Сравнительный анализ деятельности органов прокуратуры РФ с деятельностью органов прокуратуры США и КНР | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.03.2023

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Крючков, Г. С. Сравнительный анализ деятельности органов прокуратуры РФ с деятельностью органов прокуратуры США и КНР / Г. С. Крючков, А. А. Крючкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3628/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается сравнить деятельность органов прокуратур РФ, США и КНР.

Ключевые слова: РФ, США, КНР, орган, прокуратура, деятельность, сравнение.

Прокуратура в США характерна тем, что она относится к исполнительной ветви власти, в отличие от российской прокуратуры, которая является самостоятельным органом государственной власти в системе разделения властей.

Генеральный атторней в США одновременно возглавляет Департамент юстиции [1, с. 9]. Именно поэтому он имеет достаточно широкие полномочия. В его непосредственном подчинении находятся юрисконсультская служба, солиситоры, маршалы США, тюремные ведомства, ФБР, служба иммиграции, органы контрразведки.

В вопросе регулирования деятельности прокуратуры и атторнетуры (в российском понимании употребляется как синоним, к слову, прокуратура) имеются существенные отличия. Так, Генеральный атторней США назначается Президентом по совету и согласию Сената Конгресса США, а Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Кроме этого, Конгресс США в отличие от Федерального собрания уполномочен принимать законодательные акты, которые регулируют организацию и деятельность органов прокуратуры федерального уровня, а на уровне штатов и на местном уровне принимают законодательные акты легислатуры штатов и местного уровня.

В организационном плане прокуратура США схожа с судебной системой США. Органы прокуратуры представлены в виде — федерального уровня, уровня штата и местного уровня. При этом уровень штата независим от федерального уровня и регулируется Конституцией штата и законодательством штата. В связи с этим деятельность прокуратуры США регулируется различными нормативно-правовыми актами различной юридической силы. Что касается прокуратуры РФ, то организация и деятельность прокуратуры регулируется федеральным законодательством. В системе прокуратуры РФ отсутствует четкое и независимое друг от друга деление на федеральный уровень и местный уровень. Это обусловлено тем, что органы прокуратуры в РФ построены по принципу строгой централизации, где все нижестоящие прокуратуры находятся в подчинении вышестоящих прокуратур и Генерального прокурора РФ.

Также необходимо обратить внимание на положение военной прокуратуры в системе прокуратуры США и РФ. В США военная прокуратура составляет самостоятельную структуру в Министерстве обороны США. В России Главная военная прокуратура входит в систему Генеральной прокуратуры РФ, а руководит деятельностью военной прокуратуры Заместитель Генерального прокурора РФ [2, с. 97].

Что касается вопроса формирования руководителей прокуратур в двух системах, то здесь имеется ряд отличий. В США на федеральном уровне руководители прокуратур назначаются, на уровне штата в большинстве случаев руководители прокуратур выбираются. В России же прокурорские работники на всех уровнях только назначаются.

Различия в сфере компетенции прокуратуры РФ и США. В осуществлении функции уголовного преследования, прокурор в США имеет право по своему усмотрению инициировать уголовное преследование и вести расследование преступления. А в РФ прокурор согласно процессуальному законодательству значительно ограничен на этапе возбуждения уголовного дела, а именно, в том, что прокурор направляет материал в органы расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Схожи полномочия у прокуратур РФ и США в выполнении функции государственного обвинителя, поскольку главная цель прокурора в осуществлении данной функции является не победа в деле, а в том, чтобы обеспечить законность, иначе говоря, обеспечить участникам процесса законную процедуру. Примером осуществления функции государственного обвинителя может послужить уголовное дело в отношении Фейзуллаева Н. М., в котором государственные обвинители Брянской областной прокуратуры Кузина У. Ю., Бурчак С. А. выступили с обвинительной речью, где были изложены окончательные выводы с целью убеждения суда в виновности подсудимого и назначения обвиняемому справедливого наказания за содеянное преступление [3].

Относительно схожи полномочия прокуратур РФ и США в осуществлении законотворческой деятельности. Атторнейская служба США вправе разрабатывать инструкции, приказы, посредством, которого происходит толкование законодательства и принятие норм права. Генеральный атторней обладает правом законотворческой инициативы. Акты, принятые Генеральным атторнеем, являются обязательными для применения и исполнения всеми субъектами права. Прокуратура РФ благодаря взаимодействию с органами власти субъектов и органами местного самоуправления добилась определенных результатов, в частности по инициативе прокуроров субъектов, городов, районов местные органы власти выносят различные постановления и принимают законы субъектов.

Также необходимо отметить, что Генеральный атторней вправе давать рекомендации Президенту для назначения кандидатур на должность федеральных судей, а также судей Верховного суда США. В России же назначением кандидатур на должность судей занимается Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Таким образом, несмотря на различия в системе прокуратуры РФ и США, мы можем прийти к выводу, что прокуратура определяется как орган надзора за соблюдением законов, как орган, осуществляющий уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Именно надзор является прерогативой для прокуратур большинства стран. Невзирая на то, что в некоторых вопросах полномочия прокуратур разных стран обширные или суженные.

Деятельность прокуратуры и в РФ, и в КНР направлена главным образом на поддержание законности и правопорядка. Однако в обеих странах к этому подошли не совсем одинаковыми подходами.

В Российской Федерации надзор более абстрагирован нежели, чем в Китайской Народной Республике, и потому отрасли прокурорского надзора в нашей стране несколько шире. Так, если мы более подробно рассмотрим такую отрасль надзора, как надзор за органами осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание, то увидим, что прокуратура в данном аспекте надзирает за широким рядом органов, осуществляющих правоохранительную деятельность:

  1. Следственный комитет Российской Федерации.
  2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  3. Министерство Внутренних дел Российской Федерации.
  4. Министерство юстиции Российской Федерации.
  5. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
  6. Таможенная служба Российской Федерации и т. д.

Данный широкий ряд органов, за которыми осуществляется прокурорский надзор связан с тем, что, во-первых, в нашей стране прокуратура существует относительно долгий период и как орган зарекомендовала себя довольно успешно, во-вторых, прокуратура пользуется доверием у населения, что подчеркивает честность и объективность работников прокуратуры. В Китайской Народной Республике же надзор в некоторых аспектах носит более конкретизированный характер. Например, надзор за ведением дел, связанных с государственной изменой, расколом государства, а также с серьезным подрывом государственного строя, данная отрасль надзора освещает лишь ряд дел, во многом это связано с угрозой территориальной целостности Китая. И потому нужно понимать, что, если у прокуратуры КНР отрасли надзора не столь широки, как у прокуратуры РФ, это не значит, что её ценность в стране ниже, чем в России т. к. прокуратуре Китая поднадзорны важнейшие вопросы национальных интересов.

При координации действий правоохранительных органов в целях борьбы с преступностью прокуроры проводят совещания с представителями следственных органов, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральной службой по контролю за наркотиками, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Помимо этого, прокуроры организуют специально-уполномоченные рабочие группы, имеют право истребовать различные статистические данные.

Прокурор согласно ст.28.4 КоАП: «уполномочен возбуждать дела об административном правонарушении в случае, если нарушаются права и свободы человека и гражданина в области избирательного права, несоблюдения различными должностными лицами и органами требований законодательства о госконтроле» [4]. Данный факт указывает нам на то, что прокуратура защищает права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни общества и говорит о том, что прокуратуре доверяет не только общество, но и государство.

Прокурор в Российской Федерации в зале суда, согласно УПК, осуществляет уголовное преследование и тем самым осуществляет необходимые меры для защиты прав и свобод человека и гражданина. В процессе досудебного разбирательства полномочия прокурора «абсолютны», а именно от проверки материалов следствия вплоть до возвращения материалов дела следователю или дознавателю. В Китайской Народной Республике прокурор в области уголовного судопроизводства не обладает подобной полнотой власти. Основные его правомочия заключаются в том, что прокурор осуществляет проверки по вопросам о законности возбуждения уголовного дела.

В правотворческой деятельности прокуратура в Российской Федерации благодаря взаимодействию с органами власти субъектов и органов местного самоуправления, добилась определенных результатов, а именно по инициативе прокуроров субъектов, городов, районов местные органы власти выносят различные постановления и принимают законы субъектов. Так, по представлению прокурора Забайкальского края Правительством края принято Постановление от 13.09.2013 № 380 «Об утверждении перечней мест на территории Забайкальского края, в которых ограничивается или не допускается нахождение детей». Прокуратура Китайской Народной Республики не имеет в своей правовой основе обязанности вести правотворческую деятельность, однако, при тесном сотрудничестве прокуратуры и Собраний Народных Представителей, прокуратура, в частности Верховная Народная прокуратура Китая, оказывает юридическую помощь ВСНП при решении тех или иных вопросов.

Борьба с коррупцией в России всегда была актуальной темой в рамках прокурорской деятельности и всей работы правоохранительных органов. Потому антикоррупционная деятельность в нашей стране является важным аспектом работы всех правоохранительных органов. Существует огромный правовой базис, на основании которого прокуратура, координируя иные правоохранительных органы, проводит антикоррупционную экспертизу, проверку актов и т. д. Однако на сегодняшний день в списке стран по восприятию коррупции Россия занимает только 119 место, а Китай 83 [5]. В Китайской Народной Республике главным способом борьбы с коррупцией является такой вид наказания, как смертная казнь. И прокуроры от имени государства при участии в судопроизводстве просят в суде установления высшей меры наказания.

Таким образом, мы видим, что полномочия прокуратуры имеют в различных странах определенные отличия. Компетенция данного органа может быть прописана более конкретизировано или абстрагировано, может быть в определенных вопросах более обширна или сужена, могут быть в некоторых странах прописаны полномочия для прокуратуры, которые в других странах и во все отсутствуют. Но так или иначе надзор является основополагающей функцией для прокуратур большинства стран и видно потому Петр I сказал как-то: «сей чин считать оком государевым».

Литература:

  1. Винокуров, Ю. Е. Органы прокуратуры Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Правовые основы, структура, направления деятельности / Ю. Е. Винокуров, А. Ф. Козусев, Б. В. Коробейников, А. И. Кузьмина, А. Ф. Смирнов, З. В. Чечеткина, А. А. Чувилев. — М., 1996. — 95 с.
  2. Ромазанов, А. А. Правовое положение прокуратуры Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: сравнительно-правовой анализ / А. А. Ромазанов // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2013. — № 16. — С. 97–100.
  3. Приговор Бежицкого районного суда г. Брянска от 18 апр. 2016 г. по обвинению Фейзуллаева Н. М. // Архив Бежицкого районного суда г. Брянска за 2016 г. Уголовное дело № 1–44/16. — Доступ из справочно-правовой системы «РосПравосудие».
  4. Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]: индекс от 29 янв. 2016 г. // Международная Прозрачность. URL: http://www.transparency.org/cpi2015/ (21.03.2023).


Задать вопрос