Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маканова, А. К. Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса / А. К. Маканова, А. Ж. Казанбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43288/ (дата обращения: 29.04.2024).



На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения, планирование уроков, наблюдение того, как это работает на практике. Работа в небольших группах с учителями разных дисциплин позволяет пересмотреть подходы с целью улучшения навыков учащихся и для совершенствования практики учителя.

Нами, учителями языковых предметов, было решено создать творческую группу для проведения исследования в 7-м классе. На первом заседании в ходе совместного обсуждения была определена фокус-группа, состоящая из 3 учащихся.

Таблица 1

Ученик А

(с высокой мотивацией)

Ученик В

(со средними способностями)

Ученик С

(с низкой мотивацией)

-принимает активное участие на всех этапах урока;

- берет на себя роль лидера в группе;

- творчески подходит к выполнению заданий как во время индивидуальной, так и при групповой работе;

- свободно высказывает свои мысли по теме.

- принимает участие в работе группы;

- самостоятельно выполняет предложенные задания;

- может взять на себя инициативу;

- свободно рассуждает по теме урока.

- отвлекается во время совместной работы в группе;

- нуждается в поддержке учителя;

- часто неактивен, невнимателен;

- не сформирован навык говорения на казахском языке, не может свободно выразить свою мысль.

Целью нашего исследования стало выявление наиболее эффективных приемов для развития речемыслительной деятельности у учащихся 7 «В» класса.

Задачи исследования:

- изучить работы педагогов и исследователей по изучаемой проблеме;

- использовать для развития устной речи учащихся различные приемы и техники;

- выбрать наиболее эффективные стратегии и приемы для развития речевой активности учащихся на уроках языковых предметов: на первом, на втором и на иностранном языке.

Актуальность:

Говорение – многоаспектное и сложное явление. Оно выполняет функцию средства общения между людьми. Являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с ориентиром на него.

Методология: наблюдение, опрос, обратная связь (как от учителя, так и от ученика), результаты формативного и суммативного оценивания, фотосъемка.

В ходе проведения исследования были запрошены результаты психологических тестов у психологической службы школы, которые в дальнейшем были использованы для применения тех или иных техник для улучшения навыков учащихся.

Таблица 2

Характеристика учащегося

Ученик А

Ученик В

Ученик С

Тип интеллекта по Гарднеру

логико-математический; пространственный; межличностный; внутриличностный.

логико-математический; пространственный; музыкальный; межличностный; внутриличностный.

логико-математический; пространственный; двигательный; музыкальный; межличностный

Тип мышления по Кольбу

Деятель -4; Теоретик -7; Рефлексирующий - 9; Прагматик -8.

Деятель -7; Теоретик -7; Рефлексирующий - 10; Прагматик -5

Деятель -7; Теоретик -5; Рефлексирующий - 5; Прагматик -6.

Тип мышления по Брунеру

образное мышление

знаковое мышление

знаковое мышление

Уровень креативности (Высокий, Средний, Низкий)

высокий

высокий

средний

Предпочитаемая форма работы на уроке: индив., парная, групповая

индивидуально

в паре

в группе

С помощью каких видов деятельности вы лучше понимаете урок?

решать задачки и искать ответы, выступать объяснять одноклассникам, исследовать и находить ответы

решать задачки и искать ответы, делать постеры, придумывать что-то новое, исследовать и находить ответы

работать в Интернете, делать постеры, выступать объяснять одноклассникам

В рамках исследования было проведено 6 уроков (1 урок английского языка, 2 урока казахского языка и 3 урока русского языка). В связи с сложившимися обстоятельствами исследование было продолжено только на уроках казахского и русского языков. На уроках применялись различные приемы и стратегии в ходе индивидуальной, парной и групповой работы.

На развитие тех или иных навыков учащихся влияет ряд факторов, среди которых стоит отметить психологический климат в классе, совместимость с членами группы. Очень важно создавать для учащегося ситуацию успешности, позволить ему быть в роли спикера, в роли оценивающего, а также оказать поддержку. В качестве поддержки применялись карточки с вопросами, с пунктами плана, предлагался шаблон для построения высказывания в виде сложноподчинённого предложения, составные союзы, предлоги для аргументации своего мнения. Одним из успешных и эффективных приемов, способствующих развитию не только устной речи, но и письменной является использование ПОПС-формулы. Самостоятельный поиск информации из различных источников также совершенствует речевые навыки учащихся. В ходе наблюдения за деятельностью учащихся выяснилось:

Ученик В активно работает на всех этапах урока, свободно выражает свои мысли, может не соглашаться с мнениями других учащихся и доказывать свою позицию как на уроках русского, так и казахского языка;

Ученик А также активно работает и в группе и в паре, но не всегда может отстаивать свою позицию;

Ученик С активно работает в группе, но часто его активность зависит от настроения; для свободного выражения своих мыслей на уроках казахского языка не хватает словарного запаса. Во время индивидуальной работы с заданиями справляется достаточно быстро (в силу особенностей характера и типа темперамента), но часто поверхностно, не углубляясь в суть задания.

Ученика В по наблюдениям в ряде уроков было решено определить как ученика А.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: на развитие навыка говорения влияет создание благоприятных условий для усвоения материала (психологического климата в классе) и варьирование различными приемами и стратегиями, среди которых следует выделить несколько: стратегия «Углы», которая позволяет выражать участникам свое мнение, приводя аргументы, опираясь на данные, на факты, полученные во время изучения темы и с опорой на жизненный опыт. В ходе работы ученику С также удалось выразить свое отношение к проблеме отсутствия свободного времени у современного человека. Учащиеся А и В свободно высказывались, приводя в качестве аргументов приемы и стратегии правильного распределения времени для овладения тайм-менеджментом. «ПОПС-формула» – это один из универсальных способов, который легко применяется на различных уроках гуманитарного и естественно-математического направления. Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с аргументами и соответствующими выводами по поднимаемой проблеме. «Кубик Блума». Начала вопросительных предложений, которые написаны на гранях кубика, помогают учащимся высказаться по теме, при этом не повторяться и рассмотреть проблему со всех сторон. Результаты суммативного оценивания за раздел и за четверть по навыку говорения свидетельствуют об эффективности применяемых способов.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский язык, урок, ученик В, ученик С, ученик А, групповая работа, знаковое мышление, психологический климат, тип мышления, этап урока.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает

Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Использование концептуального обучения для развития...

В данной работе мы осветим результаты исследовательской работы группы учителей по развитию критического мышления посредством использования концептуального обучения на уроках казахского, русского языков и самопознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология критического мышления дает ученику

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, Деньга, процесс обучения, слово, стадий вызова, умение, урок, Ученик.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность...

Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных...

уровень гнева, уровень тревожности, ученик А, ученик В, ученик С, тест, CTY, онлайн олимпиад, класс, знаковое мышление.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Но современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает

Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

Использование концептуального обучения для развития...

В данной работе мы осветим результаты исследовательской работы группы учителей по развитию критического мышления посредством использования концептуального обучения на уроках казахского, русского языков и самопознания.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология критического мышления дает ученику

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, Деньга, процесс обучения, слово, стадий вызова, умение, урок, Ученик.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии

Урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет стереотипов.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно — психологического подхода, чтобы применять на...

Роль технологии развития критического мышления...

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умения задавать вопросы, постановки и решения

Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.:Просвещение, 2004, 2011.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность...

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает

Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Использование концептуального обучения для развития...

В данной работе мы осветим результаты исследовательской работы группы учителей по развитию критического мышления посредством использования концептуального обучения на уроках казахского, русского языков и самопознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология критического мышления дает ученику

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, Деньга, процесс обучения, слово, стадий вызова, умение, урок, Ученик.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность...

Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных...

уровень гнева, уровень тревожности, ученик А, ученик В, ученик С, тест, CTY, онлайн олимпиад, класс, знаковое мышление.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Но современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Технология развития критического мышления...

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает

Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

Использование концептуального обучения для развития...

В данной работе мы осветим результаты исследовательской работы группы учителей по развитию критического мышления посредством использования концептуального обучения на уроках казахского, русского языков и самопознания.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология критического мышления дает ученику

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, Деньга, процесс обучения, слово, стадий вызова, умение, урок, Ученик.

Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии

Урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет стереотипов.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно — психологического подхода, чтобы применять на...

Роль технологии развития критического мышления...

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умения задавать вопросы, постановки и решения

Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.:Просвещение, 2004, 2011.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность...

Задать вопрос