Социальный экологический проект «Покормите крякву зимой!» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Социальный экологический проект «Покормите крякву зимой!» / А. Д. Чернова, Е. Г. Чадова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3817/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор описывает реализацию социального экологического проекта. Цель проекта: оказание помощи диким речным уткам — кряквам, зимующим на водоемах города, в перенесении неблагоприятных условий (морозов и недостатка пищи). Данная статья позволит привлечь внимание социума к существующей проблеме, сформировать у детей и взрослых экологическое мировоззрение.

Ключевые слова: социальный экологический проект, кряква.

Каждому школьнику известно, что дикие утки на зиму улетают в теплые края. Однако кряква, вид птицы семейства утиных, уже несколько лет живет на Ольговских прудах и не покидает их зимой!

Два основных Ольговских пруда (Рисунок 1) были устроены гидромелиораторами в советское время для удовольствия и радости местным жителям.

Нижний в настоящее время благоустроен при строительстве нового микрорайона Малиновка (Рисунок 2). Верхний пруд зарос, почти заболочен (Рисунок 3). К нему примыкают справа и слева боковые (Рисунок 4), между ними просачивается содержимое канализационных коллекторов . Выше расположен самый верхний прудик (Рисунок 5) из каскада Ольговских прудов, связанный с основным, совсем рядом со зданием МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И. Ф. Милёхина» г. Калуги.

Актуальность. Пруд № 5 полностью покрывается льдом только в сильные и продолжительные морозы. Чаще часть водоема лишена льда. Отчасти можно связать это с глобальным потеплением, с более высокими зимними температурами, менее суровыми зимами [5]. Вторая причина — постоянный сброс сточных вод и канализации в водоемы.

Наличие воды для кряквы является главным критерием существования — они могут плавать, искать корм. Критическим фактором является для них наличие корма. Если корма в изобилии, то они выдерживают морозы до -25̊С. Питаются они насекомыми, моллюсками, мелкой рыбой, ракообразными, головастиками, даже лягушками, чаще мелкими беспозвоночными отцеживая их из ила и воды, растительным кормом из воды и у берега: ряска, роголистник, осока, злаки [1].

У уток достаточно быстрый обмен веществ и, если есть топливо, даже голые ножки на снегу не замерзнут. Зимой, особенно в морозы, корма мало, необходимо поддержать пернатых и регулярно их подкармливать. С этим не спорят даже специалисты [2].

Цель: оказать посильную помощь диким речным уткам — кряквам, зимующим на Ольговских прудах, в перенесении морозов и недостатка пищи.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с образом жизни и рационом питания кряквы.

2) Подготовить и распространить листовки с объявлением о проведении акции «Покормите крякву зимой!».

3) Организовать сбор корма и обеспечить системность подкормки уток.

4) Вовлечь детей и взрослых в практическую деятельность по охране птиц.

5) Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Гипотеза: проведение экологической акции «Покормите крякву зимой!» позволит привлечь внимание детей и родителей к существующей проблеме, сформировать у детей и родителей экологическое мировоззрение.

Объект исследования: дикая речная утка кряква.

Предмет исследования: питание кряквы.

Сроки проекта: декабрь 2022 — март 2023 года.

Методы исследования: обзор литературы, опрос, статистическая обработка данных опроса, сбор и изучение информации по изучаемому вопросу, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент.

Продуктом данного проекта является проведение экологической акции «Покормите крякву зимой!»: разработка и трансляция презентации о строении, образе жизни и питании кряквы, выпуск информационных листовок, сбор корма, кормление птиц.

Ожидаемые результаты:

— предоставление информации о строении, образе жизни и питании кряквы;

— создание и распространение информационных листовок;

— расширение представлений об экологических проблемах;

— воспитание уважительного и бережного отношения к птицам и природе;

— вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране птиц.

Инициативная группа: учащиеся 6 «Б» класса.

Руководитель проекта: Чадова Елена Геннадиевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И. Ф. Милёхина» г. Калуги, педагог дополнительного образования.

Необходимые ресурсы:

Кадровые: учащиеся 6 «Б» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И. Ф. Милёхина» г. Калуги, учитель биологии.

Финансовые: администрация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И. Ф. Милёхина» г. Калуги, родительская помощь.

Информационные: книги, научные статьи, научно-популярные издания.

Материально-технические: компьютер, цветной принтер, папка с файлами, бумага А4, бумага А3, флэш-карта, корм, контейнеры для корма.

Первый этап: изучение общественного мнения, определение проектных действий.

Была определена цель проекта — оказать посильную помощь диким уткам, зимующим на Ольговских прудах, пережить морозы и недостаток пищи; намечены задачи и определены проектные шаги.

В декабре 2023 г. среди учащихся 4–10 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. И. Ф. Милёхина» г. Калуги был проведен опрос с целью определения основных проектных шагов и доказательств актуальности задуманного проекта. В опросе приняли участие 214 учащихся.

В результате опроса мы выяснили, что 87 % респондентов знают, что дикие утки являются перелетными птицами. 7 % опрошенных считают, что дикие утки не относятся к перелетным птицам, а 6 % не знают ответ на вопрос. 64 % респондентов ответили, что дикие утки всегда улетают в теплые края. Только 48 % опрошенных знают, что кряква — это вид дикой утки. Респонденты правильно перечислили рацион питания диких уток в природе, лишь 4 % не ответили на вопрос. 57 % опрошенных считают, что кормить диких уток можно. Респонденты предложили покормить диких уток хлебом (75 %), кошачьим и собачьим кормом (8 %), сухариками и чипсами (5 %), пищевыми отходами (3 %), а это категорически им нельзя!

Из числа учащихся 6 «Б» класса была создана инициативная группа, готовая реализовать проект «Покормите крякву зимой!».

Второй этап: сборианализ информации, поиск партнеров для реализации проекта, сбор необходимых средств.

Составлен список необходимые ресурсы для реализации проекта. Администрация школы обещала поддержку проекта имеющимися ресурсами: использование компьютера, принтера, оргтехники, выделение бумаги, видеокамеры и т. д. Была подготовлена и представлена учащимся 4–10 классов презентация о строении, образе жизни и питании дикой речной утки кряквы. Учитель биологии Чадова Е. Г. помогла при проектировании шагов и оформлении документальной базы проекта.

Члены инициативной группы определили сроки проведения экологической акции «Покормите крякву зимой!». Подготовили листовки, в которых содержалась информация о проведении акции и о том, чем можно, а чем нельзя кормить диких уток, которые расклеены на микрорайоне, организован сбор корма, подкормка и наблюдение за птицами (Рисунки 6–12).

Третий этап: обработка результатов, обсуждение итогов, рефлексия, оформление документов проекта, презентация экологической акции.

Участники инициативной группы признались, что данный проект был им интересен, они получили моральное удовлетворение от осознания его нужности. Все участники отметили, что роли в реализации проекта были определены с учетом способностей, но в будущем хотели бы взять на себя большую ответственность. Были высказаны предложения о том, что необходимо продолжить проект и презентовать его в городе и области.

В ходе работы над проектом удалось достигнуть поставленной цели.

Между сверстниками закрепились доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание в процессе совместной деятельности.

Проект имеет практическое значение, он уже воплощен в жизнь. Задача на будущее — вовлечь в экологический проект, в практическую деятельность по охране птиц как можно большее число детей и взрослых.

Участвовать в экологических проектах может каждый, но, решая эту проблему внешне, не нужно забывать: ничего не добиться, если не трудиться над умножением любви в своем сердце. Это главное!

Литература:

  1. Фридер Зауер. Птицы обитатели озёр, болот и рек. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  2. Корбут В. В. Питание. Особенности жизни кряквы. Изменчивость городских птиц// Урбанизированная популяция водоплавающих (Anas platyrhynchos) г. Москвы. — М.: Аргус, 1994.
  3. Фридман В. С., Ерёмкин Г. С. Урбанизация диких видов птиц в контексте эволюции урболандшафта. — М.: Биологический факультет МГУ, 2008.
  4. https://www.kp40.ru/news/perekrestok/95908/


Ключевые слова

социальный экологический проект, кряква
Задать вопрос