Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Пересецкая, М. В. Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников / М. В. Пересецкая, О. А. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4118/ (дата обращения: 27.04.2024).



Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с ролью психологической помощи в процессе обучения и воспитания школьников, ее влиянием на формирование личности ребенка, на его эмоциональное и психическое состояние, а также на успеваемость и мотивацию к учебе. Так, результаты работы помогут понять, зачем вообще нужна психологическая помощь, как её можно оказать и как она может оказывать влияние на жизнь школьников. Статья посвящена педагогам, детям, психологам, родителям и всем, кто заботится о развитии детей, их здоровье и внутреннем состоянии.

Тема «Роль психологической помощи и ее влияние на развитие школьников» является очень актуальной в нашей современной образовательной системе, так как школьный период является одним из самых важных этапов в жизни человека, на котором формируются его личность, социальные навыки, культура поведения и привычки. Так, в последнее время дети все чаще сталкиваются со стрессовыми ситуациями в этот период, такими как буллинг, домашнее насилие, выгорания, эмоциональная нестабильность. Образовательная система становится все требовательнее и требовательнее, что также приводит к увеличению уровня стресса среди детей. Именно поэтому в статье освящено то, насколько важно оказание психологической помощи и поддержки детям в современное время.

Целью статьи является изучение роли психологической помощи в жизни школьников и анализ её влияния на развитие личности.

Для достижения указанной цели были сформулированы и поставлены следующие задачи:

– Узнать, что такое психологическая помощь и как её оказывают.

– Изучить, зачем вообще нужна психологическая поддержка и почему она особенно важна в школьном возрасте.

– Выяснить, как психологическая помощь оказывает влияние на формирование личности, эмоциональное состояние и мотивацию к учёбе.

– Провести анкетирование среди учащихся ГАУ КО ОО ШИЛИ на тему «Роль психологической помощи и ее влияние на развитие школьников».

– Подвести итоги проделанной работы.

Психологическая помощь. Понятие и виды

Психологическая помощь — это процесс, в рамках которого профессиональный психолог оказывает поддержку и помощь людям, испытывающим трудности в психологической сфере. Например, такими трудностями могут являться семейные проблемы, страхи, депрессивные состояния, трудности на работе или в школе, проблемы в личной жизни, одиночество. Так, психологическая помощь направлена на устранение различных проблем, связанных с эмоциональным состоянием, поведением, мышлением и отношениями с окружающими.

Психологическая помощь имеет широкое применение в различных сферах жизни, включая образование, медицину, социальную работу, бизнес. Она может быть оказана как детям, так и взрослым; как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В ходе процесса психологической помощи психолог использует различные методы и техники работы с пациентом. Обычно принято выделять всего несколько методов оказания такой помощи:

– Психологическая консультация. Это самый распространённый вид поддержки, в ходе которой человеку предлагается индивидуальная профессиональная помощь в решении проблемной ситуации. Консультирование направлено на психически здоровых людей, которым тяжело справиться со своими переживаниями, эмоциями, трудностями. Такую помощь оказывают практически везде — на базе школы, образовательных учреждений, организаций, медицинских учреждений.

– Психологический тренинг. Это занятия, которые являются формой групповой работы. Так, под руководством психолога создаются различные группы, обычно включающие в себя от 5 до 15 человек со схожими проблемами. Например, существуют тренинги по борьбе с алкоголизмом, по борьбе с депрессией. Таким образом, люди совместными усилиями пытаются осознать свою проблему и решить её под присмотром профессионального психолога.

– Психологическая коррекция. Это обоснованное воздействие психолога на внутренний мир человека, направленное на исправление недостатков поведения, человеческой психологии. В работе с детьми этот метод используется довольно часто. Причина тому — детские капризы, необоснованные обиды, страхи, агрессивность и застенчивость. Для коррекции таких недостатков обычно используется арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия. [1]

Цель психологической помощи. Её значение в школьном возрасте.

Таким образом, цель психологической помощи — помочь человеку справиться с эмоциональными, поведенческими и психологическими проблемами, которые могут мешать ему жить полноценной жизнью. Психологическая помощь направлена на улучшение качества жизни человека, его самооценки, уверенности в себе, улучшение отношений с окружающими и на помощь в принятии осознанных решений. [2]

Психологическая поддержка важна для людей в любом возрасте, но особенно важна она в детском, подростковом возрасте. В этот период жизни происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии, которые могут вызывать стресс и тревогу у школьников. Образовательная система становится всё требовательнее и требовательнее. Ситуацию ещё больше усугубляет недостаток личного времени и большое количество учебной нагрузки.

Обычно практика показывает, что школьник не всегда может сам обратиться за поддержкой к взрослому, педагогу или психологу в какой-либо трудной ситуации. Причина тому — страх осуждения, непонимания, умаление своих проблем и трудностей. [3]

Такое замалчивание проблем приводит к печальным последствиям. Как правило — это различные психические расстройства, повышенный уровень стресса, проблемы с социализацией, появление когнитивных расстройств и даже суицид. [5]

Согласно статистике, на 2023 год, до 15 % российских детей страдают лёгкими когнитивными расстройствами. Как правило, такие расстройства проявляются из-за игнорирования детьми своих проблем и внутренних переживаний. «Если игнорировать эти проблемы у детей, то со школы у них запускается «неблагоприятная цепочка». Она начинается со школьной неуспеваемости и дезадаптации и может закончиться асоциальным поведением, уголовными преступлениями, несостоятельностью в браке и низкой производительностью труда», — указывает известный российский педиатр-невролог Каркашадзе.

Поэтому так необходимо продвигать в массы идею о том, как важно оказывать психологическую поддержку в школьном возрасте. Ведь именно от этого зависит эмоциональное благополучие, здоровье и будущее ребёнка.

Влияние психологической поддержки на формирование личности и учебный процесс школьников

Психологическая поддержка оказывает значительное влияние на формирование личности и учебный процесс школьников. Вот несколько основных аспектов этого влияния:

  1. Эмоциональное благополучие. Психологическая поддержка помогает школьникам лучше понимать и управлять своими эмоциями, что приводит к улучшению их эмоционального состояния и снижению уровня стресса.
  2. Развитие самооценки. Благодаря психологической поддержке учащиеся могут развивать здоровую самооценку, что положительно влияет на их мотивацию к жизни и учёбе.
  3. Улучшение взаимоотношений . Психологическая поддержка помогает школьникам развивать навыки эмпатии, конструктивного взаимодействия и решения конфликтов. Это помогает социализироваться в обществе и поддерживать хорошие отношения с друзьями, учителями и сверстниками.
  4. Управление стрессом. Школьники, получающие психологическую поддержку, учатся эффективным стратегиям управления стрессом и адаптации к изменениям. Это в свою очередь помогает детям приспособиться к трудностям, возникающим во время учебного процесса.
  5. Улучшение учебной эффективности. Психологическая поддержка способствует повышению учебной эффективности школьников, поскольку они могут лучше сосредотачиваться на учебе и правильно распределять своё свободное время.

Как понять, что человеку необходима психологическая помощь?

  1. Изменения в поведении: внезапные изменения в образе жизни, интересах, резкое сужение круга общения.
  2. Эмоциональные признаки: панические атаки, тревога, продолжительная грусть, агрессивность и раздражительность.
  3. Физические проявления: потеря аппетита или его увеличение, частые головные боли, потеря сна.
  4. Речи и мышление: мысли о самоповреждении, сложности в общении, частое упоминание смерти и самоубийства.

Как оказать человеку поддержку?

Рекомендации

1. Проявите эмпатию.

Покажите, что вы понимаете, что человек переживает, и проявляйте сочувствие. Будьте готовы внимательно выслушать его, постарайтесь ни в чём его не упрекать и не обвинять.

2. Предложите практическую помощь.

Не стесняйтесь предложить конкретную помощь в решении проблемы или выполнении задач. Например, вы можете предложить помочь выполнить какое-либо дело, дать совет или найти информацию.

3. Будьте терпеливым и дружелюбным.

В сложные моменты важно быть терпеливым и понимающим. Помните, что каждый человек переживает трудности по-своему, поэтому постарайтесь быть дружелюбным и сострадательным, не давите на человека.

4. Предложите возможность для разговора.

Важная часть оказания эмоциональной поддержки — это простой разговор. Предложите человеку поговорить, рассказать о своих чувствах и мыслях. Дайте ему излить свои эмоции и переживания. [4]

Опрос

В ходе работы над статьёй был проведён опрос среди школьников, с целью более углублённого изучения вопроса о психологической поддержке на практике. Участие в анкетировании приняло более ста человек школьного возраста из Калининграда. Так, опрошенным были заданы следующие вопросы:

Как вы считаете, влияет ли психологическая поддержка на развитие школьников?

  1. да (97 %)
  2. нет (3 %)

Какие проблемы школьников, по вашему мнению, наиболее часто требуют психологической помощи? (несколько вариантов ответа)

  1. буллинг (42 %)
  2. проблемы в семье (39 %)
  3. зависимости (13 %)
  4. конфликты с друзьями/одноклассниками (45 %)
  5. страхи (22 %)
  6. стресс (67 %)
  7. псих. расстройства (7 %)

Как вы считаете, насколько эффективна психологическая помощь в решении проблем школьников? (по пятибальной системе)

  1. 1 (5 %)
  2. 2 (2 %)
  3. 3 (13 %)
  4. 4 (27 %)
  5. 5 (53 %)

Как часто вы обращаетесь за психологической помощью в школе?

  1. никогда (82 %)
  2. редко (11 %)
  3. иногда (2 %)
  4. часто (5 %)

Если вы обращались к психологу, то как вы оцениваете эффективность помощи, которую вы получили (по пятибальной)

  1. 1 (2 %)
  2. 2 (0 %)
  3. 3 (0 %)
  4. 4 (5 %)
  5. 5 (11 %)
  6. не обращался (82 %)

Как вы считаете, часто ли школьники обращаются к психологам?

  1. очень редко (70 %)
  2. редко (12 %)
  3. иногда (9 %)
  4. часто (7 %)
  5. очень часто (2 %)

Заключение

В ходе работы было проанализировано, что такое психологическая помощь, какой она бывает, почему она так важна в школьном возрасте и её влияние на ребёнка. Так, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что психологическая помощь играет ключевую роль в развитии школьников, полностью влияя на их эмоциональное состояние, учебу, мотивацию, личность и даже будущее. В результате получения поддержки ребёнок учится управлять своими эмоциями, развивать здоровую самооценку, улучшать отношения со сверстниками, правильно распределять своё свободное время, а также справляться и приспосабливаться к трудностям, возникающим во время учебного процесса.

Так, школьники могут добиться большей учебной эффективности и лучше адаптироваться к изменениям в жизни. Именно поэтому так важно развивать и совершенствовать систему психологической помощи и работу психологов в школах — всё это необходимо для того, чтобы обеспечить полноценное развитие школьников и их успехи в будущем.

Литература:

  1. Адизова Т. // «Психокоррекция. Учебное пособие», 2006.
  2. Экстренная психологическая помощь МЧС России (сайт) https://psi.mchs.gov.ru/
  3. Московская помощь психологической помощи населению (сайт) https://msph.ru/
  4. Владиславова Н. // «Психологическая помощь: приёмы, секреты, рекомендации», 2023
  5. Фримен А., Бек А. // Когнитивная психотерапия, 2022


Задать вопрос