Проблемы и перспективы развития беспилотников в России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Меркулов, Я. А. Проблемы и перспективы развития беспилотников в России / Я. А. Меркулов, Т. В. Бочарова, О. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4328/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящее время тема беспилотников становится все более актуальной и обсуждаемой в нашем обществе. Что такое беспилотники? Такое определение им я нашел в Википедии: «Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, БЛА, в разговорной речи также беспилотник или дрон от англ. drone «трутень») — воздушное судно без экипажа на его борту. БПЛА могут обладать разной степенью автономности — от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаются по конструкции, назначению и другим параметрам». Важнейшим условием для определения типа БПЛА является и сфера его применения. Рассмотрим исключительно законные сферы использования БПЛА, так как, к огромному сожалению, из-за их доступности и определенной простоты конструкции их могут применять и в противозаконных целях, например, для совершения террористических атак, что является определенным вызовом для спецслужб. Как наглядно показывает современная практика БПЛА могут применяться в гражданских (мирных) и военных целях, решая целый ряд важнейших задач. На данном этапе развития у беспилотников выделяют следующие наиболее востребованные сферы мирного применения:

  1. Сфера обеспечения безопасности: (контроль за проведением массовых мероприятий, поиск и отслеживание преступников, подозреваемых, транспортных средств, поиск пропавших людей, спасательные операции, анализ и мониторинг дорожно-транспортных ситуаций и происшествий и т. п.)
  2. Научно-исследовательская деятельность (картография и съемка местности, разведка полезных ископаемых, экологический мониторинг (состояние лесов, лесные пожары, возможные разливы рек и другие природные и техногенные катастрофы и т. п.)
  3. Практически во всех сферах экономики (доставка грузов, логистика, строительство, сельское хозяйство, электроэнергетика, нефтегазовый сектор и т. д.)

На мой взгляд, один из важнейших плюсов беспилотников — возможность добраться до труднодоступных мест и увидеть реальную картину происходящего «собственными глазами». Например, во время природной или техногенной катастрофы можно больше не рисковать жизнями людей для объективной оценки обстановки. При аварии на нефте- или газопроводе где-нибудь в тайге, в тундре и других труднодоступных местах БПЛА позволяют гораздо быстрее обнаружить место аварии, оценить ее масштаб в режиме реального времени и разработать план ее ликвидации и устранения всех негативных последствий. Еще одним огромным плюсом беспилотников является их относительно невысокая цена. Это важно, например, для сельского хозяйства. Мало кто из фермеров может воспользоваться услугами малой авиации для внесения удобрений на поля, тогда как использование для этих же целей дронов вполне доступно.

Проанализировать сферу военного применения БПЛА можно в полной мере, изучая СВО, где беспилотные летательные аппараты применяются крайне активно и в самых различных направлениях. С их помощью военные решают задачи разведки, наведения на цель, управления огнем, целеуказания и корректировки огня, постановки радиопомех, перехвата целей, доставка грузов в отдельные подразделения и т. д.

Как видно из предыдущих примеров, БПЛА на данный момент начинают играть важнейшую роль во многих сферах деятельности. Разработка и производство БПЛА являются одной из приоритетных отраслей экономики, важной составляющей для обеспечения технологической безопасности и суверенитета государства. Это прекрасно понимают в правительстве РФ. Президент России В. В. Путин дал поручение наладить серийный выпуск беспилотников в нашей стране. В газете «Ведомости» 28.06.2023 года была опубликована интересная статья «Как будет развиваться беспилотная авиация в России»: «В течение шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Стратегию развития беспилотной авиации до 2030–2035 гг. утвердило 28 июня правительство РФ. Соответствующее распоряжение подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным и размещено на сайте кабмина». Правительство завершает разработку и создание национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем. В стратегии определены пять ключевых направлений. В частности, это разработка и серийное производство отечественных беспилотных авиационных систем (БАС), включающее создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры (в том числе аэродромов, вертодромов, дронопортов), стимулирование спроса на БПЛА и подготовку кадров для беспилотной авиации. Согласно приводимым оценкам, объем рынка беспилотников в РФ к 2035 г. может составить более 1 млн БПЛА.

У новой отрасли вырисовывается прекрасная, радужная перспектива развития. У данной сферы определенно есть будущее. Однако следует учитывать и ряд негативных факторов, а также проблем, которые могут препятствовать ее скорейшему развитию. На мой взгляд таких проблем существует несколько:

  1. Финансовые проблемы. «Чтобы достичь целей стратегии, нужны десятки миллиардов рублей ежегодно «в виде заказов на беспилотники и услуги», а ближе к 2030 г. — сотни миллиардов», оценивает гендиректор компании «Курсир» (участник рынка НТИ «Аэронет») Виталий Муниров. То есть для полноценного развития данной отрасли необходимо стабильное, долгосрочное ее финансирование, а также постоянное наращивание спроса.
  2. Юридические проблемы. О них говорит целый ряд экспертов, указывая на то, что отсутствие проработанной нормативно-правовой базы и избыточные регуляторные запреты могут стать серьезным препятствием для развития отрасли в целом.
  3. Ограниченное количество активных игроков на рынке. На данный момент более 70 % заказов в сфере БПЛА приходится на государство, госкорпорации и крупные компании с государственным участием. В тоже время количество игроков на рынке по-прежнему ограничено десятками, а для полноценного развития отрасли их должны быть сотни.
  4. Ограниченный спрос. На необходимость формирования спроса на БАС у потенциальных заказчиков в регионах обращает внимание генеральный директор ООО «Русдронопорт» Николай Ряшин. Он отмечает, что на уровне регионов чаще всего нет понимания и сформированной потребности в применении беспилотников. С потенциальными заказчиками, считает он, нужно вести «глубокую просветительскую работу» и показывать, каким образом беспилотники могут быть использованы в их отраслях.
  5. Инфраструктурные проблемы. Это типичные проблемы для всех новых отраслей. Как правило, они решаются постепенно по мере развития самой отрасли. Данную проблему не стоит считать неразрешимой.
  6. Импортозамещение. На данный момент многие технологии, запчасти, приборы, материалы, производимые в недружественных странах, стали для нас недоступными. Однако, по мнению большинства экспертов, в настоящее время большинство возникших в этой связи проблем успешно решены. Самые большие сложности возникли при импортозамещении электрических двигателей и микроэлектроники, с чем отечественные производители благополучно справились. Теперь с уверенностью можно сказать об автономном развитии отрасли БПЛА в России.
  7. Высококвалифицированные, профессиональные кадры. Вот эта проблема стоит достаточно остро и в ближайшее время может еще больше усугубиться. О необходимости обучения и подготовки специалистов, которые понимают функциональность БПЛА и умеют применять их в своей отрасли, говорит генеральный директор «Агримакс.Аэро» (специализируется на применении БАС в сельском хозяйстве) Максим Чижов. Если, как говорилось ранее, объем рынка беспилотников в РФ к 2035 г. может составить более 1 млн БПЛА, то какое количество специалистов потребуется для работы в этой сфере? Однозначно, огромное. И вот уже правительство приступает к решению данного вопроса, о чем сообщает его пресслужба 22 марта 2024 года.

«С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект, цель которого — создать систему непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки и производства беспилотников, а также эксплуатации летательных аппаратов весом до 30 кг. Постановление, утверждающее правила реализации такого проекта, подписал председатель правительства Михаил Мишустин», — говорится в сообщении. Пилотный проект будет реализовываться на базе Университета Национальной технологической инициативы 2035 до конца 2029 года. В рамках него планируется разработать учебные программы в области беспилотных систем, а также протестировать механизмы обучения и аттестации слушателей по этим программам. «Соавторами новых программ станут эксперты ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» и сотрудники АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)". Методическую поддержку «пилоту» окажут Минтруд, Минобрнауки и Минпромторг», — рассказали в кабинете министров. По окончании обучения слушатели будут сдавать квалификационные экзамены в Российском университете транспорта.

Я решил связать свою будущую профессию со сферой беспилотных летательных аппаратов, так как считаю ее крайне важной, востребованной, полезной обществу и перспективной. В моей школе я провел небольшой опрос для анализа и изучения мнения простых обывателей на данную тему. В анкетировании принимали участие 40 учащихся и педагогов нашей школы.

Все участники опроса (100 %) уверены, что в современном мире невозможно обойтись без использования беспилотных устройств.

33 % опрошенных считают, что беспилотники опасны, так как они могут быть непредсказуемы из-за технических сбоев. Однако большинство участников анкетирования уверены, что непредсказуемы именно люди и беспилотники могут быть более надежными при выполнении определенных задач.

Ученики и педагоги нашей школы уверены, что самые важные сферы применения беспилотных устройств — это МЧС и военная сфера, где выполнение задач, связано с опасностью для жизни человека. Наименьшую необходимость развития беспилотных аппаратов опрошенные видят в сфере общественного транспорта.

Однако сказывается общее недоверие к подобным системам. Как следствие, 83 % участников опроса не хотели бы жить в мире беспилотников, они считают, что развивать подобные системы необходимо только там, где они обеспечивают безопасность человека.

В заключении хотелось бы сделать вывод о том, в сфере БПЛА в России есть целый ряд проблем и сложностей. К счастью, все они решаемые. Необходимо просто иметь их ввиду и предпринимать активные шаги для их решения. Многое уже сделано нашим правительством. Следовательно, у данной отрасли в нашей стране хорошие перспективы развития. Многое делается и для устранения проблемы с нехваткой кадров. В колледжах открываются направления по подготовке специалистов по управлению беспилотными летательными аппаратами, как например, в ГБПОУ Московской области «Щелковком колледже».

Литература:

  1. Как будет развиваться беспилотная авиация в России — Ведомости (vedomosti.ru) https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/06/28/982797-kak-razvivatsya-bespilotnaya-aviatsiya-rossii?ysclid=lty2innfig930265383
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат
  3. https://www.interfax.ru/russia/951770


Задать вопрос