Современные технологии игровых методов обучения студентов на кафедре кардиологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедова, Н. Д. Современные технологии игровых методов обучения студентов на кафедре кардиологии / Н. Д. Ахмедова, Сарвиноз Юлдашева, Н. Б. Ботирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50314/ (дата обращения: 26.04.2024).



Актуальность. Подготовка квалифицированных специалистов предъявляет определенные требования к образовательным стандартам, изменяющимся в унисон с требованиями, предъявляемые к студентам-выпускникам по окончании высшего учебного заведения и при преступлении к профессиональным обязанностям. Особое внимание этому уделяется при подготовке медицинских работников, кому впоследствии приходится сталкиваться с множеством нормативов, соответствующих уровню квалификации, на которую они претендуют. Современные подходы подразумевают изменение ролевых позиций преподавателя и студентов. Преподаватель сознательно отказывается от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии. Основной целью становится активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента [2, 3, 4].

Современные подходы подразумевают активный метод обучения, моделирует реальные условия профессиональной деятельности в виде деловой игры. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся самостоятельно активно добывает, перерабатывает учебную информацию. По сравнению с традиционными способами обучения в результате активной деловой игры появляются существенно лучшие результаты обучения практической деятельности. При обучении будущих врачей необходимо создавать условия, приближенные к настоящей врачебной практике в условиях стрессовых и критических ситуаций, требующих совладеющего проявления и жизнестойкости как черты личности. [7,8,9,10].

В последние годы широкое распространение в высшем медицинском образовании получили ситуационно-ролевые, или деловые, игры. Игровые формы работы содержат большие потенциальные возможности, способствуют активизации деятельности студентов, создают на занятии благоприятный психологический климат. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. В связи с этим чрезвычайно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. От врачей и ученых требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Отработка нравственных моделей поведения — это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности.

Принцип активизации активности студентов в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Он характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью усвоения знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такая активация сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть использованием педагогической технологии. Каждая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников педагогического процесса (преподавателя и студента), но в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В настоящее время за рубежом выделены три основные группы

обучающих игр:

1) игры, направленные на приобретение теоретических знаний;

2) игры, направленные на приобретение практических умений;

3) игры, способствующие изменению отношений к изучаемой проблеме

или предмету.

Практика показывает, что для достижения высокого уровня усвоения знаний, практических умений и навыков студентами, достаточно провести не более двух-трёх занятия в семестре в форме учебной деловой игры, в противном случае интерес у студентов постепенно угасает и учебная цель не достигается. Преподаватель должен понимать, что не все студенты способны быстро перевоплощаться в предлагаемые роли. Каждый преподаватель в силу своих желаний интересов волен придумать свои деловые игры.

Одним из первых, кто исследовал вопрос игры как средства обучения, был голландский ученый Й. Хейзинга [5]. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов: «Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон.

Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает напряжение реальной жизни и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению».

Цель. Применения технологии игровых методов обучения — развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Материалы иметоды. Для реализации поставленной цели в 2018 году разработана ситуационно-ролевая игра для студентов 4 курса по теме

«Психологические аспекты работы с пациентом на кардиологическом приеме».

Актуальность темы обусловлена необходимостью научить студентов определять категории пациентов, близких и типы их поведения на кардиологическом приеме; выбирать врачебную тактику в зависимости от типа поведения пациента и его близких или сопровождающих лиц; соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

Каждый из участников деловой игры исполняет порученную роль в предложенной ситуации:

– пациент;

– лицо, сопровождающее (мама, папа, сын и др.);

– врач-кардиолог;

– помощник врача-кардиолога;

– медицинская сестра.

Студенты, не получившие роли, являются экспертами. Они анализируют

поведение, тактику, ошибки действующих лиц и высказывают свое мнение.

Результаты и обсуждение. Каждый из участников игры трактует решение задания в соответствии со своим уровнем знаний. Возникают ситуации, когда информированность одних студентов превышает знания других. В результате чего происходит обмен, как теоретическими знаниями, так и практическими умениями. В ходе обсуждения ситуации и выработки тактики сталкиваются различные точки зрения студентов, как имеющих роли, так и выполняющих роль экспертов.

«Цепная реакция». Преподаватель помогает студенту расшифровать ЭКГ или интерпретировать результаты какого-либо исследования (лабораторного или инструментального), после чего этот студент становится «консультантом» по данному случаю и объясняет следующему студенту, как правильно оценить результаты обследования, и так по цепочке…

В результате коллективной деятельности студентов повышается уровень знаний студентов, имевших недостаточные знания по теме занятия. Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения.

Главная задача преподавателя, разработавшего учебную деловую игру, состоит в мотивации студентов к познавательной деятельности и развитии интереса к процессу игровой учебной деятельности.

Такой подход к организации деятельности студентов в учебной деловой игре является одним из основных стимулов повышения их академической активности и более совершенной подготовки будущих специалистов. Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, развивает умение искать и работать с информацией, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Дает возможность учиться на своих и чужих ошибках, без ущерба для пациента [1]. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Кроме этого, они дают возможность осмыслить возможность координации действий специалистов, по своему профессиональному долгу призванных воздействовать на жизнь людей [6].

Выводы. Игровая форма обучения в медицинских вузах является современной, эффективной и востребованной временем и потребностями практического здравоохранения формой обучения, в связи с чем данные методы обучения нуждаются во внедрении в практику. Деловая игра является одним из эффективных методов проведения практических занятий. Она побуждает студентов к познавательной активности, содействует развитию самостоятельного мышления, учит принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Литература:

  1. Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Деловая игра как форм обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 38–40.
  2. Долгова В. И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова.– Челябинск, 2008. — 115 с.
  3. Драчук, Л. А. Содействие формированию профессиональных компетенций у студентов медицинского ВУЗа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин / Л. А. Драчук, Т. Н. Шамаева // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 28–34.
  4. Сухарева М. В. Изготовление влажных препаратов и их значение в практическом изучении топографической анатомии и оперативной хирургии / М. В. Сухарева, А. О. Самаркина, А. В. Чукичев и др. // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в образовании и медицине». — Махачкала, 28.05.16. — с. 224–226.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. — С. 255
  6. Абрамова Г. С. Психология в медицине: Учебное пособие. — М.: Ка-федра М, 1998. — 272с.
  7. Соболева Е. В. Hardiness in the psychologist / Е. В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. — 2014. — № 1 (14). — С. 91–94.
  8. Соболева Е. В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е. В. Соболева, О. А. Шумакова // В сборнике: Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года) Материалы международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 105–108.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, игра, студент, учебная деловая игра, игровая форма обучения, кардиологический прием, преподаватель, профессиональная деятельность, умение.


Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. «Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая

Использование деловых игр в учебном процессе для... деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост...

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при

Конструирование деловых игр по экономике | Статья в журнале... деловая игра, игра, принятое решение, группа, студент, решение, процесс игры, участник, подготовка специалистов, Анализирование ситуации.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Автор: Михайленко Татьяна Михайловна. Рубрика: Методика преподавания учебных

Библиографическое описание: Михайленко Т. М. Продуктивная (деловая) игра в развитии

В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все...

Деловая игра как инновационный метод обучения

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой...

Деловая игра как метод формирования математической...

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

деловая игра, профессиональная деятельность, игра, студент, активный метод обучения, учебный процесс, будущий специалист, учебный материал

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. «Деловая игра» – имитация профессиональной...

Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. «Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая

Использование деловых игр в учебном процессе для... деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост...

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при

Конструирование деловых игр по экономике | Статья в журнале... деловая игра, игра, принятое решение, группа, студент, решение, процесс игры, участник, подготовка специалистов, Анализирование ситуации.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Автор: Михайленко Татьяна Михайловна. Рубрика: Методика преподавания учебных

Библиографическое описание: Михайленко Т. М. Продуктивная (деловая) игра в развитии

В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все...

Деловая игра как инновационный метод обучения

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой...

Деловая игра как метод формирования математической...

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

деловая игра, профессиональная деятельность, игра, студент, активный метод обучения, учебный процесс, будущий специалист, учебный материал

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. «Деловая игра» – имитация профессиональной...

Задать вопрос