Эволюция женского образа в литературе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 16.03.2024

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Гончарова, П. И. Эволюция женского образа в литературе / П. И. Гончарова, О. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4270/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Ключевые слова: русская литература, писатели, женский образ, эволюция, героиня.

В литературе разных времен образ женщины всегда занимал особое место. Каждая эпоха предлагала свой идеал женщины, соответствующий времени, его особенностям человеческого мировосприятия, уровню исторического развития. Литература является собранием самых разнообразных героинь, которые отличаются друг от друга своим характером, поведением, деятельностью, которой занимаются и т. д.

Для наглядного рассмотрения самых ранних описаний образов женщин в русской литературе можно взять наиболее раннее произведение из дошедших до нас древнерусских летописных сводов- «Повесть временных лет», созданное в начале XII века, которое также носит название «Несторова летопись» по имени предположительного автора Нестора Печерского. В повести рассказывается о начале Русской земли и о важнейших событиях в жизни предков. Эта работа летописцев, которые на основании документов воссоздавали историческое прошлое Руси. В самом ярком памятнике летописания «Повести временных лет» ведётся подробный рассказ о жизни княгини Ольги — первом правителе Руси, принявшим христианство и первой женщине на киевском престоле.

Княгиня Ольга — по-настоящему выдающийся женский образ, представляющий ее как целомудренную и верную жену и преданную своему народу правительницу, характеру которой были присущи такие качества, как мужественность, смышленость, хитрость и терпение. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Ольга жестоко отомстила со старейшинами древлян за смерть мужа. Повествование о мести княгини часто вызывает у современных читателей недоумение. Нужно понимать, что описываемые события происходили тысячу лет назад, когда все было другим — жизнь общества, культура, вера. Великий русский писатель Николай Михайлович Карамзин писал о решениях Ольги так: «Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени».

По легенде, схваченный древлянами Игорь был привязан за ноги между двумя склоненными березами и разорван ими. Он не был погребен как князь. По принятой хронологии произошло это в 944 году. Вдова по языческому обычаю обязана была отомстить и воздать необходимые почести своему мужу.

В воинственную, героическую эпоху, в которую была написана «Повесть временных лет», храбрость — непременное достояние героя, одерживающего победы и совершающего чудесные подвиги. В качестве главных черт характера женщины автор выбирает нравственность, благородство, самоотверженность, великодушие, гражданскую доблесть и другие подобные тому достоинства, в которых писатель находит очертания и краски, достойные художественного идеала женщины. Всякая личность, своими нравственными совершенствами выступавшая из толпы, представлялась автору того времени личностью, окруженною ореолом святости.

Для рассмотрения женского образа в литературе более позднего времени обратимся к повести Николая Карамзина «Бедная Лиза», написанной в 1792 году в жанре сентиментализма. Изображение Лизы соответствует образам их любовных западных романов: нежная молодость, редкая красота, пылкость и т. д. В отличие от древнерусской литературы акцент в повести ставится не на внутренних качествах героини, а на внешних. Более того, характеристика, данная ей после самоубийства, — «прекрасная душою и телом» [2, с. 620] — расходится с русской традицией. Под феноменом «прекрасная душа» в древнерусской культуре понимались такие качества, как любовь к Богу, забота о спасении души, жертвенность, смирение, доброта, скромность, послушание, жизненная стойкость и т. д. Кроме того, воспитание девушки всегда было направлено на семью: ей предстояло стать хорошей хозяйкой и матерью.

М. В. Иванов отмечает, что «литература сентиментализма огромное значение придавала роли женщины, которая воспринималась как «хранительница семейного очага, выразительница высших «природных» качеств — чувствительности, сострадания, заботы о близких» [3, с. 222]. Другие исследователи, такие как А. С. Курилов, К. Н. Ломунов, В. Р. Щербин говорят о нравственном превосходстве женщины данной эпохи над обстоятельствами жизни и сообщают, что женщина литературы сентиментализма свободна от быта и привычного уклада общества. А. С. Курилов: «Писатели-сентименталисты погружали читателя в мир нравственной жизни своего героя, изолировали его от жизни, обстоятельств, быта. Этот герой противопоставляет имущественному богатству и благородству происхождения богатство чувства, нравственной жизни, но он лишен боевого настроя. Поэтому сентиментальный герой не просто нравственно свободный человек и духовно богатая личность, но это еще и частный человек, бегущий из враждебного ему мира, пребывающий в своем уединении, стремящийся в любви, семейных радостях обрести счастье, умеющий в случае крушения его стремлений, в самом страдании обрести радость наслаждения своим неповторимым «Я»» [3, с. 128].

Героини из творчества Федора Михайловича Достоевского, например, Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание», написанного в 1866 году, — добрые, но часто болезненные и бессильные перед бедностью женские образы. Как тогда полагал Н. А. Бердяев «…Русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты. Любовь мужчины и женщины, любовный культ женщины — прекрасный цветок христианской культуры Европы. Мы не пережили рыцарства, у нас не было трубадуров. В этом ущербность нашего духа…». Женские персонажи раннего творчества писателя принадлежат к «положительным героиням», характеры которых проникнуты такие традиционные положительные женские черты, как нежность, доброта, честность, наивность, прямодушие, самопожертвование и другие. Произведения раннего творчества Достоевского не только проникнуты отражением спецификой сентиментализма и романтизма, одновременно, творчеству было придано особое очарование благодаря образам положительных героинь. Кроме того, почти все героини ранних произведений Достоевского относятся к числу «униженных и оскорбленных», к числу жертв социальных обстоятельств и человеческого равнодушия. Эта тема очень близка к другой, а именно к теме «маленького человека». В результате данной литературной традиции разные женские образы становятся одним из вспомогательных средств поиска и исследований. Хотя у этих героинь различные особенности характеров, но их характеры более или менее отражают общие черты характера российской женщины, то есть доброту, нежность, самопожертвование.

В литературе Достоевского идеальные женские образы всегда обладают добротой, верностью, нежностью, снисходительностью, подтверждением чего является образ главной героини романа «Преступление и наказание» Соня Мармеладова, являющаяся носителем всех перечисленных качеств.

В период написания повести «Сонечка» Людмилы Улицкой по умолчанию полагалось, что все сферы социальной деятельности женщины (образование, профессия, творчество и пр.), в лучшем случае, вторичны по отношению к ее репродуктивной и супружеской функциям». В советских журналах происходит определенное переосмысление роли и места женщины в обществе и семье. Образ женщины, который создается в журнале «Работница», можно назвать образом «суперженщины», которая одновременно является и хорошей матерью, и женой, и работницей. Можно отметить, что идеальная женщина, сошедшая со страниц журнала «Работница», гармонично сочетает в себе роли матери, жены, работницы и общественного активиста, и заслуживает тем самым уважение. Забота о семье и трудовая профессиональная деятельность одинаково поощрялись со стороны общества, что хорошо видно на примере женских советов, существовавших при предприятиях, работа которых освещалась на страницах «Работницы». В ведении женских советов были вопросы профессионального развития женщин, совершенствования условий труда, помощь в решении семейных проблем, организация семейного досуга, помощь детям-сиротам и др. Так и в произведении Улицкой «Сонечка» главная героиня представляется «идеальной» женой и матерью, забывая о своем увлечении книгами, постепенно погружается в быт и заботу о семье.

Литература:

  1. Бердяев Н. А.: Откровение о человеке в творчестве Достоевского
  2. Карамзин Н. М. Бедная Лиза//Карамзин Н. М. Избр соч: в 2 т.- М.; Л.: Худож. лит., 1964. — Т.1.
  3. Курилов. А. С. История русской литературы XI-XX веков. — М.: Издательство «Наука», 1983.
  4. Улицкая Л. Е. Сонечка [Электронный ресурс]. М.: АCT, 2008. 45 с.


Задать вопрос