Отшельничество в русской и мировой культуре. Есть ли связь с современной «проблемой 8050» или эффектом хикикомори? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Рудницкая, З. М. Отшельничество в русской и мировой культуре. Есть ли связь с современной «проблемой 8050» или эффектом хикикомори? / З. М. Рудницкая, А. А. Ястреб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4125/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор исследует особенности проблемы 8050, известной в современном обществе как эффект хикикомори, а также рассматривает примеры данного феномена, встречающиеся в отечественной и мировой истории и культуре.

Ключевые слова: современное общество, современные отшельники, влияние культурных традиций.

По определению хикикомори или хикки — это субкультура людей, добровольно живущих в уединении, подальше от любых социальных связей, но при этом находясь внутри общественного пространства. Другими словами, так называемые хикки являются попросту городскими отшельниками.

О явлении, которое как многие считали характерно исключительно для Японии, впервые заговорили открыто в конце двадцатого века. Японцы же и дали определение данному явлению и в переводе с японского языка хикикомори означает ничто другое как «нахождение в уединении». Многие психологи стали обращать внимание на подростков, которые апатично вели себя, прогуливали уроки и замыкались в себе. Их становилось всё больше. В дальнейшем к такому поведению стали прибегать люди старшего возраста. В медицинском лексиконе появилось понятие «Проблема 8050». Данное название получилось исходя из явления, распространяющегося в обществе, когда восьмидесятилетние родители вынуждены содержать своих пятидесятилетних детей. Согласно исследованию кабинета министров Японии, оказалось, что среди населения в возрасте 40–64 лет насчитывается около 613 тыс. социально замкнутых людей, не работающих и почти не покидающих дом. Получается, что «отшельником» можно стать в любом возрасте, если ты перестаешь понимать, как продолжать быть частью современного общества, которое не всегда дружественно и в котором есть место борьбе за «место под солнцем».

Ранее ученые пытались выяснить, связана ли подобная форма патологической социальной отчужденности непосредственно с японской культурой, что привело по итогу к выводам, что явление наблюдается и наблюдалось во многих странах. Как ни странно, развитию феномена затворничества способствовал широкий доступ к технологиям для удаленного общения и огромное количество контента в интернете. Всемирная паутина объединила людей со всего мира, которые возвели образ жизни хикки в культ, который по итогу стал интернет-мемом: современные Обломовы часто становятся героями шуток ввиду их чрезмерного нежелания общаться с другими людьми в реальности. Стоит также отметить, что в интернете хикки не такие социопаты, они с удовольствием общаются с другими людьми через интернет в соцсетях, на форумах и в чатах видеоигр. Интернет для них — единственный безопасный способ связи, окно в мир, от которого они отгородились. В интернете все проще: менять маски, которые нелегко менять в физическом мире, создавать собственную идентичность. Как правило, у хикки есть трудности с самоопределением: «кто я», «какой я», «чего я хочу». Интернет, онлайн-игры, которыми современные отшельники нередко заполняют все свое время, позволяют спрятаться от этих вопросов. Они дают спасительную иллюзию, что затворник не один, но в реальности делают одиночество более плотным и усугубляют проблему.

Изучая информацию по данной теме, мне удалось выяснить, что феномен людей, желающих «находиться в уединении» является не только очень распространенным, но и не новым. Во многих источниках я находила в качестве типичного примера данного явления имя главного героя романа И. Гончарова «Обломов». Имя героя Илья Ильич Обломов давно стало нарицательным, обозначающим всякого ленивого и пассивного человека. А «обломовщиной» стало называться состояние, которое шире, чем просто лень, — личностный застой и апатия. Многие говорили о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. Обычно его считали лентяем и эгоистом, не способным думать о других. Но Илья Ильич — на самом деле добрый человек, не способный на подлость и ложь. Героиня романа Ольга отмечает его «голубиную нежность» и способность любить и заботится о другом человеке [2]. Депрессия, прокрастинация или лень, но в современном мире состояние Обломова абсолютно подходит под описание, т.н. явления «хикки». Получается, что первый случай данного явления был описан в русской литературе еще в XIX веке. Но, если мы углубимся в изучение истории создания произведения, то узнаем, что автор не случайно назвал своего героя Ильей, проводя параллель с русским богатырём Ильей Муромцем, который до начала своих подвигов 33 года сидел на печи.

Исторический опыт показывает, что вплоть до «эпохи хикикомори» поводом для затворничества и отшельничества у людей как на Востоке, так и на Западе служили в основном духовные искания. В поисках высоких истин, божественного откровения и благодати они уходили в монастыри. Те, кому и этого казалось мало, выбирали глухую пещеру, затерянный в джунглях ашрам, таежный скит, горную хижину. При всех различиях конфессий, цель этих подвижников всегда оставалась неизменной: приобщиться к боготворимым силам природы и обрести в божестве источник духовного света, родник космической энергии. Некоторые также считали нужным употребить обретенное могущество на благо людям, создавая профетические откровения, новые духовные практики и системы психофизической саморегуляции. К этому стремились библейские пророки, индийские йоги, буддийские монахи, даосские алхимики и мастера воинских искусств [3].

Плодами добровольной самоизоляции стали великие книги, философские трактаты, иконы, молитвы, стихи.

Проблема современных «отшельников» заключается в том, что хикикомори на рубеже третьего тысячелетия опрокинули древнюю традицию, извратив её с постмодернистской легкостью и обратив в свою противоположность. Духовным исканиям в затворничестве они предпочли полную духовную опустошенность, асоциальный нигилизм и мизантропию.

Чем больше я углублялась в изучение данного вопроса, тем больше приходила к выводу, что ничего общего между хикикомори и добровольным отшельничеством или затворничеством нет. Современные «отшельники» изначально видят только одну цель — уйти от реальности, которая находится за порогом их комнаты или дома, уйти от возможных проблем, которыми переполнен современный мир, от общества и возможных разочарований. Цели очистить сознание, познание себя и высших материй они не ставят изначально. Хикки избегают контакта с внешним миром, поскольку им трудно переживать страхи и тревоги, свойственные в той или иной мере всем людям: страх быть отвергнутым, непринятым, осуждаемым, вообще страх контакта с человеком, который окажется другим, отличным от тебя.

Это отсылает к мысли о нарциссических трудностях хикки: они остро боятся разочарования — других людей и своего собственного. Физический мир подразумевает постоянный контакт с другими людьми: чем этот контакт глубже, тем более ранящим будет разочарование. Избегание близости — распространенная проблема в нашем обществе. Среди современной молодежи культивируется отказ от здоровой зависимости от других людей. Одиночество становится не только защитой от близости и свойственной ей уязвимости, но и трендом. Неправильно считать, что «нарцисс» обладает большим запасом нарциссизма, напротив — нарциссизма в нем недостаточно. Поэтому каждое разочарование при столкновении с травмирующей реальностью вызывает в нем утечку нарциссизма — самого важного жизненного топлива [4]. Человек убеждается, что, чем терпеть разочарование, лучше и вовсе обходиться без других людей. А причина этого разочарования в недостаточном разделении себя и других.

Литература:

  1. Тарасенко, Ю. Не выходи из комнаты: феномен хикикомори — современных отшельников / Ю. Тарасенко. — Текст: электронный // Психология: [сайт].—URL:https://www.psychologies.ru/articles/ne-vyihodi-iz-komnatyi-fenomen-hikikomori-sovremennyih-otshelnikov/?ysclid=ls3ft9puu2240033400
  2. Что Такое «Обломовщина» В Нашей Жизни? Источник: https://psylib.org/chto-takoe-oblomovshina/?ysclid=ls3gnsjn5t394432006 © Библиотека психологии psylib.org
  3. Валидизация и опыт применения русскоязычной версии опросника хикикомори (HQ-25) / Я. С. Лякина. — Текст: электронный // НИУ ВШЭ «Психология»2023. Т. 20. № 2. С. 257–281. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2023. Vol. 20. N 2. P. 257–281. DOI: 10.17323/1813–8918–2023–2–257–281
  4. Картотека хикикомори. Пандемия социальной изоляции. — Текст: электронный // НИУ ВШЭ — hse.ru
  5. Аверина К., Гердова Л. Хикикомори. Как живут те, кто предпочитает быть одиноким. Психолог — о том, почему это расстройство и как с ним справиться / К. Аверина. — Текст: электронный // РБК Life: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/life/news/630ca6ea9a794775fb10c248 (дата обращения: 03.02.2024).


Ключевые слова

современное общество, современные отшельники, влияние культурных традиций
Задать вопрос