Уникальность акынов Казахстана — уроженцев Каркаралинского края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 13.01.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Даут, А. Ж. Уникальность акынов Казахстана — уроженцев Каркаралинского края / А. Ж. Даут, В. Р. Даужанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4042/ (дата обращения: 27.04.2024).



Казахстан занимает одно из первых мест среди стран, обладающих богатой историей и культурным наследием. В этом контексте особенно выделяется Каркаралинский край, который, как никто другой, воплощает уникальность личностей, родившихся на его просторах.

Каркаралинский край, утопающий в своем богатом историческом наследии, служит источником вдохновения не только для местного населения. Личности, выходящие из этого региона, отличаются глубоким уважением к традициям и национальной культуре Казахстана. Здесь культурное наследие не просто сохраняется, но и является движущей силой для творчества и самовыражения.

Каркаралинск служит местом, где переплетаются различные культурные традиции и этнические влияния. Личности, а в особенности акыны , происходящие из этого региона, представляют собой уникальный мозаичный образ, где каждый элемент культурного наследия находит свое место. Здесь многогранная идентичность становится силой, объединяющей людей и стимулирующей их к творчеству и взаимопониманию.

Каркаралинский регион стал местом рождения многих талантов и звезд, местом их становления как личностей и обретения красноречивости. Уникальная природа и другие вышеперечисленные факторы стали ключевыми в появлении таких талантов, как Кемпирбай Богембайулы, Габбас Айтбаев, Мади Бапиулы, Ажар Журтыбайкызы, Нугман Абишев и других. Регион происхождения не только дал почву для развития талантов этих личностей, но и позволил некоторым из них получить широкую известность. К примеру, имя Мади Бапиулы было знакомо в казахской степи многим, в то время как о других упомянутых акынах знали немногие. Тем не менее, Каркаралы стало местом роста многих примечательных личностей, о которых и пойдет речь в данной статье.

Кого мы называем акыном?

Согласно советскому толковому словарю под редакцией Кожевникова, «Акын» — импровизатор и певец у казахов и киргизов. Акын — создатель произведений, отличается от жирши (ырчи) — исполнителя песен, сказителя эпических произведений. Акын чаще всего является импровизатором, может легко придумывать стихотворения и сопровождать свою речь игрой на домбре. В период до революции 1917 года, когда еще преобладало кочевое скотоводство среди казахского народа, акыны играли особую роль, они через свое творчество выражали народные мысли и чувства, демонстрировали социальные проблемы, восхваляли батыров. Октябрьская революция значительно повлияла на значимость акынов и обновило их смысловое содержание.

В дореволюционные времена понятие «акын» было достаточно четким, обозначая человека, умевшего импровизировать и сочинять песни, играющего большую роль для народа. С приходом новых реформ и идей значение акына значительно изменилось, так как теперь ими назывались те, кто исполнял любые песни. Несмотря на это, роль акынов в обществе оставалась такой же немаловажной. Исполнители не только продолжали поднимать актуальные для простых людей темы, но и стали заполнять их досуг. Песнопение вышло за рамки айтысов — состязаний акынов, и теперь, стало отдельным направлением в культуре. Ярким примером продвиженца казахской культуры через вокальные выступления является Мади Бапиулы.

Мади Бапиулы

Казахский акын, композитор и певец Мади Бапиулы родился в 1880 году на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Знаменитый казахский би Казыбек был далеким предком Мади.

С детства Мади черпал вдохновение в красотах родной природы. Темами его ранних произведений были родная земля, просторы бескрайней казахской степи. Мади рано прославился как певец и виртуозный домбрист. Встречи Мади с известными певцами-импровизаторами Акан-сере, Биржан-салом, Балуан Шолаком помогли ему продемонстрировать свое искусство, и, в то же время, многому научиться у них.

Популярность Мади была огромной, и он не один раз, по ложному обвинению своих недругов, оказывался в тюрьмах. Мади отбывал наказание в Атбасаре, Каркаралинске, Омске, Семипалатинске. Именно в тюрьме, тоскуя по родной земле, по народу, Мади создал свою знаменитую песню «Қаракесек», которая посвящена тяжелой судьбе народа, несправедливости, окружающей его повсюду. В этой песне слышится мощь человеческого духа. Принято считать, что она не нуждается ни в каких комментариях.

Во время национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане Мади в своих стихах обличал произвол царской администрации и патриархально-феодальной верхушки аула. Годом позже он снова был арестован, а 1918 году выпущен на свободу. Однако враги и завистники Мади не спали и в 1921 году его убили на родной земле в Каркаралинске.

Знаменитый певец и композитор Мади Бапиулы в своих произведениях воспевал свободу, силу духа, славные традиции казахского народа. Его песни остались жить в народной памяти. Вольнолюбивые, торжественные, ликующие, они звучат и в наши дни. Все композиции акына и певца не были полностью собраны, однако его прославившиеся песни стали фундаментом только зарождавшейся казахской оперы. Его песни были использованы Е. Г. Брусиловским в первых казахских национальных операх: «Каракесек», «Ширкин-ай», «Мади», «Кыз Жибек».

По мнению многих исполнителей, критиков и слушателей творчества Мади Бапиулы, именно его происхождение из живописных краев Каркаралинской степи, пережитое им там вдохновляющее детство, а также последующая тяжелая судьба стали причинами его особенного природного таланта. Личность и роль Мади Бапиулы в развитии казахской песенной культуры до сих пор не изучена до конца и не получила достойной оценки.

Кемпирбай Богембайулы

Еще один самородок и продвиженец песнопения в степях Казахстана — уникальная личность Кемпирбая Богембайулы.

Кемпирбай Богембайулы — казахский народный акын-импровизатор, певец, мастер айтыса. Родился и вырос в Каркаралинском районе, в саду гор поселка Аркалык. Талант акына и исполнителя проявился рано. Акын получил широкую известность в народе благодаря своим айтысам с другими мастерами этого состязания. Популярными среди народа стали песни из айтысов Кемпирбая с акынами Шоже, Тезекбаем, Асетом. Знаменитый айтыс Кемпирбая с Шоже, начавшийся как традиционное народное творчество, вылился в айтыс загадок. Айтыс с Жамшибаем был состязанием двух великих акынов, представителей двух казахских родов.

Кемпирбай стал прославлять родной край и род среди народа всей степи. Лучшие произведения акына дошли до наших дней. Они были опубликованы С. Сейфуллиным в сборнике образцов казахской избранной поэзии (1931 г.), а также в книге «Песни акынов», составленной Е. Исмаиловым и М. Дуйсеновым (1957 г.) и в других изданиях, вышедших в разные годы.

Благодаря своему искусству и творчеству, в народе Кемпирбай был прозван «Нар Кемпирбай». В переводе с казахского языка, нар означает благородный, отважный. Акын заслуженно занимает место в сердцах у многих жителей не только Каркаралинска.

Габбас Айтбаев

Превосходных певцов-выходцев из Каркаралинска очень много. О каждом из них очень тепло отзывается народ и другие деятели искусства. Так и Габбас Айтбаев всегда упоминался только добрым и теплым словом.

А. Затаевич в сборнике «500 песен и кюев казахского народа» писал: «Габбас Айтбаев — замечательный певец Каркаралинского уезда, исключительный музыкальный поэт, с безупречным вкусом самородка выбирающий и оформляющий свои песенные варианты и с трогательной теплотой их исполняющий.

Никакого заискивания и угодливости развлекающего слушателей профессионала, ни тени самолюбования и хвастливости, но и никакой расплывчатости и беспомощных колебаний певца-дилетанта! Принятая и облюбованная им форма напева, — причем сила вкладываемого им в исполнение чувства такова, что даже простой припев на ничего не значащие «припевные» слова (например, в его замечательном варианте «Ардака») способен у него до глубины души взволновать слушателя!

В жизни необыкновенно скромный и вежливый, но всегда полный неизменного достоинства, Габбас, которому в момент нашей первой встречи (в июле 1926 г.) было сорок четыре года, кажется, моложе своего возраста. При этом он строен и худощав, аккуратно одет, а его необыкновенно симпатичное лицо выдает типичного тюрка, без монгольских черт. Свою редкую музыкальность Габбас, по-видимому, унаследовал от своего отца, в свое время известного в Каракалпакской степи акына Айтбая, песни которого до сих пор там исполняются многими певцами».

Бесспорно, Габбас был прекрасным певцом, композитором, акыном-импровизатором. В 1922 году на конкурсе певцов в Коянды Габбас завоевал первый приз. Это была не единственная награда певца, но главным достижением для него самого было признание народа. Помимо простых людей, восхищались творчеством акына и Мухтар Ауэзов, Жусупбек Елебеков, Калибек Куанышбаев. Имя и творчество Айтбаева прочно закрепились в сердцах слушателей не только Казахстана, но и всего союза.

Смерть Габбаса Айтбаева в 1929 году стала для всех неожиданной, но память о нём хранится вечно через записанные А. Затаевичем 12 песен певца.

Ажар Журтыбайкызы

Говоря о других примечательных акынах, поэтах и певцах степи Каркаралинска, нельзя не упомянуть о выдающейся женщине — поэтессе и акыне, произведения которой не так прославены, как творчество других упомянутых акынов.

Журтыбайкызы Ажар, родом из Каркаралинска, акын-импровизатор. В 7-летнем возрасте потеряла зрение, за что в народе ее прозвали Сокыр Ажар (Слепая Ажар). В песне «Жұртыбайдың қызы едiм, атым Ажар» отражены горестные ее раздумья о своей судьбе. Состязалась в айтысах с певцами-импровизаторами Жапаром, Уахитом. Состязание с Уахитом — один из лучших образцов импровизаторского искусства.

К сожалению, песни Ажар не дошли до нынешних поколений, но личность поэтессы вдохновила многих женщин творить и в колыбели степи Каркаралы, её имя чтится и помнится. Она одна из немногих женщин, выбравших судьбу стать акыном. Совершенно неудивительно, что она родом из Каркаралинска, ведь эта земля растит отважных людей.

Нугман Абишев

Как и упоминалось выше, с годами, понятие «акын» стало более широким. К акынам стали относить и певцов, чей талант был особо выдающимся. Земля Каркаралинска подарила казахской степи и СССР певца Нугмана Абишева. Родившись в 1906 году, уже в возрасте 14 лет начал выступать в кружках художественной самодеятельности, играл на домбре. В 1934 году принял участие в первом Всеказахстанском слёте деятелей народного творчества и стал его призёром. С 1935 по 1960 год — солист Казахской государственной филармонии, с 1960 по 1970 год — солист Казахконцерта. Он внес значительный вклад в популяризацию песен Абая Кунанбаева, Биржан-сала, Акана Серэ и других народных композиторов. Более того, собственный талант Нугмана был признан, когда тот получил награды «Заслуженный артист КазССР» В 1948 году, «Народный артист КазССР» в 1968 и орден «Знак Почёта» за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в Москве.

Выводы

В заключении важно подчеркнуть не только талант акынов Каркаралинска, но и их важную роль в сохранении и передаче культурного наследия региона. Их поэтическое мастерство и музыкальные навыки не только придают неповторимость этнокультурному облику региона, но и являются живым свидетельством богатства и разнообразия казахской традиционной культуры. Талантливые акыны несут на себе ответственность за сохранение и передачу ценностей, истории и идентичности своего народа. Их искусство становится мостом между прошлым и будущим, обогащая нашу жизнь красотой и глубиной казахской культурной традиции. В Каркаралинске эти творческие души вдохновляли и продолжают вдохновлять и укреплять общество, оставляя неизгладимый след в истории искусства Казахстана.

Наши национальные мастера, речь о которых шла в статье, смогли продвинуть культуру Казахстана по всему Советскому Союзу. Песни обрели популярность, в то время как некоторые их авторы — нет. Именно это должно измениться, ведь талантливые акыны нашего народа, а в особенности Каркаралинского региона, заслуживают внимания к своим произведениям и признания. Сочинениям, написанными авторами еще 100 или 200 лет назад, есть место и современном представлении о казахском песнопении.

Литература:

  1. Казахская ССР: краткая энциклопедия / гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — С. 367
  2. Исмаилов, Е. Кемпирбай / Е.Исмаилов //Акыны. — Алма-Аты, 1957. — С. 328
  3. Кемпирбай / гл.ред. Р. Н. Нургалиев // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия. — Алма-Ата: Каз.сов.энцикл., 1986. — С. 296
  4. Кемпирбай Богенбайулы / гл.ред. А.Абдулин // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия. — Алматы: Атамұра, 2008. — С. 301
  5. Кемпирбай Богембайулы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — С. 202
  6. Айтбаев, Габбас // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — С. 126
  7. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987 г.
  8. Ажар Журтыбайкызы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — С. 113
  9. Ажар Журтыбайкызы // Казахская ССР: 4-томная краткая энциклопедия, Том 4
  10. Абишев, Нугман // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — С. 83
  11. https://e-history.kz/ru/kazakhstanika/show/9846


Задать вопрос