Влияние информационных технологий на образовательную систему | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Скрипник, Е. А. Влияние информационных технологий на образовательную систему / Е. А. Скрипник, С. В. Гринкевич. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4260/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается влияние информационных технологий на образовательную систему в современном мире, а также анализируются положительные и отрицательные последствия цифровизации образования.

Ключевые слова: образование, качество обучения, образовательные технологии.

В современном мире образование является одной из самых стремительно развивающихся сфер человеческой деятельности. Его цель заключается в обеспечении условий самореализации личности. Роль этого социального института для человека огромна: он дает жизненные ориентиры, обеспечивает культурное наследование, раскрывает задатки и формирует способности индивида, влияет на мировоззрение, обеспечивает личностное развитие, расширение кругозора. Получение образования способствует восходящей вертикальной мобильности, благодаря чему трудолюбивые и целеустремленные люди могут достичь профессиональных успехов в гражданском обществе.

В процессе своего исторического развития этот социальный институт постоянно меняется, чтобы оставаться актуальным и востребованным для общества. Одной из главных тенденций современного образования является цифровизация учебного процесса, которая в свою очередь связана с всеобщей компьютеризацией и развитием информационных технологий. Возможность доступа к огромному количеству данных кардинально изменила образовательную систему. Цифровизация заключается не только в адаптации новых технологий в учебном процессе, но и в переосмыслении методов обучения, педагогических стратегий. Использование информационных технологий в учебных заведениях открывает новые возможности для участников образовательного процесса.

Технологии начали играть особую роль в образовании в течение последних десятилетий. Информатизация отечественного образования началась в 1985 году с государственной реформы образования 1984 г., когда было принято правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В дальнейшем в связи с развитием информационных технологий цифровые устройства и форматы начали использовать не только на уроках информатики, но и во время всего учебного процесса. На современном этапе развития происходит полная цифровизация российской образовательной системы.

Интенсивная цифровизация образования влечет за собой расширение сферы применения информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью образовательного процесса и модернизировали его. Однако информационные технологии оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на образовательную систему.

Положительные последствия влияния информационных технологий на образовательную систему:

— Повышение доступности образования

Благодаря современным технологиям человек может оставаться на связи практически в любой точке мира. Это способствует созданию условий для дистанционного взаимодействия учеников и учителей. Заочное обучение делает образование равнодоступным для всех людей: можно учиться из дома с помощью онлайн-платформ вне зависимости от месторасположения, что особенно ценно для жителей небольших населенных пунктов и удаленных районов.

— Улучшение качества обучения

Посредством развития информационных технологий у учителей возникает все больше возможностей использования инновационных инструментов обучения во время уроков, таких как интерактивные презентации, различные видеоматериалы, образовательные игры и даже электронные учебники, которые помогают быстро обновлять и дополнять имеющиеся материалы, что способствует получению учениками актуальной информации.

— Индивидуализация обучения

С помощью различных источников информации ученики могут самостоятельно изучать интересующие их темы в удобном для них темпе. Также использование специализированных приложений помогает учащимся развивать их сильные стороны посредством углубленного изучения какого-либо предмета.

— Повышение мотивации у учащихся

Цифровизация образования стимулирует учеников к обучению благодаря использованию учителями привлекательных способов получения информации, например просмотр мультимедийного и интерактивного материала. Также геймификация позволяет вовлечь учащихся в образовательный процесс с помощью различных игровых элементов, что мотивирует обучающихся к более продуктивной учебной активности.

— Приучение обучающихся к самостоятельности

Благодаря развитию информационных технологий у каждого человека есть доступ к огромному количеству информации. Цифровизация образования предусматривает изучение материала за пределами учебного учреждения учащимися посредством различных онлайн-ресурсов, с помощью которых они могут выполнять задания и отслеживать свой прогресс. Это развивает навыки самостоятельной работы и самодисциплины.

Отрицательные последствия воздействия информационных технологий на образовательную систему:

— Негативное влияние на здоровье

Использование технологий в процессе обучения предполагает длительное пребывание перед экраном мобильного устройства или компьютера, что приводит к ухудшению как физического, так и психологического здоровья людей. Продолжительная работа за информационным устройством может привести к снижению физической активности, проблемам с опорно-двигательным аппаратом, ухудшению зрения, нарушению сна. Также на психологическом здоровье негативно сказывается избыточность данных в информационных источниках, которая приводит к информационному перенасыщению.

— Недостаток коммуникации

Онлайн-обучение и использование информационных технологий в образовательном процессе могут привести к снижению уровня коммуникации. Так как обучение становится более изолированным, значительно снижается возможность живого общения между учениками и преподавателями. Человек — социальное существо, поэтому ему необходимо взаимодействием с обществом даже в процессе обучения, потому что оно способствует развитию навыков сотрудничества, эмоциональной поддержки, интеллектуального взаимодействия с людьми.

— Риск ослабления внимания учащегося

Современные методы обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут привести к перегрузке ученика информацией. На данный момент есть огромное количество ресурсов с большим объемом данных в компактной форме, чрезмерное использование которых приводит к переизбытку знаниями и потери внимания учащегося. Также цифровизация образования может привести к распылению внимания, так как на информационных устройствах существует множество интерактивных и развлекательных возможностей, которые могут отвлекать учащегося от учебной деятельности.

— Рост академического мошенничества

В связи с тем, что ученики сейчас обладают огромным количеством информации, которая находится в открытом доступе, уровень академического мошенничества значительно возрастает. Наличие решенных заданий в информационных источниках побуждает некоторых учащихся совершать плагиат и копирование уже готовых материалов с целью экономии времени и сил. Также существует проблема оказания коммерческих услуг в образовательной сфере, которая стимулирует рост академического мошенничества. Систематическое использование недобросовестных методов обучения приводит к снижению навыков креативного мышления, а также влияет на качество получаемого образования.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают значительное влияние на образовательную систему. Цифровизация образования предоставляет множество новых возможностей для учебного процесса, которые способствуют подготовке учеников к глобальным вызовам будущего. Несмотря на то, что эта тенденция имеет негативные последствия, цифровизация образовательной системы является важным, перспективным и необходимым направлением в современном образовании.

Литература:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. Ред. Бадарча Дендева. — М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. — 320 с.
  2. История информатизации образования в России — [Электронный ресурс] URL: https://bar-tugan.narod.ru/pdf/6_steps_inf_edu.pdf (Дата обращения: 20.02.2024).
  3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.
  4. Сорвин К. В., Сусоколов А. А. Человек в обществе: Система социологических понятий в кратком изложении — М.: Русская панорама, 2021.


Задать вопрос