаний «Балтика- Транс» входит 7 компаний («Балтимпэкс», «Балтика-Транс», «Балтика-Транс Авто», «Балтика-Транс Логистика», «Транзит-Сервис», УК «Балтика-Транс», «КаргоЛайн») каждая из которых осуществляет свою деятельность в транспортной сфере и сфере сопроводительных услуг, совокупно предоставляя клиенту полноценный и комплексный сервис.

В своей деятельности организация ежедневно должна исходить из того, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Миссия компании ООО «Балтика-Транс» заключается в создании в лице себя надежного логистического посредника для клиентов, обеспечивающего стабильную поддержку и высокий уровень сервиса, ставя перед собой цель: день за днем повышать эффективность бизнеса наших Клиентов [3], предоставляя качественные услуги в сфере логистики и таможенного оформления грузов.

ГК «Балтика-Транс» стабильно развивающееся предприятие: масштабы производства и объем продаж увеличиваются более быстрыми темпами, чем издержки, рост оборотных активов. Финансово-хозяйственная деятельность компании демонстрирует устойчивость положения на рынке, увеличение деловой активности. Однако стоит отметить, что компании не хватает собственных средств, что приводит к росту заемного капитала. В этой связи, в компании необходимо провести детальный стратегический анализ с последующей выработкой рекомендаций по решению вышеизложенной проблемы.

Важным шагом в анализе на данном этапе является оценка конкурентной позиции компании в отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий такой как, SWOT-анализ, который позволяет сформулировать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие [2, с.92].

В ходе проведения SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и перспективы компании.

К сильным сторонам компании относятся: высокая репутация, опыт работы в данной отрасли, финансовые ресурсы, адекватные задачам развития, передовая технология, хорошая рекламная компания, хорошая производственная база.

Наиболее значимые сильные стороны компании в итоге становятся основой стратегии.

Слабые стороны компании «Балтика-Транс»: зависимость от третьих лиц, непосредственных исполнителей (судоходных линий, железнодорожных компаний и др.), недостаточная квалификация управленческой команды.

Возможности: увеличение доли рынка, выход на дополнительные группы покупателей; продажа сопутствующих услуг; быстрый рост рынка; ослабление позиций конкурентов.

Отдельные факторы внешнего окружения могут представлять серьезные угрозы для компании: вторжение в отрасль новых крупных компаний с низкими издержками или высоким качеством продукции; увеличение продаж товаров-заменителей; ужесточение внешнеторговых барьеров; ужесточение государственного регулирования.

Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Для более продуктивного анализа необходимо рассмотреть основные аспекты окружающей конкурентной среды компании с помощью матрицы М.Портера –модели, помогающей отразить реальное состояние окружающих конкурентов компании в конкретный временной период [1, с.13].

Компания Балтика-Транс позиционирует себя как крупный оператор танк-контейнеров в России и входит в тройку лидеров, где его основными конкурентами являются Rail Garant (ООО Спецтрансгарант) — 4800 единиц и компания Инфотек-Балтика М — 4 500 единиц.

Российский рынок достаточно привлекателен и для зарубежных операторов танк-контейнеров. С целью сокращения расходов на подсыл порожных контейнеров, поставщики могут использовать оборудование, например, швейцарской компании Bertschi или голландской Den Hartogh, а также лидеров Stolt и Hoyer.

Рассматривая компанию Балтика-Транс как крупнейшего оператора танк-контейнеров, стоит выделить угрозу товаров -заменителей, таких как перевозка в железнодорожных цистернах и перевозка во флекси-танках. Данная угроза связана в первую очередь с отсутствием сертифицированных контейнерных депо для промывки и других видов обработки танк-контейнеров [4]. Особое внимание следует обратить на флекси-танки, довольно новая технология перевозки позволяет перевозить наливные грузы в обычных контейнерах, что позволит сократить транспортные расходы на перевозку, а невозвратная тара уменьшит дополнительные расходы, связанные с обслуживанием танков.

Еще одним инструментом, позволяющим провести анализ конкурентоспособности предприятия и жизненного цикла отрасли, является матрица Hofer/Schendel (Хофера-Шенделя). В структуре модели, по оси Y отображаются пять основных стадий развития рынка: развитие, рост, вытеснение с рынка старого продукта, зрелость и насыщение, по оси Х — относительная конкурентная позиция вида бизнеса в рамках отрасли. Анализ набора переменных позволяет определить положение компании на этих осях. Используя полученные координаты положения можно сделать вывод, что текущей стратегией предприятия является «Стратегия увеличения доли на рынке» и «Стратегия роста».

На основании проведенного стратегического анализа компании Балтика-Транс можно сделать вывод, что основной целью стратегии является поддержание высокого уровня конкурентоспособности и постоянном увеличении доли на рынке грузоперевозок.

Рынок перевозок наливных грузов в танк-контейнерах имеет тенденцию быстрого роста, следовательно, ГК «Балтика-Транс» требуются значительные ресурсы для укрепления конкурентной позиции.

Подводя итоги, нельзя не отметить важность и значимость методов и моделей стратегического анализа. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше среднего значения по отрасли. Для ГК «Балтика- Транс» из проведенного анализа можно сделать выводы, что компания имеет достаточно сильных сторон для реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности таких как: усиление маркетинга, мониторинг конкурентной среды и разработка конкурентной стратегии. В тоже время у предприятия имеется ряд угроз, которые необходимо преодолеть, совершенствуя внутренние бизнес-процессы.

На основании сделанных заключений рекомендуется разработать модель стратегической карты.

Литература:

  1. Сорокина А. В. Методические указания и задания для выполнения практической работы по дисциплине «Современный стратегический анализ».- М:МИИТ, 2013–80 с.
  2. Сорокина А. В., «Стратегическое планирование в компаниях». Курс лекций по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов экономических специальностей, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». — М: МИИТ, 2011.- 141с.
  3. Официальный сайт ГК «Балтика-Транс». Режим доступа: http://balticatrans.ru/, дата обращения 28.08.2018
  4. Танковые перспективы и реальность. Специальный проект журнала «РЖД-Партнер». Режим доступа: http://spec.rzd-partner.ru/page1055116.html, дата обращения 28.08.2018
Основные термины (генерируются автоматически): компания, стратегический анализ, SWOT, крупнейший оператор танк-контейнеров, модель, Россия, сильная сторона компании.


Похожие статьи

Перспективы развития НПК «Уралвагонзавод» | Статья в журнале...

SWOT-анализ. Внутренняя среда. Сильные стороны.

Ключевые слова: стратегический анализ, SWOT-анализ, Сусуманзолото, золотодобыча.

Методика анализа маркетинговой среды предприятия. Результаты SWOT-анализа среды Калининградского филиала ОАО...

Похожие статьи

Перспективы развития НПК «Уралвагонзавод» | Статья в журнале...

SWOT-анализ. Внутренняя среда. Сильные стороны.

Ключевые слова: стратегический анализ, SWOT-анализ, Сусуманзолото, золотодобыча.

Методика анализа маркетинговой среды предприятия. Результаты SWOT-анализа среды Калининградского филиала ОАО...

Задать вопрос