Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 2458 раз

Библиографическое описание:

Гусманова, А. Р. Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь / А. Р. Гусманова, А. А. Ильясов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 363-366. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3562/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторы пытаются дать характеристику молодёжи, увлекающейся современными видами азиатской культуры.

Ключевые слова : азиатская поп-культура, подросток, аниме, корейская поп-музыка, айдол.

Азиатская поп-культура быстро и уверенно распространяется по всему миру, о чём свидетельствуют упоминания в социальных сетях различных предметов и явлений, связанных с корейской поп-музыкой, растущая популярность аниме-клубов. Ни для кого не секрет, что подростки наиболее восприимчивы к разным видам информации как эмоционально, так и духовно. Как в своё время именно молодые способствовали усвоению передовых молодёжных течений западного общества, так и современная молодёжь является проводником актуальных направлений культуры восточных стран.

Направления азиатской поп-культуры включают в себя корейскую поп-музыку, получившую название «k-pop», и японскую анимацию, в широких кругах известную под названием «аниме». Проблема влияния азиатской культуры на поведение современных подростков становится актуальной социально-психологической темой.

Несмотря на широкое распространение аниме в мире, в том числе и в России, отношение к нему неоднозначно: наряду с ростом популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих экспертов, количество насилия в аниме. Многие обвиняют его в жестокости и пропаганде ложных ценностей. Действительно, подростки с ещё не сформированными взглядами на жизнь, с ослабленной из-за стресса психикой или эмоциональными переживаниями, могут неверно понять смысл, заложенный в определённое аниме, что влечёт за собой совершение преступлений под влиянием ложных убеждений, полученных вследствие просмотра.

Рассуждая о негативных последствиях просмотра японского аниме, следует упомянуть хикикомори. Хикикомори — это понятие, обозначающее категорию молодых людей, отказывающихся от социальной активности и стремящихся к крайней степени самоизоляции. Они полностью ограничивают свой круг общения, обрывая связи с семьей и близкими. Основной причиной выбора такого образа жизни становится неприязнь к окружающей действительности: сравнивая жестокую реальность с красочным и непорочным миром анимации, представители хикикомори отдают предпочтение последнему [1, с. 57].

Тем не менее, современные подростки приобретают важный жизненный опыт благодаря аниме. Этот опыт становится источником для развития межкультурной толерантности, а также для реализации своего культурного потенциала. Помимо этого, аниме настраивает молодых людей на преодоление препятствий, придаёт сил и уверенности. Многие «анимешники» вследствие просмотра обретают жизненную цель и мечту, которую стремятся воплотить в реальность.

Аниме в целом сближает, объединяет своих поклонников, даёт выход творческой энергии, служит приятным времяпрепровождением. Правильно подобранный жанр способствует эмоциональному и творческому развитию, формированию личности и жизненной позиции, закреплению системы моральных ценностей. В результате молодые люди извлекают интеллектуальную пользу для себя от просмотра аниме, равно как и от приобщения к другим видам искусства, не бездумно подражают героям, а берут за образец их лучшие черты и поступки [2, с. 124].

Увлечение аниме занимает досуг молодых людей и расширяет их общекультурный горизонт. Положительным моментом в субкультуре «анимешников» является стремление к творческой самореализации. Её участники находят возможность развить и реализовать свои как организационные и коммуникативные, так и художественно-эстетические способности. Широкий горизонт художественно-эстетической деятельности представителей данной субкультуры включает рисование, литературное творчество, театрализованные представления, музицирование.

Японская и корейская культуры тесно связаны друг с другом. Так, многие поклонники корейской культуры пришли из субкультуры «анимешников. Одним из положительных аспектов k-pop является формирование культурной и национальной толерантности. Подростки, увлекаясь корейской поп-музыкой, перестают обращать внимание на национальные различия, испытывают интерес в изучении культуры не только Южной Кореи, но и других стран. Всё более популярным в молодёжной среде становятся курсы корейского языка, возрастает спрос на учебные пособия.

Основным каналом распространения корейской поп-культуры в России являются молодёжные объединения поклонников музыкальных групп, фильмов, сериалов и других культурных продуктов Южной Кореи. Каждая знаменитость имеет собственный официальный фан-клуб. Фан-клубы ведут активную деятельность в распространении, увеличении популярности и поддержке любимых артистов, часто они занимаются благотворительностью от имени своих кумиров — «айдолов».

Следует отметить, насколько важной является фигура «айдола» для молодёжи, увлечённой k-pop. Потребность в поиске объекта для подражания является характерной психологической особенностью подростков. Сценический образ, созданный корейской поп-индустрией, становится для них эталоном поведения в обществе. Они перенимают любимые занятия «айдола», прочитывают его любимые книги, изучают его родной язык. Исключительно положительный образ кумира помогает раскрыть в подростке талант к тому или иному делу, прививает позитивные качества, манеры поведения.

Однако, несмотря на кажущуюся яркость, беззаботность и исключительную положительность образов, используемых в корейской поп-культуре, влияние, оказываемое ею на подростков, имеет не только позитивные последствия.

«Фанатоцентричность» — далеко не новое явление в музыкальной индустрии, но в k-pop оно возведено в абсолют. Эффективно выстроенная система коммуникации корейских звёзд с поклонниками через медиаресурсы создаёт ощущение прямого общения, близости с кумиром, взаимной поддержки между «айдолами» и фанатами. Медийная персона становится для подростка чем-то большим, чем просто певцом или актёром, а интерес к её жизни рассматривается им как должное, что обычно приходит в ситуации с людьми, связанными семейными узами. В результате они концентрирует всё своё внимание на чужой жизни, буквально проживая её за другого человека [3, с. 283].

Кроме того, увлечение корейской поп-музыкой может привести к излишней концентрации внимания подростков на своей внешности. Тенденция внешне походить на любимого «айдола» зачастую переходит в одержимость иметь такие же, на их взгляд, идеальные черты лица. Молодёжь, принадлежащая к субкультуре k-pop, менее эмоциональна устойчива, более впечатлительна. Поскольку подростков, составляющих целевую аудиторию корейской поп-культуры, в первую очередь привлекает визуальная составляющая, у них появляется желание копировать стиль одежды, жесты.

Увлечение азиатской поп-культурой оказывает на подростков по большей части положительное воздействие. Оно способствует расширению интересов, всестороннему развитию подростков, мотивирует к творческой деятельности, побуждает к изучению и созданию нового, позволяет развить и реализовать художественно-эстетические, коммуникативные и организационные способности.

В ходе знакомства молодых людей с азиатской поп-культурой происходит повышение и обогащение духовного, нравственного и морально-ценностного уровня, формирование личности и жизненной позиции, закрепление системы моральных ценностей, изменяется восприятие мира, отношение к окружающим, происходит увеличение терпимости к людям и культуре других стран. Последнее становится источником для развития межкультурной толерантности.

Таким образом, Азиатская поп-культура вносит своеобразный, но очень заметный вклад в развитие молодёжной культуры всего мира. Сведём результаты нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Последствия увлечения молодёжи азиатской поп-культурой

Аниме

K-pop

Положительные последствия

Способствует творческому развитию

Способствует интеллектуальному развитию

Способствует интеллектуальному развитию

Формирует культурную толерантность

Формирует культурную толерантность

Задаёт правильные ценностные ориентиры

Формирует позитивную мировоззренческую позицию

Негативные последствия

Может способствовать развитию социальной отрешённости

Может способствовать развитию инфантильности

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Изучение японского языка в рамках увлечения аниме [2, с. 120]

Рис. 1. Изучение японского языка в рамках увлечения аниме [2, с. 120]

Литература:

  1. Молодяков В. Э. Растерянное поколение: старые и новые проблемы японской молодёжи. — М.: Восточная литература, 2012.
  2. Катасонова Е. Л. Аниме: вчера, сегодня, завтра. — М.: АИРО-XXI, 2007.
  3. Ким С. Живые выступления, фанаты, айдолы и мультимедиа. — М.: АСТ, 2019.


Ключевые слова

подросток, аниме, азиатская поп-культура, корейская поп-музыка, айдол
Задать вопрос