Сокровища бабушкиного сундука | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Заварыкина, М. А. Сокровища бабушкиного сундука / М. А. Заварыкина, С. Ю. Зорина, М. Е. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3.1 (66.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3641/ (дата обращения: 30.04.2024).



Встатье рассказывается об одном экспонате домашнего музея: о рушнике, который достался автору от прапрабабушки. Мы узнаем, что такое рушник и какова его роль в обрядовой культуре; познакомимся с символами искусства вышивания рушника; определим роль рушника в культуре прошлого и современности.

Ключевые слова: этнографический музей, рукодельница прапрабабушка, рушник в нашей семье, назначение рушника.

2022-й год в нашей стране был годом культурного наследия народов многонациональной России. Мы с классом побывали в разных музеях, ездили в этнографический городок, расположенный недалеко от Самары. Мне захотелось узнать о традициях рукоделия моей семьи. Оказалось, что наш домашний музей хранит много интересных работ. Особенно интересны работы прабабушек Черновой Аллы Александровны, Титовой Ольги Борисовны, прапрабабушек Воскресенской Ольги Сергеевны, Павелиной Прасковьи Дмитриевны. Работы выполнены в разных техниках: вышивка, вязание, лоскутное шитьё, бисероплетение, аппликация…

Я решила рассказать об одном экспонате нашего домашнего музея: о рушнике, который достался нам от моей прапрабабушки (это бабушка моей бабушки!) Павелиной Прасковьи Дмитриевны.

Прасковья Дмитриевна жила в селе Сергиевск Сергиевского района Самарской области, она родилась в конце 19 века «когда рожь цвела», как она говорила, прожила долгую жизнь, ушла она в 1986 году, когда моей маме был год. Рано овдовев, Прасковья Дмитриевна одна сумела вырастить, «поднять на ноги» троих детей, воспитывала внуков, дождалась правнуков. Всю жизнь Прасковья Дмитриевна трудилась, занималась рукоделием: умела прясть на деревянной прялке натуральную пряжу из овечьей шерсти, из которой вязала шерстяные носки, варежки.

Название «рушник» учёные связывают со старославянским словом «руш». Происходящий от него глагол «рушить» означает ломать, разрушать или рвать что-то, поэтому рушник — это кусок материи, оторванный от общего длинного полотна. По семейному преданию, этот рушник был изготовлен самой Прасковьей Дмитриевной для своего приданого. Тогда девочек рано приучали к рукоделию, они должны были своими руками создать себе приданое, чтобы будущие родственники увидели мастерство и трудолюбие девушки. Этот рушник прапрабабушки выполнен из натурального домотканого полотна, отделан кружевом ручной работы, украшен вышивкой с геометрическим орнаментом, инициалами. Можно увидеть, как точна и аккуратна работа мастерицы: отсутствуют узлы, перекруты, обрывы нити в рисунке. Стежки плавно переходят друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента.

Моя прапрабабушка сама ткала и вышивала рушники для приданого. Рушники были белого цвета, как символ чистоты и добра. Вышивала она тот узор, который был популярен в их местности и нравился самой вышивальщице. Бабушка рассказывала, что если Прасковья Дмитриевна не могла сама придумать узор для вышивки, то брала у подружек понравившийся рушник и вышивала по образцу. А ещё вязала крючком бахрому. При накрахмаливании рушник становился ещё наряднее. Предположительно рушник выполнен в 20-х годах ХХ века.

Меня заинтересовал орнамент, вышитый прапрабабушкой на рушнике. За разъяснениями мы обратились к книге Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» [2]. Большая книга, написанная сложным научным языком, помогла нам разобраться в многообразии узоров и орнаментов русской вышивки. Несмотря на то что вышивка у каждого народа имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Таковыми являются:

Прямая горизонтальная линия — поверхность земли;

Горизонтальная волнистая линия — вода;

Вертикальная волнистая линия — дождь;

Треугольник — горы;

Скрещивающиеся линии — огонь и молния;

Шестилучевая розетка — гром

Птица Сирин — женское начало, символ счастья, света и радости, сулившая наступление весны, урожай и богатство;

Лось, единорог — целомудрие;

Грифон — взаимосвязь неба и земли;

Лев — стража;

Солярный знак символизировал солнце;

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками — образ Матери-земли;

Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли; травы, цветы;

Кусты и деревья назывались «волосами земли»;

Круг, квадрат, ромб, розетка — Солнце и Луна, источники света.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Ромб — символ плодородия, возрождения жизни;

Цепочка ромбов — «древо жизни»;

Квадрат, разделенный на четыре части -усадьба и засеянное поле.

Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» [2] назвал русскую вышивку, в том числе на рушниках «сокровищницей больших и малых сюжетов», «полотняным фольклором». Научиться понимать язык узоров в русской вышивке — значит научиться понимать «душу народа».

Конечно, многие символические значения, приведенные в книге, были утеряны со временем, но рассмотреть их было интересно. Ведь похожие орнаменты сохранились на полотенцах моей прабабушки.

Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральниками, утирками, рукотёрками, они могли и не вышиваться. Вышитыми рушниками украшали избу, так как считали их оберегом избы и семьи. До сих пор рушники используются при встрече дорогих гостей, в свадебных обрядах, на праздниках, похоронах. Рушник — необходимый предмет в доме с древних времён. Рушник из льна применялся как украшение дома — дверных проёмов, стен, красного угла, так и для совершения обрядов. Рушники с давних времён считаются оберегами, силу им придают мысли, с которыми он был вышит. Традиционный материал для рушника — лён. До сих пор используют рушники для украшения икон и хранят их как память. Считается, что рушники являются оберегом, потому что перед началом работы произносили молитвы и вышивали с чистыми помыслами.

От бабушки я узнала, что ни одно событие в жизни наших предков не обходилось без рушников. В наши дни традиция использовать рушники уходит в прошлое. Только в старых деревенских избах можно увидеть льняные полотенца, украшенные вышивкой или вязанием. И бывает радостно увидеть в Интернете фотографии, на которых старинное рукоделие украшает дом в деревне. В настоящее время есть фабрики, где производят льняные рушники, вышивку на которых наносят специальные вышивальные машины. Это, конечно, очень красиво, но «без души».

В нашей семье сохранились очень интересные вещи: скатерти, салфетки и несколько рушников. Наш рушник из настоящего самотканого льна, вышитый с душой, является нашей семейной реликвией. Его мы сохраним и передадим уже нашим детям.

В народных сказках полотенце, подаренное герою сказочным помощником, превращалось в реку и помогало скрыться от преследования врагов. Об этом я прочитала в сказке «Баба Яга» в обработке Булатова в томе «Русские народные сказки». Главной героине сказки, девочке, Кот подарил щётку и полотенце. Когда девочка убегала от Бабы Яги, то брошенная щётка превратилась в непроходимый дремучий лес, а полотенце стало бурной рекой, спасшей девочку. Рушник в народной культуре — символ святости и чистоты.

Мне интересно узнавать историю своих предков по тому малому, что они оставили после себя. Мы сохраним память о прапрабабушке благодаря вещам, выполненным её руками.

Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой. Необходимо взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чём-то новом. Главное — трудиться, и тогда у каждого могут получиться такие красивые вещи, как у моей прапрабабушки. И я хочу овладеть таким ремеслом.

Работа по сбору материала продолжается. В будущем я займусь изучением узоров на вышивках бабушки. Просто так не вышивалось ни одно изделие, каждый рисунок нёс свой смысл. Это сейчас человеку достаточно, чтобы вещь понравилась, а раньше каждое изображение было либо оберегом, либо несло смысл удачи, плодородия. Вот об этом мне и хочется узнать.

Литература:

  1. Горяева Н.А, Островская О. В. Изобразительное искусство, учебник для общеобразовательных учреждений, 5 класс / Горяева Н.А, Островская О. В. — Москва: Просвещение. — 2012. — с.191.
  2. Даль В. И. Словарь русского языка / В. И. Даль. — Москва: Русский язык. -1998. — с.683.
  3. Дурасов Г. Тайна старого узора / ГДурасов. Юный художник. — 1983. — № 8. с.24–27.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов.- Москва: Русский язык.- 1990.
  5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — http://royallib.ru/book/ribakov_boris/yazichestvo_drevnih_slavyan.html.
  6. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik.htm.
  7. http://wikipedia.ru.
  8. www.enc-dic.com.


Ключевые слова

этнографический музей, рукодельница прапрабабушка, рушник в нашей семье, назначение рушника
Задать вопрос