Портрет современного школьника глазами педагогов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 23.02.2023

Статья просмотрена: 2260 раз

Библиографическое описание:

Лаушкина, А. А. Портрет современного школьника глазами педагогов / А. А. Лаушкина, Е. В. Ипатов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3527/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор пытается выявить портрет современных школьников и рассмотреть отношение учителей к ним.

Ключевые слова: портрет ученика, взгляд учителей, анализ отношения

Изменение нового поколения напрямую зависит от перемен современного мира. Лучше или хуже стала молодежь, сказать очень трудно. По сравнению с прошлым поколением в ней имеется множество как положительных, так и отрицательных качеств, но старшим всегда будет казаться, что раньше дети были другие. И это действительно так, но подстроиться под новые порядки непросто, но молодежь старается.

Адаптация к школьной жизни всегда связана не только с вхождением в новую социальную среду, но и развитию собственного отношения к обществу и происходящим в нем процессам.

Цель работы: изучить портрет современного школьника и сделать анализ отношения учителей к новому поколению.

Задачи:

1.Рассмотреть портрет современного школьника

2.Изучить отношение учителей к современному поколению

Портрет современного школьника

Психологический портрет личности — это комплексная психологическая характеристика человека, она содержит в себе описание внутреннего психологического мира. По исследованиям отечественных психологов, современный ученик — социально инфантильный, т. е. возлагает ответственность за принятие решения на плечи другого человека. Он — нигилист, который игнорирует любые запреты, а также пассивный потребитель информации.

Но современный подросток ставит цели, ищет, анализирует, и применяет информацию для решения проблем, понимает других людей, а также объясняет свои собственные идеи и целостно воспринимает окружающий мир.

Отношение педагогов к современным школьникам.

В школьном возрасте главную роль играет общение со сверстниками, и преобладающими видами деятельности являются: учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая и трудовая.

В подростковый период ребенок получает социальный опыт и демонстрирует себя в качестве личности. У школьника появляется желание становиться полезным для социума. Его активность обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях выявил, что у подростка происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество».

Также Давид Иосифович выделяет три стадии подросткового периода:

  1. «Локально-капризную» — необходимость в признании взрослых
  2. «Право-значимую» — нуждаемость в социальном признании
  3. «Утверждающе-действенную» — готовность показать себя

В эти периоды подросток старается действовать соответственно личным гуморальным качествам, и как субъект учебной деятельности подросток склонен к выявлению индивидуальности, что усиливает познавательную мотивацию.

Основными составляющими этого периода являются: дружба и доверительные отношения.

По проведенному автором опросу среди педагогов можно выявить отличия современного школьника от ученика прошлых лет:

  1. Ученик нового поколения проводит большую часть своего времени в смартфоне или иных гаджетах.
  2. Подростки, по мнению учителей, стали более рассеянными.
  3. У современных детей нет мотивации к учебе.
  4. У большинства учеников нет духовно-нравственных ценностей.

По мнению учителей, многие элементы нового поколения сильно ухудшились, как уже обсуждалось, подростки и правда, изменились, но если замечать не только плохое в новом характере и поведении детей, то можно увидеть множество положительных и нужных в данный период времени качеств. Жизнь не стоит на месте. Все меняется, соответственно, меняемся и мы. Нам приходится подстраиваться под изменения и новшества в нашей жизни. Современный ученик имеет обширный кругозор, в частности, благодаря сети Интернет, также новое поколение шагает в ногу со временем, благодаря этому, подросток имеет богатые возможности для самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Если сравнивать детей разных поколений, то отличия и в среде воспитания, и во взглядах общества на детство, и в методах воспитания разрабатывались и совершенствовались согласно запросам общества и времени.

Многие также считают, что новое поколение — невоспитанные. Культура поведения и общения со старшими и ровесниками стали настолько низкими, что некоторые люди говорят о нравственной «деградации» подростков, но большинство нынешнего поколения очень доброжелательны и заботливы, как к другим людям, так и к окружающему их миру. В современное время есть множество волонтерских организаций, в которые активно вступают школьники. Они помогают от чистого сердца всем, кто нуждается в этом. В этих организациях участвует большое количество подростков нового поколения.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности:

  1. Появляется желание достижения цели.
  2. Ориентация на результат — главный внутренний мотив.
  3. Развивается самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций и личностное самоопределение.

По мнению самих подростков:

— современный ученик должен быть способен к самообразованию,

— должен уметь пользоваться современными технологиями,

— быть воспитанным, серьёзным, всесторонне развитым, начитанным, честным, открытым, доброжелательным.

В ходе проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы:

  1. Психологический портрет современного ученика — очень интересен, необычен и индивидуален. Новое поколение — люди, способные ориентироваться в бурно меняющемся мире, сохраняя духовно-нравственные качества.
  2. Учитель и ученик — это самые важные фигуры в школе. Успех в учебном процессе зависит от отношений между ними. По мнению учителей, многие элементы нового поколения сильно ухудшились, но педагогам нужно начать замечать положительные стороны современного поколения, и тогда отношения между педагогами и учащимися станут более дружественными и обе стороны начнут принимать друг друга.

Литература:

  1. «Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности» — Д. И. Фельдштейн
  2. «Психология развивающейся личности» — Д. И. Фельдштейн
  3. «Трудный подросток 2-е изд*» — Д. И. Фельдштейн


Ключевые слова

портрет ученика, взгляд учителей, анализ отношения
Задать вопрос