Неосуществившиеся реформы России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 23.02.2023

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Солдаткин, Д. М. Неосуществившиеся реформы России / Д. М. Солдаткин, С. В. Коршак. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 351-355. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3510/ (дата обращения: 30.04.2024).



Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Н. Г. Чернышевский.

В данной статье рассматриваются реформы Российской империи, которые не были осуществлены, но могли коренным образом повернуть ход нашей истории.

Ключевые слова: реформа, кондиции, самодержавие, отмена крепостного права.

Введение

Реформа — это процесс преобразования государства, страны (края, региона) и общества вводимое законодательным путём и начинаемый властью по какой-либо необходимости.

В истории России происходило немало очень важных и значимых реформ. В отечественной историографии большое значение играют великие реформы Петра Первого, императрицы Екатерины Великой, царя — освободителя Александра Второго. Внимание и интерес к этим личностям со стороны общества всегда довольно высок. Но в данной работе будут представлены проекты реформ, которые могли коренным образом поменять ход нашей истории, но им было не суждено осуществиться.

1. Кондиции Верховного тайного совета

После смерти императора Петра Второго (внука Петра Великого) 19 (30) января 1730 года, у престола российской империи не остаётся наследников по мужской линии. Правивший в то время Верховный тайный совет решает возвести на престол овдовевшую племянницу Петра Первого герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну.

Верховный тайный совет (в народе Верховники) — высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726–1730 гг. в составе 6–8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, решал важнейшие государственные вопросы. Ключевую позицию в Совете изначально занимал Александр Данилович Меншиков, а после его опалы в 1727 году — князья Долгоруковы и Голицыны.

Почему выбор пал именно на Анну? На то есть несколько причин: во-первых, Анна не имела детей, а значит некому было передать престол; во-вторых, ее долго не было в России, а значит она многого не знала, не имела сторонников, и ею легче было управлять. Но возвести на престол Анну Иоанновну Верховный тайный совет решил с некоторой оговоркой. Члены совета собирались сделать из неё декоративную императрицу. Они рассчитывали сильно ограничить власть самодержавного, то есть неограниченного ни в чём монарха, а все его полномочия передать в руки Верховного тайного совета. Таким образом, в период с 18 (29) января по 20 (31) января 1730 года, были составлены кондиции.

Кондиции (от лат. condicio «соглашение») — правовой акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, ограничивающий власть самодержавия.

Причиной появления кондиций можно считать:

  1. Отсутствие завещания императора Петра II.
  2. Династический кризис династии Романовых — отсутствие наследников по мужской линии.
  3. Усиление аристократических группировок с целью узурпировать власть.

Кондиции, преподнесённые Анне Иоанновне, запрещали ей выходить замуж, назначать себе приемника, заключать войну или мир, вводить новые налоги, управлять армией, распоряжаться казной всё это мог делать только Верховный тайный совет. За неисполнение данных обещаний Анна Иоанновна обязывалась оставить императорскую корону. Но тем не менее, кондициям так и не удалось вступить в полную силу. И реформа Верховного тайного совета не осуществилась.

28 января (8 февраля) в Митаве — столице Герцогства Курляндского, Анна Иоанновна поставила свою подпись под текстом кондиций. С этого момента в России менялся общественный строй, вместо самодержавия — олигархия.

Олигархия — вид автократии (абсолютизма), при котором государственная власть находится в руках несменяемой малочисленной группы лиц.

Подписав все без исключения кондиции, Анна Иоанновна двинулась в Москву. Пятнадцатого (26) февраля 1730 года грядущая императрица официально въехала в старинную столицу России, где войска, а также верховные чины страны в Успенском соборе присягнули государыне. В новой по форме присяге определенные прошлые формулировки, значившие самодержавие, были изъяты, но не существовало и формулировок, какие б значили новую форму правления, а также, главное, никак не было упомянуто об правах Верховного тайного совета, а также об подтверждённых императрицей условиях.

Двадцать пятого февраля (8 марта) 1730 года в Кремлёвском дворце собрались государыня Анна Иоанновна, Верховный тайный совет, а также шляхетская делегация (согласно различным данным, от 150 вплоть до 800 людей). Дворяне передали челобитную Анне Иоанновне. В челобитной выражалась обращение императрице вместе с дворянством вновь проанализировать форму правления, которая была б угодна всему народу. Анна сомневалась, однако ее сестра Екатерина Иоанновна твердо заставляла императрицу поставить подпись в челобитной, то есть принять её. Анна так и поступила. Представители дворянства непродолжительно советовались и в скором времени подали новую челобитную, в которой выпрашивали императрицу утвердить абсолютное самодержавие, а также пункты «Кондиций» уничтожить.

Когда Анна задала вопрос о согласии у потерянных Верховников на новые требования дворянства, те только согласно кивнули головами. В 4-й час после полудня статский советник Маслов дал Анне Иоанновне Кондиции, и именно она официально и публично их надорвала. Надорванные императрицей листы кондиций до сих пор хранятся в Русском государственном историческом архиве. Позже первого (12) марта 1730 года население повторно дало присягу императрице Анне Иоанновне в условиях неограниченного самодержавия. Всего лишь через несколько суток Манифестом от четвёртого (15) марта 1730 года Верховный тайный совет был упразднён. Участь членов Верховного тайного совета складывалась по-разному: кого-то послали в ссылку, кто-то через несколько лет был казнён, а кто-то сумел остаться при дворе.

Причины, по которым реформа не состоялась:

  1. Наличие противоречий среди приверженцев ограничения монархии.
  2. Поддержка гвардией, частью дворянства и офицерством идеи неограниченного самодержавия.

Подводя итог, отметим, что реформа Кондиций была направлена на ограничение абсолютной власти монарха и смену общественного строя. Власть монарха в России была ограничена парламентом лишь в 1905 году, то есть через 175 лет после идеи Верховного тайного совета ограничить власть Анны Иоанновны.

2. «Введение к уложению государственных законов»

Вступая в XIX век, многие в Российской империи понимали необходимость некоторых преобразований в государстве. Страна нуждалась в отмене крепостного права, появлении конституции и создании представительного законодательного органа.

Таким образом, в декабре 1808 года правитель Александр I, внук Знаменитой императрицы Екатерины Великой, уже несколько раз пробовавший подступить к реформированию империи, поручает своему помощнику Михаилу Михайловичу Сперанскому сформировать проект государственных преобразований.

Михаил Михайлович Сперанский — Российский государственный, а также общественный деятель, реформист, законодатель. Основатель юридической науки и традиционного юридического образования в России. Родом с духовного сословия, сын священнослужителя, благодаря собственным возможностям, а также трудолюбию привлёк интерес правителя Александра I, а также, заслуженно получив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность.

Для работы царь дал все без исключения использованные материалы Негласного комитета — круга советников и сподвижников Александра I. В него входили ближайшие приближенные государя, его друзья с молодости: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Задачей данного комитета было оказание помощи в систематической работе над реформами.

Сперанскому были презентованы планы, а также труды, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Любой раздел данного проекта Сперанский обсуждал вместе с царем.

Причины на составление основного свода законов были следующие:

  1. Либеральный настрой самого Александра I и его сподвижников (желание провести либеральные реформы в России).
  2. Необходимость создания основного свода законов Российской империи. Действовавшие тогда законы регламентировались Соборным уложением, принятым Земским собором аж в 1649 году.
  3. Сам Михаил Михайлович называл следующую причину: «Великая французская революция дает пример того, что произойдет в России, если не будут проведены серьезные реформы «сверху» в ближайшее время».

В октябре 1809 года проект был целиком готов, именовался он «Введение к уложению государственных законов» и также был показан Александру I. Правитель принял его содержание неплохим и полезным. Кроме данного, Сперанский составил календарный план, в коем на протяжении 1810–1811 годов планировалось внедрить все без исключения мероприятия, описанные в проекте.

Основой государственного устройства должен был быть принцип разделения властей, в таком случае вся власть в Российской империи должна была разделяться на законодательную, исполнительную, а также судебную. Однако невзирая на это, абсолютная власть монарха сохранялась в неприкосновенности.

Должна была существовать конкретная структура в законодательной, исполнительной и судебной власти. Предполагалось совершить последующую структуру: волость — округ — губерния — государство. К примеру, в определенной волости собиралась Волостная госдума, состоящая из владельцев любого имущества. Определенные депутаты Волостной думы избирались в Окружную думу. С Окружной думы избирались в Губернскую думу, а также согласно этому же принципу в Государственную думу. Все без исключения вышеуказанные органы обязаны были собираться один раз в 3 года. В данных заседаниях избирали председателя (помимо Государственной думы, так как его назначал правитель), главного секретаря, совет и суд.

Государственная дума согласно положению, в стране должна была приравняться Сенату. В заседаниях обязаны были дискутироваться проекты и реформы императора, однако Госдума никак не имела возможность представлять собственные проекты.

Высочайшей исполнительной властью владели министры, а также их заместители. При этом они назначались собственнолично царем. А высшая судебная власть относилась Сенату Судебному, регулируемому также царем.

Координирование законодательной власти относилась к Государственному совету. Председателем считался непосредственно монарх. Законопроекты являлись бессильными в отсутствии обсуждения в Государственном совете, а также согласия правителя.

Общественности планировалось даровать гражданские (личная независимость для всех граждан) а также общественно-политические права (участие в государственном управлении для владельцев какого-либо имущества).

Предполагалось поделить всех без исключения жителей в 3 сословия: дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, горожане) а также «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги). При этом каждый гражданин имел возможность подняться на ступень выше при приобретении какой-либо собственности.

Таким образом, Михаил Михайлович Сперанский на много опередил своё время. Проект его «Конституции» содержал многие демократические основы, которые действуют и лежат в основе конституции Российской Федерации. Если бы эта реформа осуществилась, возможно, Россия пошла бы по более демократическому пути и у неё был бы совсем другой исторический путь. Но тем не менее, проекту под названием «Введение к уложению государственных законов» было не суждено осуществиться, на это повлияли следующие факторы:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформы.
  3. Нежелание императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако всего лишь приостановила бы реформаторскую деятельность.

«Введение к уложению государственных законов» получил резкую критику в высших кругах, поэтому императору пришлось отклонить уже ранее одобренный проект.

3. Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права

Наверное, самой насущной проблемой России XVIII–XIX веков, было отмена крепостного права. С начала XVIII века крестьяне практически переставали быть людьми. Они совершенно не имели никаких прав и становились личной вещью своего господина. Но уже к концу того же XVIII века, императрица Екатерина II понимает необходимость освобождения крестьян. На то указывали различные факторы, в том числе и экономические. Но у Екатерины всё же не хватает смелости провести данную реформу, так как она в своём правлении опирается на дворянство, а они от этой реформы пострадают больше всего. Её внук, император Александр I, решает более основательно заняться этим вопросом. И поручает в 1818 году своему доверенному лицу Алексею Андреевичу Аракчееву провести данную реформу, которая должна была осуществляться постепенно и не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков.

Алексей Андреевич Аракчеев — русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I. Реформатор русской артиллерии, военный министр, генерал от артиллерии, главный начальник Императорской канцелярии и военных поселений.

В прибалтийских, либо, как их в то время именовали, остзейских губерниях Российской империи, к этому периоду с крепостным правом уже распрощались: в Эстляндии, Курляндии, а также Лифляндии в период с 1816 по 1819 год крестьяне получили независимость, но так и не получили земельных наделов. Однако, в правительстве в то время отчетливо осознавали, то что для коренных областей России такого рода вид освобождения крестьян неприемлем.

Причины, по которым было необходимо отменить крепостное право:

  1. Низкая производительность крепостного труда.
  2. Крепостное право стало угрозой общественного спокойствия. Стали формироваться антиправительственные, революционно настроенные общества.
  3. Безнравственность крепостного права.

Известный историк Василий Осипович Ключевский — полагает, что Аракчеев, по сути, отнюдь не был создателем реформы, за него, согласно данной точке зрения, план составил кто-то иной. Проблема в том, что для российской либеральной интеллигенции того времени, основной руководитель военных поселений был человеком совершенно ненавистным, а вот план его реформы, наоборот, в данных кругах было принято рассматривать очень неплохим.

Преобразование Аракчеева предполагало, что власть станет со временем покупать согласно местным ценам крестьян у помещиков с их согласия. Наиболее немаловажное, то что данный проект подразумевал выкуп крепостных вместе с землёй, которая сумеет в дальнейшем прокормить их. Для помещиков такого рода вариант был абсолютно применимым: пострадавшие от длительной борьбы с Наполеоном и влезшие в серьёзные долги, они имели возможность стремительно исправить собственное финансовое состояние. В то же время полностью они не прощались с крестьянами: те обязаны были заполучить настолько маленькие наделы территории (в целом 2 десятины на душу, то есть едва больше 2-ух гектаров), что им все равно пришлось бы брать в аренду еще участок у помещика.

Невзирая на то, то что план Аракчеева был достаточно осторожным, а также абсолютно соответствующий задачам правительства, Александр I так и не принял решение претворить данный замысел в существование. Боясь различных всенародных переживаний, Александр положил данный план под сукно и более к нему, точно также, как и к иным мыслям либеральных переустройств, отнюдь не возвращался.

Причины, по которым реформа Аракчеева не была реализована.

  1. Возможная нехватка государственных средств — тратить на выкуп крестьян 5 миллионов рублей в год.
  2. Сопротивление со стороны российского дворянства.
  3. Не решительность императора в проведении данной реформы.

Реформа Аракчеева, была направлена на освобождение крестьян, при всевозможных условиях, не ущемляя права помещиков. Россия уже очень долго ждала этой реформы. Но и в этот раз реформа не осуществилась. Если бы в тогда в России отменили крепостное право, с большой долей вероятности можно предположить, что не было бы кровопролитного восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году. Не было бы и позорного поражения в Крымской войне 1853–1856 годов. Возможно, не случилось бы и революции.

Заключение

Таким образом, главный вывод работы можно сделать следующий. Самые значимые реформы в истории России — это не то которые провелись, а те, которые не были реализованы. Хоть в дальнейшем крепостное право и было отменено, а власть монарха была ограничена парламентом, но сделано это было весьма поздно, что и привело к революциям 1917 года. А конституция в Российской империи так и не появилась, а появилась уже в РСФСР в 1918 году.

Литература:

  1. Ключевский В. О. «Курс русской истории»
  2. Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён»
  3. Орлов А. С. «История России»
  4. https://diletant.media/articles/45302842/
  5. https://foxford.ru/wiki/istoriya/reformatorskaya-deyatelnost-m-m-speranskogo
  6. https://istoriarusi.ru/imper/kondicii-usloviya-anni-ioannivni.html
  7. https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/1910143
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кондиции


Задать вопрос