Оценка финансовой грамотности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Артемов, А. А. Оценка финансовой грамотности детей младшего школьного возраста / А. А. Артемов, В. А. Пугин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/4026/ (дата обращения: 20.05.2024).



В статье автор оценивает уровень финансовой грамотности детей младшего школьного возраста, дает рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: финансовая грамотность, бюджет.

Ввиду обязательного наличия у родителей школьников детской банковской карты для привязки к счету проекта «Питание.дети» в Подмосковье, многие дети младшего школьного возраста получили доступ к финансовым ресурсам. Детская банковская карта (настоящая пластиковая карта, на которой хранят деньги [1]) стала часто использоваться родителями не только в рамках проекта на жизненно необходимые траты, но и в качестве ресурса для карманных расходов детям. Как известно, использование банковских карт вместо наличных денег на начальном уровне обучения обращению с деньгами ведет к финансовой безграмотности, так как нет реального ощущения трат. Это влечет за собой в будущем снижение уровня благосостояния и качества жизни. Все мы помним безграмотного Буратино. Повышать финансовую грамотность необходимо с детства!

Целью моей работы стало повышение финансовой грамотности детей младшего школьного возраста с помощью их карманных денег.

Финансовая грамотность — это совокупность денежных установок, умений копить, тратить, поддерживать и повышать уровень благосостояния и качества жизни [2]. Финансовая грамотность детей младшего школьного возраста включает в себя:

— умение планировать доходы и расходы (то есть вести бюджет)

— способность рационально выбирать нужные товары;

— знание своих прав, как потребителя и умение их отстоять;

— способность ставить реалистичные цели и двигаться к их достижению.

Финансовая грамотность детей строится на использовании карманных денег. Карманные деньги — это собственные деньги ребенка, которые обычно выдают родители [3]. Статья 28 Гражданского кодекса РФ [4] разрешает детям с шести лет совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать товар в магазине. Но если в России карманные деньги — это не обязанность родителей, а их желание, то, например, в Германии — это закон с установленными тарифами.

Чтобы понять ценность выдаваемых родителями карманных денег, и не считать родителя за нескончаемый кошелек, необходимо рассчитать стоимость рабочего дня. По данным Мосстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников всех организаций Московской области в январе-июне 2023 года составила 77 700 рублей [5]. При среднем количестве рабочих дней в месяце — 21 средняя стоимость рабочего дня составляет 3 700 рублей. Деньги на карманные расходы детям обычно не превышают 1–3 % от заработка родителя.

Умение грамотно планировать доходы и расходы поможет рационально распорядиться карманными деньгами. Для этого необходимо вести учет бюджета. Бюджет — это финансовый план доходов и расходов. Для повышения благосостояния расходы не должны превышать доходы.

Чтобы грамотно распределить карманные расходы необходимо придерживаться трех целей одновременно: на текущие потребности (покупка сладостей и т.п.), на долгосрочные цели (дорогостоящая вещь, цена на которую превышает один карманный доход), на непредвиденные расходы (подарок другу на день рождения, о котором заранее не подумал).

В зависимости от целей, карманными расходами следует распоряжаться следующим образом:

Таблица 1

Цель

Действие

На текущие потребности

тратим

Долгосрочные цели

копим

Непредвиденные расходы

копим

Умение копить относится к ведению бюджета. Я знаю два основных метода накопления:

Способы накопления на долгосрочные цели и непредвиденные расходы:

  1. Метод «четырех конвертов». Необходимо определить свой бюджет на месяц, убрав из него деньги для накопления. Например, 10–20 % от дохода. Сумму, которая осталась, необходимо разделить на четыре конверта соответственно каждой неделе месяца. Выходить за рамки сумм, лежащих в конверте нельзя, образовавшийся остаток от каждого конверта переложить в накопления.
  2. Метод «семи кувшинов». Для начала аналогично методу конвертов необходимо выделить сумму для накопления. Далее распределить остаток по «кувшинам» в зависимости от целей трат (на сладости, на кино и т.д.). Выходить за рамки сумм, выделенных на цели нельзя, образовавшийся остаток от каждой цели переложить в накопления.

Основываясь на знаниях по финансовой грамотности, я провел анкетирование среди моих одноклассников, чтобы оценить их уровень грамотности. Вопросы касались ведения бюджета, отстаивания своих прав, умения рационально выбирать товар.

Анкета

  1. Имеешь ли ты карманные деньги?
    1. Да
    2. Нет
  2. Копишь ли ты часть карманных денег?
    1. Да
    2. Нет
  3. Указывают ли тебе родители, на что тратить карманные деньги?
    1. Да
    2. Нет
  4. Карманные деньги ты получаешь наличными или на банковскую карту?
    1. Наличными
    2. На банковскую карту и у меня есть доступ к остатку на карте
    3. На банковскую карту и у меня нет доступа к остатку на карте
  5. Ведёшь ли ты учет доходов и расходов?
    1. Да
    2. Нет
  6. По какому признаку выберешь товар?
    1. По яркой красивой упаковке
    2. По цене и необходимости
    3. Товар лежит на детском стеллаже, а значит точно мне подходит
  7. Что сделаешь ты, если продавец не дал сдачу при покупке:
    1. Заберешь все свои деньги и уйдешь без покупки
    2. Заберешь купленный товар без сдачи
    3. Выяснишь ситуацию с продавцом

На основе знаний, которые я получил в ходе работы, ответами финансово-грамотных учащихся должны быть:

Таблица 2

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

1.1.

2.1.

3.2.

4.1, 4.2

5.1.

6.2.

7.3.

Результаты проведенного анкетирования приведу в таблице:

Таблица 3

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Верный ответ

1.1.

2.1.

3.2.

4.1, 4.2

5.1.

6.2.

7.3.

Количество ответивших, чел

24

23

14

22

15

23

23

Всего в анкетировании участвовало 28 человек. Количество учеников, не имеющих карманные деньги — 4, поэтому в расчет данные анкеты не берем. Всего в анкете 6 определяющих вопросов, количество ответов всех участников на все вопросы в анкете 24*6=144, из них верно отвеченных 23+14+22+15+23+23=120, что составляет 120/144*100 % = 83 %.

  1. Финансовая грамотность детей младшего школьного возраста при выборке в 24 человека составила 83 %, что говорит о хороших результатах.
  2. Стоит отметить, что в половине случаев дети сами не принимают решения о том, на что тратить свои карманные деньги, им помогают в этом родители. Финансовая грамотность все же предполагает самостоятельность в карманных тратах.
  3. Половина опрошенных не ведет учет доходов и расходов, возможно в силу своего возраста, либо непонимания его необходимости.

По итогам исследования я сделал выводы:

— в школах необходимо дополнительное образование по Афлатуну;

— родители должны довериться своим детям в принятии решений по карманным расходам, а также возможно отказаться от банковских карт в пользу наличных денег, чтобы дети ощущали свои траты и видели бюджет;

— возможно мое исследование подтолкнет детей самостоятельно повысить финансовую грамотность.

Как говорил Бенджамин Франклин: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет». То есть любые знания окупятся в будущем.

Сейчас часто дети не любят книжный формат для получения информации, поэтому мои рекомендации для детей по повышению финансовой грамотности составлены на основе актуальных современных доступных детям источников:

  1. Настольные игры по финансовой грамотности: Миллионер/монополия, Финомика от pro.finansy.
  2. Мультфильмы — тематические серии от «Развлечеба» СТС Kids, «Фиксики» студии «Аэроплан», «Смешарики» студии Компьютерной Анимации «Петербург».
  3. Подкасты — «Кошелястик» от pro.finansy, «Чевостик» Елены Качур, «Петя и Сберкот» от СберБанка.

Умножайте свои знания!

Литература:

  1. ООО «Академия капитала», игра карточная «Финомика Kids»
  2. https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/gramotnyy-potrebitel/chto-takoe-finansovaya-gramotnost/
  3. ООО «Академия капитала», игра карточная «Финомика Kids».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 24.07.2023) — Ст. 28
  5. https://77.rosstat.gov.ru/folder/70759/document/215011?ysclid=lofdon3y9n769172055


Задать вопрос