Поэзия Анны Ахматовой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 27.08.2018

Статья просмотрена: 10159 раз

Библиографическое описание:

Бесаева, М. Р. Поэзия Анны Ахматовой / М. Р. Бесаева, Т. М. Аушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52438/ (дата обращения: 29.03.2024).



Рубеж конца XIX — начала XX века получил в русской литературе название «серебряный век» — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и М. Цветаева, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и др. Одной из самых ярких и самых талантливых представительниц этого периода стала Анна Ахматова — поэтесса, покорившая весть мир своим творчеством; женщина, ставшая символом эпохи. Ахматова обладала своим неповторимым слогом и уникальным стилем написания произведений. В данной статье предпринята попытка охарактеризовать поэзию Анны Ахматовой и показать ее главные особенности.

Ключевые слова: культура, литература, поэзия, лирика, Ахматова, акмеизм, Серебряный век.

Имя Анны Ахматовой крепко связано с историей всей отечественной литературы. Она внесла большой вклад в развитие русской поэзии: сборники стихов, поэмы, драмы, автобиографии, мемуары и историко-литературные очерки — ее творческое наследие трудно переоценить.

Анна Ахматова, бесспорно, была одаренным поэтом: даже через столетие ее стихи всё так же актуальны, их читают, переписывают, заучивают наизусть. Свой поэтический путь она начала еще в дореволюционный период, а окончила она его уже в советские годы. Поэзии Ахматовой всегда были присущи смелость мысли и правдивость поэтического слова, в ее стихах отразилась жизнь ее сердца и ума.

В ранний период становления своего творчества Ахматова причисляла себя к такому литературному течению, как акмеизм. Акмеисты осознавали потребность в совершенствовании арсенала современной поэзии. Например, недостатком символизма акмеисты считали скудность стиля и слишком шаблонные поэтические приемы. Сами представители акмеизма стремились к четкому стилю, к четкой форме.

Но Ахматова, будучи талантливой поэтессой, слегка выбивалась из тесных рамок этого литературного течения — ее произведениям всегда была присуща особая уникальность, выделявшая ее из яркой плеяды «коллег по цеху» [2, с. 97].

Ахматова, прежде всего, поэт любви. В своих стихах она открывает мир нежной и гордой женской души, границы которого обведены любовью — именно в этом чувстве и кроется для поэтессы содержание всей человеческой жизни, именно это чувство она называла «властелином мира». Неудивительно, что тема любви, которую Ахматова раскрывает по-своему, отличаясь от современников — основная в ее поэзии. У Ахматовой нельзя встретить ни мистических прозрений (что характерно для поэзии Блока), ни социальных причин любовных конфликтов (что присуще творчеству Маяковского). В ахматовской поэзии драматизм страсти базируется на отношениях двух характеров, на психологических факторах.

Отражая в своих произведениях всю сущность женской души, она, тем не менее, старается избегать лишних аналогий, символичности, философских отступлений: любовная лирика Ахматовой реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы [4, с. 112].

Героиня Ахматовой — простая русская женщина, для которой любовь служит смыслом существования, силой жизни, движением вверх по спирали, роковым стечением обстоятельств. Ахматова считала, что то, что предопределено свыше, то естественно и не противоречит человеческой природе:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Лирическая героиня поэзии Ахматовой то скромна и сдержанна, то резко проявляет свою прямолинейность скрытое бунтарство. Мотивы женской независимости и гордости тесно переплетаются с мотивами всеобъемлющей любви. Ахматовская героиня индивидуальна и свободолюбива:

Тебе покорной?

Ты сошел с ума!

Покорна я одной

Господней воле.

В своих стихах Ахматова нередко ставит в один ряд любовь и творчество, постоянно показывая, что они тесно переплетены:

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

Она часто пишет на тему поэтического предназначения. Для Ахматовой поэзия является своеобразным способом служения людям, обществу. Она считала, что выбрала нелёгкий и тернистый путь, но, несмотря на злобу и непонимание со стороны, свято верила, что поэт должен быть выше любых предрассудков и нести в мир чувства добра, истины и здравомыслия:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

Любовь, конечно, была основным мотивом лирики Ахматовой, но только в самом начале ее поэтического пути. Вместе с тем, как менялись времена и люди вокруг, менялось и ее мировоззрение: в ее стихах появляется широкий спектр тем. Это темы Родины, родной земли во власти жестоких испытаний, мировой войны. Ахматова, как известно, не эмигрировала из России, осталась со своей страной в самое сложное для нее время. Однако новую власть она тоже не приняла [2, с. 100].

Свое отношение к Родине Ахматова выразила в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно.».., в котором она признается в огромной любви к России — «глухому и грешному краю» — где она много выстрадала, терпела обиды и поражения.

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…

Революцию Ахматова считала бедой, поэтому и «замкнула слух» перед «речью недостойной», осталась вместе со своей страной [3, с. 76].

Но даже тогда, когда в лирику поэтессы приходят гражданские мотивы, для большей массы почитателей ее таланта она продолжала оставаться певцом любви. Гражданские мотивы органично вошли в ее творчество, их присутствие обусловлено представлениями Ахматовой о высоком предназначении поэзии.

Поэзия — это не только сладкий дым, но и тяжёлое бремя, достойно пронести которое сможет лишь истинный поэт, обязанный всегда оставаться в гуще событий, какими бы тяжелыми и подчас трагическими для него они ни были:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Почти все стихи Ахматовой смятенны и драматичны. Внезапные мольбы смешаны с проклятиями, тон контрастен и безысходен. Победные восторги резко меняют окрас на крайнюю опустошённость, а блаженство и нежность вдруг переплетаются с яростью, словно море жизни несёт человеческую судьбу по крутым волнам к первозданному хаосу:

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

О, горе мне! Эти могилы

Предсказаны словом моим.

«Женские» мотивы в творчестве Анны Ахматовой встречаются довольно часто. Этим она стремится показать, что обычная женщина несет в себе огромную и чистую силу, способную к созиданию и разрушению одновременно. Поэт, растворив в своей лирике женскую душу, мечтала научить «женщин говорить».

Могла ли Биче словно Дант творить,

Или Лаура жар любви прославить?

Я научила женщин говорить,

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Поэтический мир Ахматовой открыт для взаимного контакта, насыщен духом экспрессии и разочарования, исполнен особой силы и полноты восприятия всего окружающего. Её женщина — противоречива и изменчива.

Нет, царевич, я не та,

Кем меня ты видеть хочешь,

И давно мои уста

Не целуют, а пророчат.

Будучи истинной петербурженкой, Ахматова в своём творчестве часто обращается к теме своей духовной родины, не оставляя её без внимания. Тема города близка её строгой и торжественной поэзии:

Как площади эти обширны,

Как гулки и круты мосты!

Тяжелый, беззвездный и мирный

Над нами покров темноты.

Для любимого города у нее множество эпитетов — порою противоречивых: дикий, мрачный, священный, холодный, страдальческий, туманный, спокойный, строгий Петербург, а затем Ленинград — неизменно присутствующий в ее поэзии фон, пространство, где живут любовь и ненависть, измена, разлука, радость, кровь [5, с. 18].

Блестящий талант Анны Ахматовой, на мой взгляд, неоспорим. Ее стихотворения непокорны времени — они будут актуальны всегда, в независимости от эпохи или событий. Быть может, для поэта в этом и заключается истинное счастье — быть любимым своими читателями, быть им нужным.

Мотивы стихотворений Ахматовой имеют широкий диапазон: о семье, о доме, о родине, и, конечно же, о любви. Поэтому Анна Ахматова будет жить вечно — в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею. Читатель никогда не перестанет восхищаться удивительным талантом этой великой женщины, оставившей вечный след в истории мировой художественной культуры.

Литература:

  1. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Издательство: Наука. Ленинградское отделение, 1973. — 139 с.
  2. Захариева И. А. Русские поэты ХХ века: феноменальные эстетические структуры. София, 2007. — 233 с.
  3. Коваленко С. А. Анна Ахматова — Москва: Молодая гвардия, 2009. – 374 с.
  4. Марченко А. М. Ахматова: жизнь. — Москва: Астрель, 2009. — 672 с.
  5. Найман А. Г. Рассказы об Анне Ахматовой. — Москва: АСТ, 2008. – 237 с.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, Россия, литературное течение, мой народ, мотив, поэзия, поэтический путь, стих, творчество.


Похожие статьи

Мотивы пути и странничества в ранней лирике С. А. Есенина

Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О край

Мотив пути и странничества является, по нашему мнению, одним из стержневых в лирике Есенина, скрепляющих все его творчество.

Похожие статьи

Мотивы пути и странничества в ранней лирике С. А. Есенина

Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О край

Мотив пути и странничества является, по нашему мнению, одним из стержневых в лирике Есенина, скрепляющих все его творчество.

Задать вопрос