Робот — это машина? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №10 (73) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.10.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Гончаров, А. А. Робот — это машина? / А. А. Гончаров, Н. А. Мартынов, А. А. Санников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 10 (73). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/young/archive/73/3924/ (дата обращения: 03.05.2024).



На одном из заседаний дискуссионного клуба мы обсуждали разные вопросы, касающиеся технического развития и роботов. В статье рассматривается актуальная тема технического прогресса и роботизации, а также изменения, которые они вносят в жизнь человека. Анализ фильмов «Искусственный разум», «Интерстеллар», «Бегущий по лезвию», «Я робот», «Робот Чаппи», а также произведений Айзека Азимова позволил нам прийти к выводу о том, что проблема роботов имеет две стороны — техническую и этическую. Сегодня роботы или киборги — одна из самых популярных тем в кино.

С одной стороны, роботы представляют собой машины, созданные для выполнения определенных задач. Они оснащены программами и алгоритмами, которые позволяют им функционировать и выполнять различные действия. С другой стороны, возникает вопрос об эмпатии, отношениях с людьми, поведении и интеллекте роботов. Может ли машина проявлять чувства и понимание, аналогичные человеческим?

Деятели культуры, включая, прежде всего, фильмы и книги, давно обращаются к этой проблеме. Произведения Айзека Азимова, например, исследуют взаимодействие между роботами и людьми. Научная фантастика не только интересна своими сюжетами, но и задает вопросы о будущем и реальности. Сюжеты Азимова построены на идее интеграции роботов в мир людей и дальнейшего их сосуществования. Все роботизированные персонажи в рассказах Азимова представлены на основе психологии их поведения. Поведение роботов ограничено тремя правилами:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Данные правила призваны стандартизировать мышление роботов, а отклонение от этих стандартов приводит означает критическую ситуацию. Вместе с этим законы для роботов можно сопоставить с идеальными законами человеческого общества, что позволяет найти сходство между «роботом» и «человеком». Азимов сравнивает образы робота и человека, отмечая и отличия, и сходства. Речь, имена, поступки позволяет очеловечить образ робота. С одной стороны, каждое портретное описание связано с большим или меньшим сходством с внешностью человека, и оно осмысляется и переживается другими героями. С другой стороны, характеристика через поступки вводит читателя в заблуждение, создавая иллюзию самостоятельности робота, однако потом все объясняется Законами. Тем не менее рассказы, в которых какая-то аномалия заставляет робота вести себя независимо от человека, действительно поднимают проблему опасности и всесилия робота. Робот, обладающий эмоциональностью, силой, разумом, способностью чувствовать, переходит в совершенно другую категорию, а во взаимоотношениях с человеком ему отводится роль раба, подопытного, обслуги. В результате вполне логично, что многие сюжеты развиваются по пути представления их стремления, если не возвыситься над людьми, то хотя бы быть равными им. Новый мир стирает сущностные различия, так как роботы могут иметь биологические признаки людей, воспоминания, эмоции и привязанности, чувства, собственное «Я» и т. д.

Как добиться от общества того, чтобы оно признало в тебе человека?

Если робот будет искренне любить человека, какую ответственность накладывает на человека эта любовь? Это вопрос этики.

Если он создан для любви, то резонно что он умеет и ненавидеть.

Иди прочь, человеческое дитя, к морям и лесам.

Пусть фея ведёт тебя за руку

В мире полном слёз и тогда ты узнаешь истину.

Рэй Курцвейл, технический директор компании Google, в 2016 году представил некоторый прогноз на будущее до 2099 г. Для нас интересны следующие прогнозы:

2027 г. персональный робот с автономными сложными действиями займет своё место рядом с человеком, как холодильник или кофеварка.

2029 г. компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова.

2038 г. появятся роботизированные люди, продукт трансгуманистичных технологий. Они будут иметь дополнительный интеллект.

2044 г. небиологический интеллект станет более разумным, чем биологический.

Таким образом, Курцвейл предполагает, что роботы постепенно приобретут положение реальных участников социальной жизни. Для одной части общества этот факт будущей реальности внушает страх, что мы наблюдаем в культуре. Другая часть общества фантазирует о приобретении благ жизни в будущем и о плодотворном сосуществовании с роботами, которые призваны эту жизнь облегчать и улучшать. Растущий интерес к проблеме роботов указывает на тенденции развития современной цивилизации. Страх перед роботами характерен для западной культуры, которая смотрит далеко вперед и благодаря этому начинает обсуждать возможные этические, впрочем, далеко не только этические проблемы, случись киборгам и искусственному интеллекту стать частью бытия человека. В фильме Бломкампа «Робот по имени Чаппи» (2015) действие происходит в ЮАР, за общественным порядком следят полицейские-киборги, которых, оказывается, в случае чего можно отключить, и тогда в обществе воцарится хаос. Главная проблема — злая человеческая воля, желающая подчинить себе мир через машины. В этом смысле роботы остаются лишь средством и фоном для планов корпораций по завоеванию мира, великих злодеев и прочих. Но так или иначе роботы в массовой культуре вдруг стали такими же монстрами, как зомби, вампиры или привидения. В страхе перед самостоятельностью андроидов мало отличий от боязни зомби-апокалипсиса, который также приобрел естественнонаучный характер (восстание зомби может случиться по причине пандемии или научных экспериментов). По мнению канадского исследователя Барри Кита Гранта, фантастика в отличии от ужасов смотрит вверх и вовне, а ужасы — внутрь и вглубь. Робот как враг по разуму, робот как революционный субъект, робот как отражение лучшего и худшего.

Герои-роботы в кино и литературе могут иметь как положительные, так и отрицательные черты. Они способны изменять свое отношение к людям, а некоторые даже обладают сходством с людьми. Однако, насколько они могут выражать эмпатию и какое место занимают в обществе — это вопросы, которые требуют более глубокого рассмотрения.

Возникает вопрос: роботы — это просто машины или они представляют новую форму жизни? Различные авторы предлагают свои ответы на этот вопрос. Некоторые считают, что роботы останутся просто машинами, не обладающими сознанием и эмоциями, в то время как другие видят их как потенциально новую форму жизни, способную развиваться и взаимодействовать с людьми на более глубоком уровне.

Выводы на эту тему остаются открытыми и подразумевают дальнейшие исследования и обсуждения. Однако, важно осознавать, что роботы уже сейчас вносят значительные изменения в нашу жизнь, и мы должны постоянно анализировать их роль и влияние на общество.

Литература:

  1. Азимов А. Три закона роботехники. Авторский сборник. М.: Мир, 1979.
  2. Попов М. Друзья человека: самые-самые… роботы! // Мир фантастики. 2006. № 39. С. 124–130.
  3. Пройас А. Фильм «Я, робот» [Электр. ресурс] // Электронный кинотеатр «ivi». URL: https://www.ivi.ru/watch/87503
  4. Середкина Е. В. Этические аспекты социальной робототехники // Человек. 2020. Т. 31, № 4. С. 109–127.


Задать вопрос