Структурно-частотный анализ понятия «математические способности» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 08.03.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, В. С. Структурно-частотный анализ понятия «математические способности» / В. С. Лобанова, М. Ю. Шонин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3586/ (дата обращения: 01.05.2024).



Данная статья посвящена определению сущности понятия «математические способности» на основе применения структурно-частотного анализа. Выявленные существенные признаки математических способностей : математическая коммуникация, математическая память, математическое восприятие были положены за основу развития математических способностей у обучающихся.

Ключевые слова: математические способности, структурно-частотный анализ, признаки математических способностей, математическая коммуникация, математическая память, математическое восприятие.

Концепт «математические способности» не относится к корпусу новых и неизученных понятий, а является предметом исследования многих фундаментальных и прикладных наук, их отдельных направлений. Данное обстоятельство требует от исследователя поиска и применение метода, позволяющего максимально охватить научно-информационные ресурсы, в той или иной степени описывающие суть и содержание данного понятия. В первую очередь, это позволит сформулировать авторское понимание математических способностей, тесно граничащее с современными научными представлениями, во вторую очередь — наметить пути ее развития в структуре личности современного человека. Одним из таких методов исследования является структурно-частотный анализ.

Структурно-частотный анализ — количественный метод, предполагающий нахождение наиболее значимых мнений, которые определяются арифметическим подсчетом единиц-признаков в исследуемом тексте [2]. Его преимущество обусловлено высокой технологичностью и возможностью систематизировать большие информационные потоки изучаемого понятия [3]. Рассмотрим применение структурно-частотного анализа в исследовании концепта «математические способности» (МС) (табл. 1).

Таблица 1

Анализ определений понятия «Математические способности»

Определение понятия МС / ФИО автора

Признаки

1

МС — умение воспринимать и обобщать сложные логические схемы при помощи использования объемного математического материала. (Быкова Н. П.)

Математическая память; математическое восприятие.

2

МС — индивидуально-психологические особенности деятельности человека, проявляющаяся в точности восприятия математического знания. (Канин Е. С.)

Математическое восприятие; математическая внимательность; математическая память.

3

МС — это индивидуально психологические особенности, проявляющиеся в целенаправленной деятельности по заинтересованном овладении и обсуждение знаниями, умениями и навыками. (Калашников М. М.)

Математическая направленность;

математическая коммуникация.

4

МС — это личностное качество, характеризующееся динамикой восприятия и принятия математических знаний, умений и навыков. (Насыпаная В. А.)

Математическое восприятие; математическая память; математическая динамика.

5

МС — это индивидуально психологические особенности, связанные с заинтересованным изучением, связанным с восприятием и обсуждением математики при пониженной утомляемости относительно другой познавательной деятельности. (Грохульская Н. Л.)

Математическая бодрость; математическая коммуникация; математическое восприятие.

6

МС — это умение к обобщению, анализу и синтезу большого математического материала. (Стоименова Я.)

Математическое восприятие; математическая память; математическая коммуникация.

7

МС — это способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, последовательного, правильно расчлененного логического рассуждения. (Колмогоров А. Н.)

Математическая инициатива (поиск или попытка найти собственное решение математической задачи); математическая коммуникация; математическая память.

8

МС — это способности сосредоточенно трудиться и мало уставать, при этом наблюдается малая трата нервной энергии, физических и умственных сил. (Крутецкий В. А.)

Математическое восприятие; математическая память.

9

МС — это стремление к поиску наиболее рациональному решению задач. (Лазурский А. Ф.)

Математическая инициатива; математическая направленность.

10

МС — это индивидуально-психологические особенности, выражающиеся в относительно быстром, легком и глубоком овладении знаниями, умениями и навыками в области математики по средствам личного или коллективного поиска. (Панов В. И.)

Математическая динамика; математическая инициатива; математическая коммуникация.

11

МС — высокий уровень развития математического мышления, которое обеспечивает личным или коллективным решение задач и проблем с использованием математических понятий и символов. (Гринева Т. В.)

Математическая инициатива; математическая коммуникация.

12

МС — это совокупная характеристика, в которой отражаются особенности разных личностных процессов: восприятия, мышления, памяти, обсуждение, воображения. (Ж. Адамар)

Математическая память; математическая коммуникация; математическое восприятие; математическое воображение.

13

МС — это самостоятельная компонента, включающая математическую память, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним. (Агаханов Н. А.)

Математическая память; математическая коммуникация.

14

МС — это способность к формализованному восприятию объемного математического материала, схватыванию формальной структуры задачи. (Бекмуратов С. Я.)

Математическое восприятие; математическая память;

15

МС — это особенности умственной деятельности, как обобщение математических объектов, отношений и действий, то есть способность видеть общее в разных конкретных выражениях и задачах; способность рассуждать, переключаясь с прямого на обратный ход мысли. (Венгер Л. А.)

Математическая коммуникация; математическое восприятие.

16

МС — это способность применения нешаблонных, оригинальных, остроумных приемов решения математических задач и методов рассуждений с постоянной проверкой их правильности, строгости и практической ценности. (Пичуев И. Г.)

Математическая коммуникация; математическое восприятие.

На основе проведенного анализа научных источников, нами была построена матрица частоты появления единиц-признаков понятия «математические способности» (табл. 2).

Таблица 2

Единицы-признаки понятия «математические способности» в научных определениях

Единицы-признаки

Частотность появления в определениях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Математическая инициатива

+

+

+

+

4

Математическое восприятие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Математическая внимательность

+

1

Математическая память

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Математическая направленность

+

+

2

Математическая коммуникация

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Математическая бодрость

+

1

Математическая динамика

+

+

2

Математическое воображение

+

1

Осознание и осмысление содержания понятие «математические способности» позволило сформулировать его определение как индивидуально-психологическая особенность, детерминированная личностными характеристиками: математическая коммуникация, математическая память, математическое восприятие и другими на высоком уровне.

Рассмотрение определений математических способностей при помощи структурно-частотного анализа позволило выделить существенные признаки, прямо обусловленные с динамикой данных способностей.

Таким образом, в понятие «математические способности» входят:

1) Математическая память . Такая память, как и внимание, является структурной составляющей математических способностей. Математическая память является обобщенной памятью на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и подходы к ним [1].

Индикатором математической памяти степень запоминания и воспроизводства математического материала. В результате обучающие с низким уровнем развития математической памяти ограничиваются частичным воспроизведением прочитанного материала. Ученики среднего уровня способны выстраивать ассоциативные рассуждения на небольшом информационно-временном отрезке — один-два урока. Более способные — ученики высокого уровня отличаются умением воспроизводить математический материал за пределы данного промежутка. Это возможно, поскольку способные ученики запоминают, в основном, обобщенные и свёрнутые структуры. Такое запоминание экономично, позволяет не загружать мозг запоминанием мелочей и быстро извлекать из памяти необходимые сведения.

При этом в некоторых случаях нет необходимости запоминать все конечные результаты, иногда проще запомнить ход рассуждений. Так, при изучении формул сокращенного умножения формулы для нахождения куба разности или суммы проще выводятся, чем заучиваются. А вот формулы для суммы и разности кубов, пожалуй, лучше заучить.

2) Математическая коммуникация — основная форма активизации математического мышления. Эта способность сама по себе является достаточно сложным психическим образованием и характеризуется следующими проявлениями: быстрое и широкое вербальное обобщение математического материала; свёртывание процесса математических рассуждений в режиме реального времени; полноценная, логически выстроенная аргументация в сфере количественных отношений, пространственных форм, математических понятий, суждений и умозаключений [3]. Так в математике нет «частично доказанных» предложений: предложение (теорема) или доказано, или не доказано. Задача или решена, или не решена. Любое математическое решение или доказательство должно быть в полной мере аргументировано.

Индикаторами качества математической коммуникации могут выступать следующие речевые действия: грамотное проговаривание, чтение текста учебника, устное выполнение действий с комментариями, ответы на вопросы, чтение рисунков.

3) Математическое восприятие — способность воспринимать формализованные математические объекты, а именно, математические понятия, их отношения, формулировки аксиом, доказательства математических теорем, содержание математических задач и тому подобное [3].

Основную часть времени на уроке ученик проводит, решая задачи, в силу чего целесообразно в качестве индикатора математического восприятия обозначить его способность интерпретировать содержание ее условия. Так более способные правильно воспринимают отдельные элементы задачи, их комплексы, роль каждого элемента в комплексе. Средние обучающиеся воспринимают отдельные элементы, с трудом — их комплексы. Слабые же — только числовой материал задачи.

Дальнейшее исследование проблемы связано с изучением влияния музыкальных произведений на выделенные существенные признаки.

Литература:

  1. Канин Е. С. Математические способности учащихся и их развитие Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2013. — № 2–1. — С. 152–158.
  2. Таршис Е. Я. Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа. — М.: ЛИБРОКОМ, 2018. — 160 с.
  3. Шонин М. Ю. Определение содержания психолого-педагогического понятия «познавательная активность» методом контент-анализа. Проблемы современного педагогического образования. — 2018-№ 61–2 — С. 249- 252.


Ключевые слова

математические способности, структурно-частотный анализ, признаки математических способностей, математическая коммуникация, математическая память, математическое восприятие
Задать вопрос