Эмоциональный интеллект — друг или враг? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, К. С. Эмоциональный интеллект — друг или враг? / К. С. Филимонова, Т. И. Павлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4083/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Ключевые слова : интеллект, эмоции, эмоциональное состояние, идентификация, прогнозирование, контроль.

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ (коэффициента интеллекта) измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ (эмоциональный коэффициент) — личные и социальные навыки [4]. Считается, что общий интеллект (IQ) влияет на способность обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, а эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание эмоций и управление ими — как собственными, так и чужими. Согласно исследованиям психологов, у некоторых людей может быть невероятно высокий IQ, но низкий EQ.

Сегодня в мире много стресса, проблем в отношениях и вызовов в учебе и работе, когда происходит много разнообразных событий в стране и мире, мы видим колоссальные изменения в обществе, все это вызывает у нас большой спектр эмоций, которые непосредственно влияют на нашу жизнь. Изучение эмоционального интеллекта становится как никогда актуально. А если уметь понимать свои эмоции и управлять ими, это помогает нам чувствовать себя лучше, легче контактировать с другими людьми, жить в социуме.

Исследователь Дэниел Гоулман еще в 1990-е годы доказал, что у людей с развитым эмоциональным интеллектом состояние психического здоровья лучше, они более эффективны на работе и у них более развиты лидерские навыки. На эмоциональный интеллект приходится 67 % лидерских способностей, и считается, что он важнее технических знаний и IQ в два раза [2]. Психологи давно выявили, что для высокого качества жизни, для достижения результатов, для умения договариваться с людьми, для внутреннего комфорта, необходим не просто достаточный уровень интеллекта, а так называемый эмоциональный интеллект.

Многие задают вопрос: эмоции — это наши друзья или враги? Не так давно ученые провели очень интересное исследование. Они взяли людей с пораженным участком головного мозга, отвечающего за эмоции. То есть, люди, которые ничего не чувствовали. И предложили им принять несколько решений. Т. е. людям было предложено простое решение, выбрать на завтрак омлет или кашу. И люди не могли выбрать ни то, ни другое, именно потому, что участок, отвечающий за эмоции, был поражен [1].

Эмоции просто необходимы, потому что это наша сигнальная система. Это те сигналы, которые позволяют прочитать, что сейчас происходит в мире, и спрогнозировать, насколько мир угрожающ и что нужно сделать, для того чтобы выжить, адаптироваться к среде. Эмоции — это наши друзья, если правильно считать их сигналы.

Чтобы увидеть, что помогает и что мешает точно определять свои собственные эмоции, среди сверстников мною была проведена экспресс-самодиагностика. Ее целью было написать как можно больше названий эмоций за 1 минуту [3]. В результате из 20 принимавших участие в диагностике по 30 % учеников написали от 9 до 12 и от 6 до 8, а 40 % написали 4 и меньше.

У кого получилось 9–12 разных названий эмоций, у них эмоциональный словарь достаточно велик, с результатом 6–8 — имеют средний эмоциональный словарь, у тех же, у кого всего лишь 3–4, то им очень сложно тонко определять детали эмоционального состояния, потому что от их точности зависит то, насколько мы сможем ими управлять.

Понимание чужих эмоций и управление ими позволяет нам предотвратить разные критические ситуации, например ссоры или разногласия, недопонимание при выполнении какой-либо работы и т. д.

С целью выявить уровень эмоционального интеллекта у сверстников я создала опросник и провела анкетирование у одноклассников. Опросник опирался на вопросы из тестов известных психологов и ученых [3, 5, 6] и включал в себя 15 вопросов, на каждый из которых было предусмотрено пять вариантов ответов: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Ответы на вопросы оценивались в баллах: всегда – 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, редко — 1 балл, никогда — 0 баллов. Максимальный балл был определён в 60 баллов, где 41–60 — высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), 40–20 — средний уровень ЭИ, >20 — низкий уровень ЭИ.

Участие в анкетировании приняло 20 учеников. У 10 % выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, у 5 % — низкий уровень, у 85 % — средний уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, мы видим, что у большинства участников анкетирования выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, то есть они способны идентифицировать сильные эмоции свои и окружающих, прогнозировать эмоциональные реакции свои и окружающих в простых очевидных ситуациях. Они неосознанно управляют эмоциями, могут улучшать настроение себе и окружающим в простых ситуациях, а в большинстве случаев проявляют способность устанавливать и развивать эффективные отношения с людьми, влиять на ситуации в пользу необходимого результата, но это требует от них больше усилий и времени, чем они бы сами того хотели.

У 5 % (а в анкетировании это 1 человек), выявлен низкий уровень ЭИ, то есть он плохо идентифицирует эмоции свои и окружающих, поэтому не прогнозирует эмоциональные реакции свои и окружающих, не управляет ими, подвержен импульсивным эмоциональным всплескам. Эмоции управляют им, и он этого не осознает. Скорее всего, ему редко удается сдерживать негативные эмоции и побуждения, а проявить гибкость и открытость к переменам часто бывает для него сложной задачей.

У 10 % (а это 2 человека) уровень ЭИ определен как высокий, то есть они умеют распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Они идентифицируют разные эмоции свои и окружающих, прогнозируют эмоциональные реакции свои и окружающих, осознанно управляют эмоциями. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает им осознавать эмоции и их последствия в большинстве случаев и способны принимать взвешенные решения.

Развитие эмоционального интеллекта — это важный аспект для людей со средним или низким уровнем этого навыка. Эмоциональный интеллект влияет на несколько ключевых аспектов жизни: взаимоотношения, принятие решений, управление стрессом и общее благополучие. С развитым эмоциональным интеллектом человек более успешно взаимодействует с окружающими, и это способствует решению конфликтов и снижению напряженности в отношениях. Человек с более высоким уровнем этого интеллекта лучше справляется со стрессом и адаптируется к изменениям.

Литература:

  1. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект 2.0. / Т. Бредберри, — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020 г., 208 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 560 с.
  3. Хэссон, Д. Развитие эмоционального интеллекта: подсказки, советы, техники. / Д. Хэссон. — Москва: Альпина Паблишер, 2018.)
  4. https://clck.ru/38JFBk
  5. https://psytests.org/eq/schutte.html
  6. https://clck.ru/Qqafy


Задать вопрос