История и наследие британской рок-группы The Beatles | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Швабский, Г. А. История и наследие британской рок-группы The Beatles / Г. А. Швабский, Л. В. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 237-243. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3455/ (дата обращения: 30.04.2024).



Общемировое влияние британской группы The Beatles на музыку своего поколения стало огромным, поскольку навсегда изменило музыкальные вкусы граждан всех стран и оставило свой след на современной поп-музыке. Но не только этим знаменита группа, она также стала символом всеобщего помешательства на рок-музыке, успешного заработка денег на ней, а главное — одной из причин признания общественностью этого вида музыки, как классического искусства, хоть и молодого. Самое время разобраться и узнать, как у молодёжи из Великобритании это вышло.

Родоначальником группы стал Джон Леннон, он же будущий вокалист и ритм-гитарист, автор большинства хитов. Ливерпуль, 1956 год, впечатлённый Джон решил создать собственную группу с оглядкой на Хэйли и Элвиса Пресли, коими вдохновлялся. Сам он к тому времени умел играть на губной гармошке и банджо, осваивал гитару, приобретённую тётей за 17 фунтов. В его команду вошли его приятели со школы: Питер Шоттон, Найджел Уалли, Айвен Вон и парочка других. Сначала группа называлась “The Black Jacks”, но уже через неделю была переименована в “The Quarrymen” — в честь их учебного заведения. Они играли скиффл — фолк-музыку, сочетающую джаз, блюз и народные американские мотивы, он как раз стал популярен и в Британии 50х годов. Пытался этот коллектив походить на “тедди-боев”, которые в будущем приобретут известность в качестве “стиляг” в СССР 60х годов. Выступали они на вечеринках не из-за коммерческой выгоды, а скорее для себя, беря в качестве платы угощения или символические суммы. 6 июля 1957 года, во время концерта в саду церкви Святого Петра, Айвен Вон познакомил Джона Леннона с Полом Маккартни, который в будущем станет главным соавтором хитов, наряду с Ленноном. Джон заинтересовался познаниями Пола в музыке: он прекрасно владел аккордами и умел их подбирать на слух, играл на гитаре, словно на банджо и умел гитару настраивать. Такого ценного кандидата ребята пропустить не смогли, и, хоть Леннон и переживал за свой статус лидера группы, но спустя 2 недели приглашение Маккартни было отправлено. Весной 1958 года к компании присоединился Джордж Харрисон, тихоня, лидер-гитарист, напишет несколько “битловсикх” хитов в будущем, которому на тот момент было всего 15 лет, но он подходил по характеру и навыку владения гитарой. После прихода Джорджа группа сформировала костяк, но всё ещё не заходила дальше выступлений на свадьбах. И наконец, финальный член группы — Стюарт Сатклифф, будущий бас-гитарист, присоединился к группе в 1960 году, вскоре после того, как познакомился с Ленноном.

Раскроем немного подробностей про основоположников группы. Пол Маккартни родился в ливерпульском районе Уолтон, а в 1956 году его семья переехала в Аллертон, недалеко от дома Леннона. Он не испытывал трудностей в учёбе, легко сдал экзамены для поступления в престижную школу, а вот у Джона с этим были проблемы, поскольку был известен, как главный хулиган школы. К сожалению, оба лишились матерей очень рано, Джон в 1958 году, а Пол в 1956, однако, это сблизило парней. Джордж, ко времени их знакомства он успел закончить начальную школу Дэйвдэйл, где на два класса старше учился Леннон. Он очень увлекался гитарами, носил модные брюки-дудочки и был в некоторой степени похож в поведении на Джона. Стюарт Сатклифф, несмотря на то что его пригласили в музыкальную группу, играть совершенно не умел, и вообще планировал быть художником, в чём бы точно преуспел, учитывая его успехи на выставках, за гонорар с коих ему приобрели бас-гитару.

В 1959 году был момент, когда Харрисон ушёл на несколько месяцев в другую группу, тогда группа могла распасться, но обошлось, и в 29 августа они воссоединились. В том же году музыканты обзавелись первыми электрогитарами с 10-ватным усилителем. И наконец, к ним пришёл финальный член квартета — Стюарт Сатклифф, будущий бас-гитарист, присоединился к группе в 1960 году, вскоре после того, как познакомился с Ленноном. Они начинали активно принимать участие в концертах и больше выступать в клубах, постоянно меняя названия. Название The Beatles появилось только в апреле 1960 года. До сих пор нет точных данных, кто его выбрал, но одно ясно точно: пример брали с группы Бадди Холли “The Crickets”. Слово beatles, если произносить, также отсылало к жукам — “beetles”, но если видеть его напечатанным, то сразу бросался в глаза корень “beat”, уже больше связанный с музыкой.

Апрель 1960 года, в Ливерпуль приехал известный импресарио — Лари Пернес, он искал группу “на разогрев” для поп-звезды Билли Фьюри. На первое прослушивание кандидатов они попасть не смогли, зато на втором прошли и получили возможность выступить на 7 концертах у другого исполнителя. После этого, они отправились в своё первое турне по Шотландии вместе с Джонни Джентла, у коего были аккомпанирующей группой.

В Великобритании 50х — 60х годов были популярный “The Shadows” и Клифф Ричард, и в Ливерпуле рок-н-рол оставался главой поп-музыки, в отличие от остального мира. “Битлз” переходили от скиффла к электрическим битам и ритм-энд-блюзу, популярному течению афроамериканской музыки, включающей элементы блюза. За два года Леннон и Маккартни успели написать около 100 треков, многие из которых вошли в альбомы “Love Me Do”, “One After 909”, “When I'm Sixty-Four” и другие. С самого начала Леннон и Маккартни договорились о совместной подписи к сочинённым песням, и, несмотря на то что после 1963 года они почти перестанут писать песни вместе, они всегда оставляли “Lennon — McCartney” на композициях.

В начале 60-х британские музыканты становились популярны в Гамбурге, на этой почве Аллан Уильямс предложим “The Beatles” немцам, но, скорее из-за отсутствия выбора, нежели чем по личной инициативе. В тот момент их название утвердилось, и им пришлось срочно искать ударника. В августе 60-го эта проблема решилась, Пол пригласил Пита Беста, бывшего участника раннее упомянутых “The Blackjacks”, он просуществует в группе два года. График выступлений был напряжённый, всё расписано по часам, но это была возможность выступления на по-настоящему большой сцене и заработка 2,5 фунта в день на каждого. Каждодневная работа в немецком клубе и способность играть музыку разных жанров (от джаза и блюза до получасовых импровизаций с громкой музыкой, которая особенно импонировала немцам) стали ключевыми факторами развития их мастерства.

В октябре 1960 года они впервые поучаствовали в записи чужой пластинки, как сессионные музыканты. В том же Гамбурге, Сатклифф познакомился с Астрид Кирхгерр, которая в дальнейшем поучаствовала в создании узнаваемого образа группы, она также провела им первую фотосессию.

К сожалению, на продление контракта на 1961 год группа не смогла рассчитывать, поскольку самовольно дала концерт у конкурента. Тем не менее, первые гастроли не прошли бессмысленно: “500 часов на сцене Гамбурга выковали стиль, который покорит весь мир”, — написал биограф группы Марк Льюисон. В апреле 1961 года ансамбль отправился на вторые гастроли в Гамбург, где выступал четверть года в клубе “Top Ten”. Тогда же в Гамбурге прошла первая запись, где “The Beatles” сами исполняли композиции. После гастролей Сатклифф решил остаться с девушкой, но уже в 62 году умер от кровоизлияния в мозг, тем самым, передав бас-гитару полностью в руки Маккартни.

С 1961 года известность коллектива в Ливерпуле возрастает, и с февраля 1961 года группа начинает выступать в ливерпульском “Cavern”. Всего на сцене “Cavern” в 1961–1963 годах “The Beatles” выступили 262 раза, последнее выступление состоялось 3 августа 1963 года. Прогресс можно оценить наглядно: за первое выступление они получили 5 фунтов, а за последнее 300. Британцы также давали концерты в “Casbah”, их стали приглашать на престижные сцены, по типу ливерпульской ратуши и театра “Liverpool Empire Theatre”.

Брайан Эпстайн, будущий менеджер группы, по началу, не был осведомлён о популярных выходцах из Ливерпуля, но после посещения их выступлений стал очарован их музыкой и харизмой, после чего решился продвигать. Вот, что он об этом писал: “Потом вышли “Битлз”, я впервые увидел их воочию. Весьма неопрятные и не очень чистые. Исполняя песни, парни курили, ели, разговаривали и в шутку обменивались тумаками. Они поворачивались к публике спиной, переругивались с посетителями клуба и смеялись над собственными шутками. Но они, совершенно очевидно, вызывали колоссальное возбуждение. Казалось, от них исходит какой-то магнетизм. Я был покорен” 3 декабря 1961 года Эпстайн пригласил ребят в свою контору в магазине на Уайтчепел, чтобы обсудить возможность совместного ведения дел. По итогам заключённого контракта Брайан стал получать 25 % от сборов. Он стал их организовывать, перевёл их на сценические костюмы. Что чувствовал Леннон — было ясно по его словам: “Брайан аккуратнейшим образом расписал, что мы должны были делать, и от этого всё показалось более реальным. Пока не появился Брайан, мы жили как во сне. Толком не знали, что мы делаем, где согласились играть. Когда мы увидели всё это на бумаге, наша деятельность приобрела смысл официальной работы.”

Эпстайну удалось добиться прослушивания в “Decca Records”, которое проходило 1 января 1962 года. После месячного ожидания, они получили отказ, из-за того, что, якобы, “группы гитаристов выходят из моды”. Однако, уже в феврале 62-го состоялась первая запись на радио “BBC”. В апреле — снова в Гамбург, но в статусе “жемчужины” Ливерпуля. Во время выступления в Манчестере они надели первые концертные костюмы. И наконец, спустя большое количество попыток, Эпстайн устроил юношей в “EMI”. В июле 62-го Джордж Мартин, продюсер квартета, подтвердил то, что “Parlophone” готова заключить контракт с “The Beatles” сроком на один год, с выпуском не менее четырёх синглов. К несчастью, Беста пришлось заменить, поскольку его навыки барабанщика более не соответствовали группе, таким образом, бывший барабанщик “Rory Storm and The Hurricanes”, Ринго Старр, присоединился к “The Beatles”.

Джордж Мартин отмечал, что “Love me do”, а точнее “Please Please Me” — возможные хиты группы в будущем. “Сингл Love Me Do/P. S. I Love You” вышел 5 октября 1962 года, достиг семнадцатого места в хит-параде (списке популярных медиа продуктов), для начинающего коллектива это был успех. Но настоящим прорывом для них стало прослушивание на ТВ 17 октября 62-го, транслировавшая концерт в Манчестере, и дальнейшие показы записей выступлений там же до 1963 года. После успеха на телевидении, молодые люди переехали в Лондон, где их ждал трудный и насыщенный год, переполненный событиями. Такими как вышедший 11 апреля сингл “From Me to You / Thank You Girl”, который через 7 дней занял первое место в хит-парадах. В феврале 1963 года, в лондонской “Evening Standard” появилась заметка о “Битлах” — первое серьёзное упоминание в центральной прессе. Начиная с мая, британская пресса начала регулярно писать о “The Beatles”. После такого наплыва популярности группа впервые отправилась в турне по стране. Выступления не оставляли фанатов равнодушными, и участникам группы становилось всё сложнее пробираться через них.

Август 1963 года, выпуск четвёртого сингла “She Loves You / I’ll Get You” — именно это послужило толчком ко всемирному помешательству на группе — “Битломании”. Первое место среди продаж долгоиграющих пластинок занимала “Please Please Me”, на первые же места вышли и “Twist and Shout”, и сингл “She Loves You / I’ll Get You”. Успех, наконец, пришёл к “Битлам”, но вышел за рамки ожидания Эпстайна. С 24 по 29 октября 1963 года прошли первые зарубежные гастроли, помимо немецких, особенная реакция была в Швеции. После этих событий почти каждый концерт сопровождался давкой и беспорядками. 4 ноября состоялся благотворительный концерт в Лондоне, после которого Леннон произнёс крылатую фразу: “Те, кто сидит на дешёвых местах, хлопайте в ладоши. А остальные, — просто побренчите драгоценностями”. После выступления группа получила аудиенцию от Елизаветы Боуз-Лайон. В ноябре “The Beatles” выпустили свой пятый сингл “I Want to Hold Your Hand / This Boy”, который сразу занял первое место. Также был выпущен второй долгоиграющий альбом: “With The Beatles”, предзаказов было продано больше 270 000.

Начало 1964 года — французские гастроли, которые не были очень успешны. И всё же, планам Эпстайна на покорение американского рынка суждено было сбыться, несмотря на провал пробной попытки, уже 3 февраля 64-го года сингл “I Want to Hold Your Hand” и альбом “With The Beatles” были одарены “золотым диском”, призом для исполнителей с большим тиражом. Уже 7 февраля 64-го они впервые прибыли в США и смогли получить должное внимание, судя по фанатам, ждавшим их даже в дождь. В конце марта на свет появился шестой сингл группы: “Can't Buy Me Love/You Can’t Do That”, который сразу же стал популярным во всём свете. Предзаказы достигли цифры в 3 миллиона копий. Через пару недель начались съёмки “Битлз” в фильме “Вечер трудного дня”, хоть фильм и снимался не долго, но удостоился “Оскара” и других наград. Их альбом “A Hard Day’s Night” стал первым, в котором они полностью отказались от каверов, переделанных композиций других исполнителей. В лето 1964 года ансамбль снова занялся гастролями, в одно из выступлений в США они отказались играть только для белых, тем самым поставив властям ультиматум, и они разрешили впустить чернокожих. Чарли Финлей предлагал огромные суммы Эпстайну за обещание группы посетить его город, но Брайан дважды отвергал его предложение, однако, от 150 000 долларов он отказываться не умел желания, и его можно понять. Спустя очередной перерыв от гастролей, в 1965 году они приняли участие в съёмках своего второго фильма “Помогите!”, где, как подметили критики, они уже выстраивали собственный образ.

Песня “Yesterday” известна, как самая популярная перепеваемая песня по версии книги рекордов Гиннесса, её успех предвидел Джордж Мартин.

В 1965 году, 12 февраля, группа была награждена Орденами Британской империи.

Работа над шестым альбомом группы “Rubber Soul” продвигалась спешно, к 3 ноября 1965 года была написана только половина песен, а альбом планировался к выходу уже через месяц. Тем не менее, благодаря упорному труду, всё вышло в срок. В это время структура песен квартета усложняется, от банальных любовных тем они переходят к философским построениям, пересматривается взгляд на работу звукорежиссёров и запись треков в целом.

1966 год также оказался непростым. В апреле-июне группа работала над альбомом “Revolver” и синглами “Paperback Writer / Rain” и “Yellow Submarine / Eleanor Rigby”, а также над клипами “Paperback Writer” и “Rain”. В одном из интервью Леннон неблагоприятно высказался о последователях Христианства, что повлекло за собой беспорядки в Америке и ЮАР, вследствие чего Леннону пришлось извиниться, дабы остудить пыл убеждённых верующих.

Вышеупомянутый альбом “Revolver”, вышел 5 августа 66-го. Ребята продолжали умело скрещивать разные стили (от симфоники до попа), что и было их “фишкой” раньше. Постепенно, в 66-м году, они становились студийной группой. Последнее Великобританское турне произошло в декабре 65-го, а в США 29 августа того же года. Последние три года они выпускали по 2 альбома каждые 12 месяцев, что становилось серьёзной нагрузкой, поскольку они также занимались концертами и кино. На команду было оказано повышенное моральное давление и дискомфорт, из-за поведения фанатов. Развивать своё творчество в подобных условиях было почти нереально. Во время финальных туров, “Битломания” становилась всё менее популярной.

Ноябрь 66-го, компания собирается для записи “Penny Lane / Strawberry Fields Forever”, что означает старт иного подхода к их деятельности, более длительному. “Strawberry Fields Forever” записывали более 90 дней. В этой записи также помогал Джордж Мартин, который взял на себя всю техническую подноготную, выдав “конфетку”. 27 января 66-го, контракт с “EMI” продлили на 9 лет. Коллектив начал работу над “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, который планировался быть по мотивам воспоминаний из тех времён, когда они были детьми. По совместительству, именно этот альбом будет признан редакцией “Rolling Stone”, как первый по важности среди “500 величайших альбомов всех времён”. Запись этого альбома длилась аж 700 часов, а бюджет составлял, по разным оценкам, от 25 000 до 50 000 фунтов. Альбом издался 26 мая 1967 года, и продержался на вершинах хит-парадов 88 недель, а с учётом CD-издания 1987 года, всего находился в хит-парадах 206 недель. Критик журнала “Times” назвал его “наивысшим творческим достижением в истории поп-музыки”. 25 июня 1967 года, “Битлз” стали первыми, кто транслировался по спутниковому телевидению, это происходило в Лондоне, и их увидели почти 400 миллионов человек.

Брайан Эпстайн, “пятый из Битлз”, каким его называли и каким он сам себя считал, ушёл из жизни 27 августа 1967 года, в возрасте 32 лет. Причина: передозировка снотворным, к чему он прибегнул вследствие споров о том, кто же будет будущим менеджером команды, ведь музыканты более не так сильно нуждались в наставничестве, как это было в 1962 году, 1 октября истекал его контракт, а будущее было туманным. После этого, фактически, Маккартни сменил Эпстайна. Вскоре они занялись съёмками собственного фильма: “Волшебное таинственное путешествие”, хоть и не имели большого представления о том, как это происходит. Получилось на уровне любителей, а преимущество цветной плёнки раскрыть не удалось, поскольку “BBC” транслировался только в чёрно-белом цвете. Как следствие — отсутствие похвалы от критиков и аудитории. Несмотря на провал фильма, саундтрек, а именно: альбом “Magical Mystery Tour”, неплохо продался отдельно.

С началом 1968 года квартет улетел в Индию, где встретился с гуру, терапия которого оказалась бесполезной для восстановления взаимопонимания в группе, однако им удалось записать много материала для песен. Уже на родине, Джон и Пол объявили о создании “Apple”, их собственного звукозаписывающего лейбла.

Также музыканты работали над “Yellow Submarine”, мультфильмом с их участием, но делали это без рвения, помня о своём предыдущем провале. Вышел мультфильм в январе 1969 года. До этого момента, ещё 30 августа 1968 года они выпустили один из лучших синглов — “Hey Jude”, посвящённый сыну Джона — Джулиану. Спокойная обстановка в Индии позволила ребятам выпустить 30 новых песен, которые они представили 22 ноября 68-го в составе первого альбома “Apple” — двойной альбом “The Beatles”, или просто — “The White Album”, который был на редкость минималистический. Работа над последним альбомом выявила явные разногласия в группе: Харрисон был недоволен малым количеством его песен в “The White Album”, однако “The Beatles” остался самым продаваемым сборником в США.

Молодые британцы всё ещё оставались единой группой, но внутри их коллектива всё было не очень гладко. Леннон и Харрисон выпускали собственные пластинки и не могли развиваться дальше, находясь в текущем составе, — это витало в воздухе. Ещё в конце 1968 года Маккартни предложил выступать на концертах, как раньше, но Леннон и Старр не поддержали эту мысль, зато согласились на совместные репетиции в следующем году. В феврале 1969 года менеджером группы стал Аллан Клейн, до этого работавший с “Rolling Stones”, поскольку финансы “Apple” зарабатывала неумело. Маккартни хотел видеть на этом месте Ли Истмена, отца его супруги, и из-за этого подал в суд на остальных членов коллектива и их нового менеджера. Во время записи нового альбома: “Abbey Road”, музыканты не выкладывались, а в дальнейшем отзывались о нём, как о худшей работе. Финальной точкой стал концерт 30 января для жителей города, в конце которого Джон произнёс: “Благодарю вас от имени группы и каждого из нас. Надеюсь, мы прошли прослушивание”, обращался он к жителям домов и общественности в целом. В сентябре 69-го Леннон собирался уйти, но его удержали, дабы группа смогла выпустить запланированный альбом “Abbey Road” и фильм. Последняя песня группы — “I Me Mine” записывали 3 января 1970 года, уже без Леннона. Последний вышедший альбом, это “Let it be”. Он родился 8 мая 70-го, через двенадцать дней вышел одноимённый фильм. На тот момент группа перестала существовать. Именно так закончила свой творческий путь молодёжь из Ливерпуля.

“The Beatles” внесла неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры и технологий 1960х годов. Их музыка до сих пор остаётся признанной по всей планете, их память чтят, а на песни делают кавер-версии. Конечно, есть и другие примеры великих музыкантов, но именно этот ансамбль помнят все люди, заставшие XX век. Прочитав эту статью, вы окунёте себя в историю людей, чьи имена будут звучать в устах учёных до тех пор, пока человечество будет хранить великое наследие музыки.

Литература:

  1. Козлов А. С. Рок-музыка: истоки и развитие. М.: Знание, 1989 год
  2. “Рок-энциклопедия”, М., АОЗТ “Ровесник”, 1997
  3. Уайт, М. Джон Леннон Текст.: Пер. с англ / М. Уайт. Москва: Миф, 1997
  4. Шмидель, Г. Битлз. Жизнь и песни / пер. Н. А. Якубовой. — М.: Музыка, 1990
  5. https://rocknation.su/history/band-77
  6. https://jewish.ru/ru/people/culture/175908


Задать вопрос