Влияние окружающей среды на стрессоустойчивость школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Дякина, В. А. Влияние окружающей среды на стрессоустойчивость школьников / В. А. Дякина, Р. М. Громов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4327/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует влияние и место стресса в учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, школьный возраст, эмоциональная напряжённость.

В настоящее время проблема стресса является одной из самых значимых в жизни человека. Стресс неизбежен, мы сталкиваемся с ним каждый день, но это вполне безвредное явление. Необходимо лишь избегать чрезмерно частых или слишком сильных стрессов, способных истощить организм.

Многие моменты из школьной жизни способны вывести учеников из состояния спокойствия и уверенности в себе. Для меня, как и для многих школьников, проблема напряжения достигла наибольшего влияния в период сдачи экзаменов (итоговое собеседование по русскому языку, основной государственный экзамен, ознакомление с результатами).

По данным Всемирной организации здравоохранения 45 % всех заболеваний связано со стрессом. В экзаменационный период в школах и вузах 48 % юношей и 60 % девушек заметно теряют в весе, а также замечено повышение давления.

Для избежания серьёзных последствий разработано множество методов по борьбе со стрессом. Основу каждого из них составляет расслабление, то есть абсолютная противоположность стрессу. Каждый человек достигает успокоения по-своему. Но наибольшее воздействие на психологическое состояние всех людей оказывает окружающая среда.

Стресс (от английского stress — нагрузка, давление, напряжение) — неспецифическая реакция организма на воздействие (физиологическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма [1]. Начало концепции стресса возникло в начале XX столетия, когда в одном из журналов была опубликована заметка под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Она принадлежала юному учёному Гансу Селье. Сам термин «стресс» был введён в физиологию и психологию американцем Уолтером Кэнноном, который использовал его в своих работах по универсальной реакции.

Как заметил Ганс Селье, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Напряжение проявляется во всех сферах деятельности людей, даже в таких как творчество и любовь. В своей книге «Стресс без дистресса» автор размышляет о том, что такое стресс? Как и большинство людей он называет стрессом неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Но что подразумевается под словом «неспецифический»? Каждое требование организма своеобразно или специфично. Находясь на морозе, мы дрожим. Почему? Это необходимо для того чтобы тело выделяло больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаясь, уменьшали потерю тепла с поверхности тела.

Любое лекарство или гормон оказывают специфическое действие. Например, гормон адреналин учащает пульс, а также способствует повышению уровня сахара в крови, гормон инсулин напротив снижает содержание сахара. Несмотря на различие между этими гормонами они имеют некое сходство. Провоцируют изменение (перестройку) в организме. Как раз это и показывает неспецифичность, оно представляет собой приспособление (адаптацию) к возникшим трудностям [2].

Таким образом помимо специфического эффекта, все оказывающие на нас влияние агенты вызывают ещё и неспецифическую потребность к восстановлению нормального состояния. Неспецифические требования, предъявляемые некоторым воздействием и есть сущность стресса. То есть при сталкивании с трудной, неприятной или даже огорчающей нас ситуацией не имеет значения сможем ли мы принять её, важно то, как быстро мы сможем адаптироваться (перестроиться).

Примером может послужить ситуация 2020 года — выпускные классы ожидали сдачи экзаменов, ученики старательно готовились к этим оценочным процедурам, однако всё равно испытывали тревожность. Но Министерство Просвещения приняло решение об отмене основных государственных экзаменов, в связи с распространением в стране коронавирусной инфекции. Рассматривая только изменения, связанные с экзаменами, не учитывая причины их провоцирующие, школьники стали заметно спокойнее и радостнее.

Разбирая приведённый случай видно, что специфические результаты двух событий — волнение и спокойствие абсолютно противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование адаптации к новой ситуации — одинаковы.

Бодров В. А. [3] также имеет в виду психологический стресс как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реагировании на стресс. Выделяет компоненты психологического стресса:

  1. Эмоциональная напряжённость, она проявляется физиологически в эндокринных изменениях;
  2. Тревога, беспокойство, ощущение угрозы. (Ф. Б. Березин выделяет следующие стадии формирования тревоги [4]: а) ощущение внутренней напряжённости — тягостный внутренний дискомфорт; б) гиперстезические реакции — повышенная чувствительность, раздражительность; в) сама тревога — ощущение неопределённой угрозы с невозможностью определить её характер и время возникновения; г) страх — имеет объект; д) ощущение неотвратимости катастрофы; е) тревожно — боязливое возбуждение — максимум психической дезорганизации, отсутствие способности к целенаправленной деятельности.)
  3. Мотивационный компонент — мобилизация сил или капитуляция;
  4. Поведенческий компонент — изменение активности, темпов деятельности.

Условия возникновения вредоносного стресса:

  1. Чрезмерное по силе или продолжительности воздействие стрессового фактора;
  2. Недостаток ресурсов, попадание в «слабую точку».

Министерство здравоохранения выделяет мифы о стрессе. Это общераспространённые ошибочные представления. Вот некоторые из них:

Миф № 1 От стресса страдают только слабые люди. Опровержение: наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят перед собой сложные цели и стремятся достичь их в минимальный отрезок времени. Высокий уровень притязаний вызывает перегрузку, которая в свою очередь приводит к стрессу. Миф № 2 Установить причины стресса несложно. Опровержение: это утверждение можно считать верным только для слабого стресса, когда симптомы появляются сразу же после воздействия какого — либо фактора. Однако при сильном возбуждении признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезает его причина. В подобных ситуациях поиск причин стресса значительно усложняется.

Миф № 3 Все люди реагируют на стресс одинаково. Опровержение: Каждый человек уникален по своей психической составляющей. Каждый имеет свои особенные причины стресса, симптомы и свои способы преодоления напряжения. Несмотря на то, что стрессовая реакция развивается по определённым законам, единым для всех, проявления стресса у разных людей могут быть абсолютно различны.

Это доказывает теория Р. Лазаруса, который считал необходимым разделять оценки угрозы от оценок процесса её преодоления. Из этого следует вывод:

  1. Одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей;
  2. Личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта;
  3. Одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное. Это может быть связано с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.

На сегодняшний день слово «стресс» находится на вершине популярности и исследуется большим количеством учёных: физиологов, медиков, психологов, социологов [5].

Не менее важно такое понятие как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость — это способность организма справляться с изменениями во внешней среде, которые нарушают привычный уклад жизни. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость:

1. Генетика. Люди наследуют определённые генетические вариации, улучшающие или препятствующие способности справляться со стрессом. 2. Структура мозга и нейропластичность. Различные области мозга участвуют в обработке эмоций, принятии решений и когнитивных функциях, всё это влияет на то, насколько хорошо мы справляемся с напряжением. Нейропластичность — способность мозга к реорганизации и формированию новых нейронных связей. Люди, обладающие высокой нейропластичностью, способны более эффективно адаптироваться к сложным обстоятельствам, так как из мозг может перестраиваться и находить альтернативные способы обработки информации и эмоций.

3. Жизненный опыт. Неблагоприятный детский опыт напримертакой как жестокое обращение в семье может негативно повлиять на развитие мозга и увеличить риск расстройств, связанных со стрессом, в более позднем возрасте. И наоборот положительный детский опыт, например благоприятная обстановка в семье может способствовать эмоциональной устойчивости.

Стрессоустойчивый человек замечает у себя состояние стресса. Он знает, что этому способствовало и как преодолеть ситуацию.

В нашей работе мы рассматривали понятие «стресса» в общем значении, на примерах психики детей и подростков школьного возраста. В процессе нашей работы мы продолжим выяснять, в каких ситуациях школьники сталкиваются со стрессом в ходе обучения, выявим причины, которые этому способствуют.

Литература:

  1. Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

2. Г. Селье. Стресс без дистресса. М., 1992.

3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: Пер Сэ, 2006. — 528 с.

4. Березин Ф. Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988.

5. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Психология стресса и методы его профилактики — Учебно-методическое пособие. Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.



Задать вопрос