Влияние занятий спортом на успеваемость в учёбе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 1591 раз

Библиографическое описание:

Юнгов, А. А. Влияние занятий спортом на успеваемость в учёбе / А. А. Юнгов, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3.1 (66.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3675/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье говорится о связи между физическим развитием и развитием умственных способностей младшего школьника.

Ключевые слова: упражняемость, физические нагрузки, мозговая деятельность.

Известно, что здоровье и самочувствие детей школьного возраста зависит от питания, режима дня и занятий спортом. Но есть ли связь между учебой в школе и физической нагрузкой на организм ученика?

Образ жизни современных школьников не предполагает большой физической активности: мы учимся сидя, в школу большинство детей привозят родители на транспорте. Уроки дома дети тоже делают сидя. В свободное от учебы время дети заняты играми в телефоне. В итоге дети большую часть времени проводят без движения, что истощает организм. Истощение организма школьника может быть связано не только с частой физической усталостью, но и с трудностями при усваивании учебного материала, плохой концентрацией. Часто детям сложно сосредоточиться, чтобы запомнить новую информацию.Если посчитать, сколько времени современный школьник проводит в движении, то нас ждет печальная картина.

В данной статье мы рассмотрим вопрос, влияют ли занятия в спортивных секциях на успешную учебу школьника. Объектом исследования является наличие физической активности в жизни успешных учеников. Предмет исследования—влияние занятий спортом на успеваемость школьника. Предположим, что успешные ученики регулярно занимаются спортом или танцами, а, значит, имеют регулярные физические нагрузки. Практическая значимость данного исследования заключается в передаче школьникам с низкой физической активностью информации о пользе спорта и рекомендаций по внедрению физической активности в их жизнь.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Физические упражнения возникли еще в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой деятельности происходило развитие и совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия были более выносливыми и работоспособными. Это привело к пониманию, что упражняемость (или повторение действий) помогает человеку выжить.

Когда человек заметил эффект упражняемости, он стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Это и стало основой физических упражнений. Далее выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности предварительной подготовки человека к жизни стали началом появления физического воспитания.

Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать». Древние греки знали о необходимости занятий спортом и физическими упражнениями. Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».

Физическое воспитание было в Спарте, Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего.

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.

Регулярные тренировки невероятно полезны для всего организма и мозга в том числе. Они помогают нормализовать сон (во время которого образуются новые нейронные связи), притупляют реакцию на стресс, улучшают память.

Обучение — основной вид деятельности у школьников. Чтобы хорошо учиться и успевать, ребенку необходимо уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Ученые Университета Ноттингем Трент провели эксперимент с 104 учениками в возрасте с 9 до 11 лет. Школьники выполняли несколько тестов и задач после физической активности. Стоит отметить, что после упражнений им давалось 45 минут отдыха. Результат показал, что после физической активности память, гибкое мышление и самоконтроль учеников улучшились. Помимо этого, ученые выяснили, что дети, которые регулярно занимались спортивной деятельностью, могли на 5–10 процентов быстрее справляться с математическими задачами. Чем те, кто редко занимался физической активностью. Таким образом, физическая подготовка и хорошая память идут рука об руку: если у ребёнка развиты мышцы, то и тесты на память он будет выполнять хорошо и демонстрировать успехи в учёбе.

По данным исследований специалистов из Вюрцбургского университета в Германии подвижность оказывает положительное влияние на креативность. Опытным путём учёные доказали, что наибольшие креативность и оригинальность в решениях наблюдались у людей, которые по правилам эксперимента не имели ограничений в движениях.

Объясняется это тем, что во время физических упражнений к мозгу приливает дополнительное количество крови, кислорода и питательных веществ. Даже обычная ходьба может стимулировать работу мозга. Исследование, проведённое в 2014 году в Стэндфордском университете, показало, что мы на 60 % креативнее, когда ходим.

Но как именно спорт помогает мозгу? С одной стороны, есть простое объяснение: физическая активность усиливает кровообращение во всём теле, и в мозге в том числе. Мозг получает больше кислорода и питательных веществ, и поэтому лучше работает. Чем чаще и глубже человек дышит, тем больше кислорода поступает в кровоток. Это способствует образованию нервных клеток в головном мозге, которые как раз и отвечают за нашу память и мышление. Но главное — благодаря активным занятиям спортом мозг увеличивается в объеме.

Я очень люблю движение. Я занимался спортивной гимнастикой и плаванием. Последние три года я занимаюсь в секции дзюдо в школе боевых искусств «Олимпия». В занятиях спортом очень важны регулярные тренировки, поэтому я их пропускаю только по причине болезни. Я хожу на занятия трижды в неделю. Как и любой спорт, дзюдо вырабатывает выносливость и самодисциплину, что, конечно, придает мне энергию и чувство радости.

Как мои занятия спортом влияют на подготовку домашнего задания? Поскольку в дни тренировок я ограничен по времени выполнения домашнего задания, я должен делать их строго за определенный отрезок времени. Поэтому спортивные тренировки организуют мой домашний режим дня. В день, когда тренировок нет, я стараюсь гулять.

Таким образом, спорт и активные подвижные игры делают мою жизнь более красочной, увлекательной, радостной и помогают достигать желаемого.

Цель моего исследования — подтвердить гипотезу о том, что все дети, которые хорошо учатся, регулярно занимаются спортом или ходят в танцевальные кружки.

В качестве метода исследования мною было выбрано анкетирование. Также исследование проводилось по вторичным источникам: был проведен обзор и изучение литературы и статей в интернете.

Опрос проводился среди учеников третьего и пятого классов. Все респонденты — ученики, которые успешно учатся в школе (ударники или отличники).

Школьникам раздали анкеты с вопросами, приведенными ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Вопросы анкеты

В какую спортивную секцию ходишь?

В какой кружок ходишь?

Любишь ли активные виды спорта?

Как меняется твое настроение после активных игр?

ухудшается

улучшается

не меняется

не знаю

Основные показатели опроса представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели опроса

Показатель опроса

Значение

Общее количество респондентов, чел.

44

Дети, занимающиеся спортом/танцами, чел

34

Дети, не занимающиеся спортом, чел.

10

Доля детей, занимающихся спортом/танцами, %

77 %

Доля детей, не занимающихся спортом/танцами, %

23 %

После анализа полученных ответов, представим следующие сводные показатели:

— Количество респондентов 44 человека.

— Респонденты, занимающиеся в спортивных секциях или танцах: 34 чел. или 77 %.

— Респонденты, которые не посещают спортивные занятия или танцы: 10 чел. или 23 %.

Статистика опроса показала, что 77 % опрошенных учеников регулярно посещают спортивные секции и танцевальные кружки. То есть несколько часов в неделю их организм подвергается систематической физической нагрузке, что поддерживает и укрепляет их здоровье и положительно влияет на мыслительные процессы.

Таким образом, гипотеза о том, что большинство успешных учеников предпочитают спортивные занятия, подтвердилась.

Литература:

  1. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 4S0 с. ISBN 5–7695- 0853–1
  2. Евсеев Ю. И. Е 25 Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
  3. Карл Котман 1, Николь С Берхтольд Упражнения: поведенческое вмешательство для улучшения здоровья и пластичности мозга
  4. Статья с сайта https://www.nur.kz/
  5. Статья с сайта Наука и жизнь. https://www.nkj.ru


Ключевые слова

физические нагрузки, упражняемость, мозговая деятельность
Задать вопрос