Можно ли назвать кондитерское дело искусством | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 06.03.2023

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Демьянов, А. А. Можно ли назвать кондитерское дело искусством / А. А. Демьянов, М. И. Левый, О. А. Гаар. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 207-212. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3577/ (дата обращения: 01.05.2024).



Представленная работа посвящена изучению вопросов, представляющих интерес для наших ровесников. В ней рассмотрен вопрос принадлежности кондитерского дела к искусству и получены результаты, достигнутые при помощи опросов и самостоятельных размышлений.

Введение

Изучение вопроса о принадлежности кондитерского дела к искусству волнует человечество с момента появления кондитерства. Поэтому авторы исследования решили лучше узнать данную тему и решить вопрос: является ли кондитерство видом искусства? В этом и состоит актуальность данной работы.

Целью этой работы является выяснение принадлежности кондитерского дела к искусству

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— Узнать, что такое кондитерское дело;

— Сформировать собственное мнение;

— Опросить респондентов по данному вопросу

В работе применялись следующие методы: анкетирование и эмпирический.

Работа не адресована конкретной аудитории, и может быть интересна всем, кто интересуется темой этой работы.

Гипотеза: кондитерское дело является искусством.

Ключевые слова: искусство, кондитерское изделие, вид кондитерских изделий, шедевр

1. Кондитерское дело

§1. Нерешённая дилемма

Вопросом о принадлежности кондитерского дела к искусству никто не интересовался, не занимался, однако его следовало поднять ещё давно. С тех пор, как появилось достаточное для пропитания количество еды, повара начали предпринимать попытки по украшению пищи, которую мы потребляем каждый день. К сожалению, в России до сих пор есть мнение, что кондитер — не представитель искусства, а женщина из столовой, которая в пыльном халате делает кремовые розочки. Наши исследования достижений многих кондитеров должны поменять эту точку зрения. Чтобы приблизится к идеалу кондитерского искусства, они создавали подлинные шедевры, которые могут сравниться с некоторыми произведениями искусства. Авторы работы задались вопросом о принадлежности этих экземпляров кондитерского дела к искусству наравне с “Моной Лизой”.

§2. История

§2.1. Общие сведения

История многих кондитерских изделий и сейчас покрыта тайной. Но для начала необходимо определиться с тем, что такое кондитерское изделие. Согласно данным сайта “Википедия”, кондитерские изделия — это продукты питания, как правило, с большим содержание сахара, высокой калорийностью и усвояемостью. Слово “кондитер” появилось благодаря итальянскому, на котором оно означает «варить в сахаре». Первыми на этом поприще стали египтяне, делавшие конфеты из мёда, фруктов и орехов. Сахар прибыл в Европу в IV век до н. э. после похода Александра Македонского в Индию. Он добывался из тростника, пришедшего из Новой Гвинеи 5000 лет назад. Кондитерское дело стало активно развиваться в XV веке в Италии, а в XVI веке с появлением дешевого сахара сладости в Европе стали более доступными (до этого сладости завозились арабами).

На Руси сахар появился в XIII веке и считался роскошью, вместо него люди лакомились медовыми пряниками или же просто мёдом. Разнообразие кондитерские изделия получили лишь к XIX вместе с бежавшими от революции французами.

§2.2 История шоколада

Родиной шоколада является Центральная и Южная Америка, где он употреблялся в пищу индейцами майя и ацтеками ещё около 1000 лет назад. Правда, тогда он был в виде напитка из какао бобов, воды и горького перца, имел острый вкус, пенился, был очень жирным и пился холодным. Таким его попробовал Христофор Колумб, но сильного впечатления «чоколатль» на него не произвёл. А конкистадор Кортес, напротив, пророчил ему большое будущее. Попав в Европу в XVII веке, напиток из горького и холодного стал сладким и горячим. Но из-за дороговизны какао бобов шоколад ещё долго оставался лакомством для знати. В 1828 году Конрад Йоханнес запатентовал недорогой способ выжимки масла из тертого какао. После этого появилась возможность создавать твёрдый шоколад, постепенно вытеснивший из рациона европейцев жидкий вариант. Первая шоколадная плитка была произведена в 1842 году в Бристоле. После долгих попыток, в 1875 году Даниэль Петер добавил в ингредиенты сухое молоко, создав молочный шоколад, а его партнёр Анри Нестле начал его производство в промышленных масштабах, и теперь фирма “Nestle” известна всему миру.

§2.3 История карамели

Первые упоминания о карамели появились более 3 000 лет назад в Китае и Греции, там её готовили из ячменной патоки. Но тогда он имела горький привкус и неприятный запах. Похожую на современную карамель приготовили только 500 лет спустя в Индии, когда там научились добывать тростниковый сахар. Вскоре карамель попала в Римскую империю, и там её причислили к лекарствам. В XIV-XVI веках европейские кондитеры начинают добавлять сахар в свои изделия, но он всё ещё был дорогим, так что карамель украшала лакомства только богатых семей. В Россию карамель попала в XV веке, и сразу стала леденцом в связи со схожестью по внешнему виду. Потом сахар стали производить в больших количествах, сладости стали популярнее, а в XVII веке кондитеры додумались обливать карамелью орехи и фрукты. А в 1899 году появилась первая лечебная карамель.

§2.4 История безе

Есть версия, что этот десерт в XVII веке изобрёл швейцарский кондитер Гаспарини, который готовил десерт для одного вельможи. После приготовления у него осталось несколько яичных белков, и кондитер решил взбить их с сахаром и запечь. Получился тающий во рту десерт, который сразу завоевал популярность во всех странах Европы.

§2.5 История печенья

Первое печенье появилось примерно тогда же, когда и первые виды хлеба, а именно 10 000 лет назад. Среди всех видов кондитерских изделий оно является самым древним. В старину, печенье представляло собой небольшую часть теста, замешанного для другой выпечки. Эти штучки помещали в печь для проверки, насколько разогрета печь.

Печенье начали воспринимать как сладость в Иране. Сначала оно было пресным, поэтому не пользовалось особой популярностью, но позже стало любимым с появлением в его составе сахара. Чтобы испечь печенье, иранским мастерам нужно было смешивать 3 вида муки: пшеничную, рисовую и кукурузную.

Во время вторжения мусульман в Испанию, печенье начало набирать большие обороты. Со временем печенье докатилось и до северной Европы.

Сегодня, печенье — одно из самых известных кондитерских изделий, вариации которого невозможно сосчитать.

§2.6 История тортов

Слово “торт” происходит от итальянского “torta” (в переводе “круглый хлеб”). Сейчас неизвестно, где и когда появились первые торты, историки предполагают, что в Древней Греции. Но популярность они заслужили благодаря французам, которые изобрели сладкую карамель, бисквитные коржи, масляный крем и воздушное безе. А в XVIII веке в Лондоне приготовили первый многоярусный торт. В России же в XVIII веке торты только появлялись. Их роль выполняли караваи, своей круглой формой символизировавшие солнце. В наше время торты, несмотря на большую конкуренцию, всё равно являются одними из самых популярных десертов.

На данный момент кондитерские изделия являются одним из самых популярных видов пищи, которую мы употребляем почти каждый день. Они продолжают развиваться день за днём.

§3. Виды кондитерских изделий и методы их приготовления

Вся кондитерская продукция подразделяется на два вида:

— Сахаристые

— Мучные

Сахаристые представляют собой изделия с содержанием сахара не менее 20 %. К ним относятся: безе, конфеты, шоколад, карамель, кремы, суфле, желе и т. д. Существует множество различных видов приготовления сахаристых кондитерских изделий, но чаще всего для создания таких сладостей нужно добавить сахар в жидкость, затем охладить или нагреть смесь.

Мучные являются изделиями, содержащими в своём составе выпеченный полуфабрикат из муки и сахара, с содержанием муки не менее 25 %. К ним относятся: торты, вафли, печенья, пироги, пряники, пончики, пирожки, пирожные, эклеры и т. д. Чтобы приготовить мучные кондитерские изделия нужно проделать немалый труд: смешать ингредиенты в нужных пропорциях (муку, воду, сахар, яйца и другие продукты для коржей), после чего запечь при определённой температуре, а потом в зависимости от вида десерта, сделать крем или начинку для вкусного угощения.

2. Гипотеза и её доказательство

§1. Сходства и различия

Чтобы доказать гипотезу, нужно чётко понимать, что такое искусство и кондитерское дело, знать их сходства и различия. Кондитерское дело включает в себя создание и декорирование кондитерских изделий. Искусство имеет несколько определений, но если обобщить, то искусство — создание произведений при помощи образного осмысления мира. Если задуматься, то можно понять, что кондитерское дело имеет похожее определение. Оно также подразумевает создание произведений с помощью фантазии кондитера. Творец может точно так же, как и во время написания картины, создавать любую вещь, которую он сможет только пожелать.

Несмотря на это объединяющее свойство, кондитерское изделие можно и попробовать. Вряд ли посетитель выставки картин сможет съесть один из представленных экспонатов.

Со своей стороны, статуи и другие произведения “несъедобного” искусства не могут потерять свой вид, в отличие от пирожного или эклера. Множество статуй было создано много тысяч лет назад и не потеряли своей красоты. А что же станет с тортом? На него станет не то, что невозможно смотреть, так и употребление такого продукта может обернуться неприятными последствиями для потребителя, решившего вкусить уже давно потерявшего свои прекрасные черты десерта.

§2. Популярнейшие кондитеры нашего времени

Кто-то может сказать: “Ведь создание торта не может потребовать столько же стараний и вложенных сил, сколько создание скульптуры”. Авторы не хотят оскорбить скульпторов, но практически любой предмет может стать произведением искусства при должном усилии и старании. Но мы говорим сейчас конкретно о кондитерских изделиях, и поэтому приведем конкретный пример. Ренат Агзамов — кондитер, чемпион России по кондитерскому мастерству, член совета Национальной Гильдии шеф-поваров. Он автор множества прекраснейших тортов, многие из которых даже не похожи на торты — настолько они грандиозны. Ниже вы можете увидеть некоторые из его творений (см. рис. 1, 2)

Торт “Замок Цвингера”

Рис. 1. Торт “Замок Цвингера”

Торт для свадьбы в Шымкенте

Рис. 2. Торт для свадьбы в Шымкенте

Кроме Рената Агзамова, в мире существует множество гениальных кондитеров, способных создавать по-настоящему впечатляющие шедевры, к примеру, Адриано Зумбо. Это известнейший австралийский кондитер, чьи торты являются одними из самых дорогих, красивых и, самое главное, вкусных. Мастер вызывает восхищение не только у публики, но и у самых суровых экспертов, попробовавших тысячи десертов. Его торт “V8” является самым дорогим тортом в Австралии (см. рис. 3). Кроме его творений, восхищают и названия этих шедевров. “V8”, “V8 Diesel 0E6” (см. рис. 4), “B84”, “A81”.

Торт “V8”

Рис. 3. Торт “V8”

Торт “V8 Diesel 0E6”

Рис. 4. Торт “V8 Diesel 0E6”

Авторы считают, что после увиденного ни у кого не возникнет вопросов о принадлежности кондитерского дела к искусству. Ведь создание таких подлинных шедевров требует не меньшего старания и не меньших усилий, чем и создание картины или скульптуры. К примеру, дворец из Шымкента (рис. 2) собирался 3 суток, в нем встроено множество механизмов для подсветки, движения кареты и фигур, открытия дверей и т. п. Тем не менее, это произведение почти полностью съедобно. И не просто съедобно, а ещё и очень вкусно.

§3. Мнение респондентов

Есть ещё множество различных шедевров, но важнейшим аргументом будет мнение общества. Мы провели опрос среди многих людей разных возрастов.

Результаты опроса показаны на диаграмме, приведённой ниже.

Как вы можете видеть, большинство опрошенных считают кондитерское дело искусством. Мнение авторов совпадает с мнением большинства. Если подытожить, респонденты считают искусством кондитерское дело, потому что не каждый человек сможет сделать десерт таким красивым, каким мы можем их видеть в исполнении мастеров своего дела.

Заключение

Таким образом, проделанная авторами работа позволяет сделать следующие выводы: в связи с мнением большинства и мнением самих авторов кондитерское дело является искусством. Десерты, создающиеся сегодня, действительно впечатляют своей красотой, количеством деталей и вкусом, на разработку которого авторы потратили множество часов и сил.

Осталось исследовать вопрос принадлежности всей кулинарной отрасли к искусству и продолжить исследования этого вопроса.

Литература:

  1. Alenka.ru
  2. Lv-cake.ru
  3. Marieclaire.ru
  4. Uznayvse.ru
  5. Wikipedia.org
  6. Klenmarket.ru


Задать вопрос