Значение слова и различия между языками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.12.2015

Статья просмотрена: 1435 раз

Библиографическое описание:

Амирова, З. О. Значение слова и различия между языками / З. О. Амирова, С. А. Мамадалиева, Л. С. Туропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1113-1115. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24135/ (дата обращения: 29.04.2024).



 

Слова, обозначающие в разных языках одни и те же или близкие явления действительности, часто оказываются нетождественными, заметно расходящимися по своим концептуальным значениям. Так. в русском языке мы различаем голубой и синий, а в некоторых других языках этим двум словам соответствует одно — англ. blue, фр. bleu, нем. blau.Русское слово руки обозначает всю верхнюю конечность человека (или обезьяны) — от плеча до копчиков пальцев; правда, у нас есть еще отдельное слово кисть для части руки ниже запястья, но это последнее слово применяется редко, в специальных случаях: нормально мы говорим подать руку, пожать руку, взять за руку, мыть руки и т. д., а не «подать кисть», «пожать кисть» и пр. [1]. В некоторых же других языках значение русского руки «распределено» между двумя словами: одно из этих слов регулярно (а не изредка, как — русское кисть) используется для обозначения кисти руки — это англ. hand, нем. Hand, фр. main; другое — соответственно arm. Arm, bras для остальной части руки и лишь в специальных случаях для руки в целом. Русское слово пальцы в современном языке относится и к пальцам рук, и к пальцам ног; в некоторых других языках такого общего слова нет, а существует по два слова — одно для пальца на руке (англ. finger, нем. Finger, фр. doigt), другое — для пальца на ноге (англ. toe, нем. Zehe, фр. orteil). Зато мы различаем мыть и стирать (о белье и т. п.), а немцы объединяют то и другое в одном глаголе waschen[2].

Иногда расхождения между языками касаются не отдельных слов, а целых лексических микросистем. Например, в системе терминов родства в некоторых языках оказываются существенными семантические дифференциальные признаки, не играющие роли в русской системе. В частности, современному русскому слову дядя во многих языках соответствует подва слова: 1) лат. patruus, болг. чичо, польск. stryj(также и др.-русск, стрый)  для брата отца и 2) лат. avunculus, болг. вуйчо, польск. wuj(и др.-русск. уй) для брата матери [3]. В саами (лопарском) языке для дяди по отцу (а также для тетки с материнской стороны) существенным является еще один признак — моложе или старше отца (для тетки — моложе или старше матери;. Иногда, напротив, оказывается несущественным признак, казалось бы, очень важный, например признак пола. Так, в малайском языке рядом с общим обозначением saudarа 'брат или сестра` (включающим также двоюродных братьев и сестер) нет однословных обозначений отдельно для брата и отдельно для сестры, но зато есть особые слова, с одной стороны, для младших, с другой стороны, для старших братьев и сестер (без различия пола), а кроме того, еще разные слова для понятий 'старшие сестры' и 'старшие братья' (включая двоюродных). В венгерском языке вплоть до XIX столетия также не было слов со значением 'брат' (соврем, fiver) и 'сестра' (соврем, nover), а употреблялись только (существующие и сейчас) отдельные слова для старшего и для младшего братьев, а также для старшей и для младшей сестер. На основании такого рода различий между языками в составе словаря и в значениях слов (а также и аналогичных различий грамматического порядка) была выдвинута «гипотеза лингвистической относительности». Её сторонники -американцы Э. Сепир (1884–1939) и особенно Б. Уорф (1897–1941) — утверждают, что не только язык, по и само «видение мира» оказывается у разных народов разным, что каждый парод видит мир через призму своего языка и потому мыслит и действует иначе, чем другие народы.

Можносказать, что слово — минимальная единица, обладающая позиционной самостоятельностью. Части слова, например морфемы внутри многоморфемного слова, такой самостоятельностью не обладают. Они как раз связаны жесткой линейной связью: их нельзя переставлять, между ними либо вовсе нельзя вставить никаких других морфем (например, в вы-брас-ыва-ть, рыб-о-лов), либо же можно вставить лишь немногие морфемы из жестко ограниченных списков (тепл-ая, тепл-оват-ая, тепл-еньк-ая, тепл-оват-ень-кая; погод-а, погод-к-а; да-ть, да-ва-ть). Показательно в этом отношении сравнение в русском языке предлогов и приставок, в частности параллельных и у-, от и от- и т. д.). Предлоги легко отделяются от слова, перед которым стоят и с которым связаны по смыслу, вставкой других слов: у стола; у большого стола; у небольшого, недавно купленного стола и т. д. Поэтому вполне закономерно считать предлог отдельным словом (хотя он и не составляет акцентного слова, см Приставка же неотделима от корня, перед которым стоит: в унести, отнести между у- или от- и -нести ничего нельзя вставить. Позиционная самостоятельность характеризует все типы слов в языке, хотя и не в одинаковой степени. Следовательно, не может быть русского, английского, лопарского, малайского и т. д. мышления, а есть единое общечеловеческое мышление. Вместе с тем конкретный инвентарь понятий, осознанных коллективом и устойчиво закрепленных в концептуальных значениях слов, во многом отличается от языка к языку и, в истории одного языка, от эпохи к эпохе. Однако эти различия, вопреки представлениям Сепира и Уорфа. не порождаются языком, а только проявляются в языке. Порождаются же они непосредственно или опосредованно различиями в общественной практике, в культурно-историческом опыте народов. Так, у лопарей в старину существовал обычай, согласно которому вдова выходила замуж за младшего неженатого брата своего покойного мужа, а вдовец женился на младшей незамужней сестре своей покойной жены; таким образом, младшие дяди со стороны отца были для детей «потенциальными отчимами», а младшие тетки со стороны матери «потенциальными мачехами». Это их особое правовое положение и обусловило закрепление за ними специального слова; теперь обычай этот давно оставлен, по возникшее благодаря ему отдельно обозначение сохранилось и поныне [4].

Конечно, во многих случаях мы не можем конкретно объяснить различие между языками различиями в общественной практике, но это не меняет дела в принципе. Ведь отражение действительности — не пассивный, а активный процесс. Отражая мир, человек определенным образом систематизирует и моделирует его, в зависимости от своих практических потребностей. К тому же сама многогранность объективной действительности, многообразие признак предметов и явлений, наличие всесторонних связей между ними дают реальные основания очень по-разному группировать и объединять эти предметы и явления в классы, выдвигая на передний план то один, то другой из признаков. Рука в целом объективно представляет собой известное единство, но вместе с тем кисть руки объективно отличается (по выполняемым функциям и т. д.) от остальной части; пальцы рук и ног объективно имеют сходные черты и так же объективно отличаются друг от друга и т. д. Разные человеческие коллективы могли по-разному сгруппировать данные опыта и соответственно закрепить эту группировку в значениях слов своих языков.

Хотя мы сейчас во многих случаях не можем конкретно объяснить практикой происхождение того или иного различия между языками, мы в принципе знаем, что в филогенезе, т. е. в истории становления и развития человека, человеческого мышления и языка, дело обстояло именно так: общественная практика всегда была здесь первична, а различия между языками — вторичны. Другое дело — в онтогенезе, т. е. в индивидуальном развитии отдельного человека. Рассматривая роль языка в становлении понятийного мышления индивида, мы должны признать, что каждый новый член общества и каждое новое поколение, вступая в жизнь, усваивает знания о мире при посредстве и потому в значительной мере, действительно, через призму родного языка.

Однако и последнее обстоятельство не создает каких-то непроходимых перегородок между народами. Ведь понятие выражается, как мы знаем, не только с помощью отдельного слова, но и в сочетаниях слов. В английском языке нет слова, соответствующего по значению русскому сутки, но то же самое понятие без труда передается словосочетаниями dayandnight'день и ночь' или 24 hours'24 часа'. Если, говоря по-английски, нужно разграничить понятия 'голубой' и 'синий', к слову blueприбавляют определения light'светлый', или Cambridge'кембриджский' (для голубого) и dark'темный', или Oxford'оксфордский' (для синего) [5]. В принципе все переводимо с любого языка на любой другой, и каждая мысль может быть так или иначе выражена на любом языке.

 

Литература:

 

  1.                Ю. С. Маслов “Введение в языкознание” Высш. шк.М.1987 г.
  2.                Щерба Л. В. «Языковая система и речевая деятельность» М. 1989 г.
  3.                Гринберл Дж. «Квантитативный подход к морфологической типологии языков» М. 1963 г.
  4.                Матезиус В. О. «Так называемом актуальном членение предложения» М. 1976 г.
  5.                Холодович А. А. «Проблема грамматической теории» Л. 1979 г.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, слово, общественная практика, брат, значение слов, отдельное слово, палец рук, позиционная самостоятельность, различие, рука.


Похожие статьи

Национально-культурные характеристики русских и персидских...

Ключевые слова:фразеологизм, соматизм, рука, русский язык, персидский язык, эквивалент.

Таким образом, фразеологические единицы играют особую роль в отображении национально-культурных различий между разными языками.

Интегрированный урок на тему «Различение приставок...»

Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность

Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим. Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово?

Язык руки как символический код общения...

В словесных выражениях словорука” наделена символическим звучанием: например, говорят, “рука руку моет”.

Когда украинцу или русскому придется считать на пальцах “один, два, три”, он загибает в кулак пальцы левой руки и использует при этом правую руку.

Работа со словарными словами на уроках русского языка

‒ обучение ребят самостоятельно пополнять знания по русскому языку. Моя практика показала, что работа над

Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование.

При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев сопровождаются движениями губ и языка.

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности

Под фразеологией мы понимаем устойчивые, образные, эмоционально заряженные фразы, имеющие интегральное значение, которые, в отличие от обычных комбинаций слов, не

11. Польский: Когда у меня на руке кактус вырастет. 12. Румынский: Когда я свой затылок увижу.

Теоретические основы использования невербальных средств...

По мнению американский психолога Селже Ф., при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация 38 %, а на жесты и

‒ заменяют отдельную фразу или слово

Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская — М.: Изд-во МГУ, 1997.

Актуальные значения слова «баба» для современных носителей...

Было выявлено около 80 значений слова и более 55 фразеологических единиц.

Сложносокращенные слова в практике преподавания русского языка как иностранного.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы.

Похожие статьи

Национально-культурные характеристики русских и персидских...

Ключевые слова:фразеологизм, соматизм, рука, русский язык, персидский язык, эквивалент.

Таким образом, фразеологические единицы играют особую роль в отображении национально-культурных различий между разными языками.

Интегрированный урок на тему «Различение приставок...»

Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность

Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим. Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово?

Язык руки как символический код общения...

В словесных выражениях словорука” наделена символическим звучанием: например, говорят, “рука руку моет”.

Когда украинцу или русскому придется считать на пальцах “один, два, три”, он загибает в кулак пальцы левой руки и использует при этом правую руку.

Работа со словарными словами на уроках русского языка

‒ обучение ребят самостоятельно пополнять знания по русскому языку. Моя практика показала, что работа над

Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование.

При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев сопровождаются движениями губ и языка.

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности

Под фразеологией мы понимаем устойчивые, образные, эмоционально заряженные фразы, имеющие интегральное значение, которые, в отличие от обычных комбинаций слов, не

11. Польский: Когда у меня на руке кактус вырастет. 12. Румынский: Когда я свой затылок увижу.

Теоретические основы использования невербальных средств...

По мнению американский психолога Селже Ф., при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация 38 %, а на жесты и

‒ заменяют отдельную фразу или слово

Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская — М.: Изд-во МГУ, 1997.

Актуальные значения слова «баба» для современных носителей...

Было выявлено около 80 значений слова и более 55 фразеологических единиц.

Сложносокращенные слова в практике преподавания русского языка как иностранного.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы.

Задать вопрос