Влияние гаджетов на образ жизни подростков старшей школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 30.03.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Попова, Д. А. Влияние гаджетов на образ жизни подростков старшей школы / Д. А. Попова, И. П. Рютина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4332/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор исследует проблемы соблюдения принципов здорового образа жизни подростками старшей школы при масштабном использовании гаджетов.

Ключевые слова : подростки, здоровый образ жизни, гаджеты

Не вызывает сомнений, что проблема укрепления здоровья молодежи является одним из основных направлений политики государства. В этом смысле здоровье учеников старшей школы заслуживает особого внимания в связи с уязвимостью этого возраста, большими нагрузками и т. п. С уверенностью можно отметить, что именно в подростковом возрасте важны профилактические мероприятия и здоровый образ жизни, ведь таким образом закладывается база для взрослой жизни. Соблюдение принципов здорового образа жизни может помочь подростку пройти этот сложный период и добиться успехов без вреда для здоровья. Данные различных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. Совершенно справедливо отмечено, что «хорошее здоровье — главный составляющий фактов для биологических и социальных функций» [1, с. 94]. Поддержание здоровья на хорошем уровне требует усилий. При этом низкая ценность здоровья у подростков является одним из главных препятствий в формировании здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, одной из которых является масштабное использование гаджетов.

Поэтому была поставлена цель — изучить влияния гаджетов на подростков старшей школы.

Для достижения цели выдвинуты три основные задачи:

— ·изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

— ·исследовать проблему увлеченности старшеклассников гаджетами;

— ·изучить влияние гаджетов на образ жизни подростков.

Объект исследования — общественные отношения в сфере взаимодействия подростков с гаджетами.

Предмет исследования — влияние гаджетов на образ жизни подростков.

Гипотеза. В настоящее время актуальной проблемой является тот факт, что подростки проводят очень много времени в гаджетах, мало гуляют, общаются в живую, что негативно сказывается на их здоровье и не соответствует идеям здорового образа жизни.

Материалы и методы. Теоретической основой данной работы являются научные труды, посвященные здоровому образу жизни. Методы: анализ, наблюдение, анкетирование. В ходе проведения исследования были опрошены 36 школьников 10 класса, отобранных путем случайного выбора.

Теоретической основой данной работы выступили научные труды, посвященные здоровому образу жизни.

Результаты. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) в самом общем смысле понимается система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его безопасности и благополучной жизни. Иначе можно сказать, что это некий свод правил, соблюдая которые человек может сохранить и даже укрепить свое здоровье. «Феномен здорового образа жизни в социологии до конца не определен, как и в научном сообществе, то есть, нет единого мнения какие факторы, условия оказывают влияние в большей или меньшей степени на состояние здоровья молодых людей» [2]. В этом смысле интерес вызывает определение влияния гаджетов на качество жизни подростка.

Результаты исследования показали, что опрошенные в среднем проводят в телефоне около 8,5 часов в сутки, что составляет целый рабочий день (рисунок 1). Можно сделать вывод, что практически половину времени своего бодрствования опрашиваемые проводят в телефоне. Это вносит серьезный дисбаланс в организацию режима дня подростка. Приводит к отсутствию правильного распределения нагрузки, когда сидячая работа превалирует над физической активностью.

Соотношение времени, проводимого в гаджетах, сном и иным свободным временем

Рис. 1. Соотношение времени, проводимого в гаджетах, сном и иным свободным временем

Из этого времени на учебу опрошенные тратят примерно 2,5 часа, что составляет 1/3 потраченного в гаджетах времени, а это значит, что не все время тратится на развлечения (рисунок 2). Однако развлечения все же превалируют в жизни подростка, проводимой в гаджетах. Интернет таит большое количество вредной информации и угроз, что может принести непоправимый вред здоровью подрастающему поколению. Факт проведения подростками в гаджетах столь продолжительного времени уже само по себе является зоной риска.

Распределение времени, проводимого в гаджетах

Рис. 2. Распределение времени, проводимого в гаджетах

Но при этом молодые люди на чтение печатных книг в среднем тратят около 3 часов в неделю и в основном это сопряжено с необходимостью в подготовке к урокам литературы. Это не сопоставимо с количеством времени, проводимого в гаджетах ежедневно. Как результат подростки не всегда могут правильно и красиво выражать свои мысли, они не начитаны, получается, что у них не в должной мере сформировано мышление.

Неудивительно, что при таком объёме использования гаджетов все опрошенные имеют проблемы со зрением или осанкой. Это очень прискорбный факт. Действительно, если уже в подростковом возрасте сформированы такие проблемы со здоровьем, то их образ жизни нуждается в серьезной корректировке.

Необходимо отметить, что влияние гаджетов на жизнь подростков неоднозначно имеет как положительные, так и отрицательные стороны (рисунок 3). При этом очевидно, что минусов значительно больше.

Положительные и отрицательные стороны использования гаджетов подростками

Рис. 3. Положительные и отрицательные стороны использования гаджетов подростками

Среди плюсов можно отметить, что по средствам использования гаджетов подростки организуют свое общение. Гаджеты помогают подросткам социализироваться, найти свое место в обществе. Самое главное, это конечно то, что с помощью гаджетов старшеклассники имеют доступ к обширной информации, которую используют в учебе и расширяют свой кругозор. Информация всегда доступна подростку, она удобна в получении, находится в нужном объеме как говориться «под рукой». При всем этих неоспоримых положительных аспектах, к сожалению, можно отметить и негативные стороны в активном использовании гаджетов. В частности, психологи отмечают формирование определенной зависимости от гаджетов, когда подростки перестают воспринимать действительность без их присутствия в жизни, слишком привыкают и не знают, как жить без подсказок, без информации, которая всегда доступна. Кроме того, использование гаджетов способно сформировать шаблонное, клиповое мышление, что ограничивает творческое начало. Безусловно, столь масштабное использование гаджетов приводит к малоподвижному образу жизни и в целом, порождает проблемы со здоровьем. Кроме того, можно отметить, что подростки слишком часто прибегают к общению через использование возможностей гаджетов, заменяя непосредственное живое общение. Тот факт, что школьники часто на уроках пользуются гаджетами, зачастую отвлекает их от работы и плохо влияет на качество учебы.

Интерес представляет ответ на вопрос «Представьте, что в связи с магнитным сбоем вы на неделю остались без интернета. Опишите ваши ощущения. Как вы будите готовиться к урокам и проводить свободное время?». Все отметили, что сначала растерялись, испытали неудобство, но затем адаптировались бы к данным условиям и изменили бы свой образ жизни: стали бы больше гулять с друзьями, читать книги, заниматься творчеством и т. п. Это значит, что перспектива расставания с гаджетами вызывает некую тревогу, но не воспринимается трагично. Опрошенные видят перспективное направление своей жизни и при отсутствии гаджетов. Что особенно важно, так это то, что они обратили свое внимание при формировании альтернативы гаджетам на те направления, которые традиционно воспринимаются как проявления здорового образа жизни.

Таким образом, был сделан вывод, что гаджеты оказывают существенное довольно негативное влияние на образ жизни подростков. В целом ученые отмечают, что «вопросы приобщения подростков к здоровому образу жизни как ценности остаются слабо разработанными» [3, с. 110]. Однако есть позитивные тенденции в разрешении проблемы отрицательного влияния гаджетов на подростков. Так государственные органы разработали Федеральный закон от 19.12.23 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», ограничивающей использование телефонах во время учебных занятий. Благодаря этому молодые люди станут меньше проводить времени в телефонах, смогут получать более качественное образование и вести здоровый образ жизни. Безусловно, это лишь один из возможных вариантов ограничительных мер в отношении использования гаджетов старшеклассниками, но он важен и формирует здоровую образовательную среду.

Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза в ходе исследования нашла подтверждение и необходимо разработать комплекс мер, направленных на уменьшение влияния гаджетов на образ жизни подростков старшей школы.

Литература:

  1. Гущена Д. В., Бирюкова Н. В. Основы здорового образа жизни подростков // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74–3. С.94–97
  2. Сомылова О. А., Камышева Е. Ю. Условия и факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–1. С.330–333
  3. Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Здоровье подростка как системное личное качество // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 109–116.


Задать вопрос