Ответственность за буллинг для несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (практика привлечения к ответственности) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 21.02.2023

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Билюкина, А. В. Ответственность за буллинг для несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (практика привлечения к ответственности) / А. В. Билюкина, С. С. Самсонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3406/ (дата обращения: 30.04.2024).



Буллинг ухудшает психическое состояние несовершеннолетнего, так как происходят посягательства на его честь и достоинство, здоровье в виде физического и психического насилия. Общественная опасность буллинга не ограничивается дезорганизацией учебного процесса и может выйти далеко за пределы школы. Впоследствии негативного воздействия возможны деструктивные расстройства личности, которые могу выражаться в виде селфхарма, суицида, в крайнем случае, скулшутингом (Колумбайном). Для того, чтобы восстановить справедливость и защитить права ребенка, необходимо привлекать к ответственности агрессоров и законных представителей. Поэтому необходимо изучить механизм меры привлечения к ответственности несовершеннолетних и выработать эффективные меры по профилактике буллинга.

Анализируя термин «буллинг», можно определить это как систематическое издевательство, травлю, использующее публичные оскорбления, в том числе и с использованием сети Интернет, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство [1, 65–67].

В настоящее время в результате изучения данного социального явления психологи разделили буллинг на несколько видов:

  1. Физический. Заключается в насилии, производимой агрессором, и проявляется во внешнем воздействии на здоровье, имущество жертвы.
  2. Вербальный. Словесные оскорбления, унижающие честь и достоинство жертвы [5, 35–40].
  3. Социально-психологический. Поддерживание позиции буллерами изоляции жертвы от участия и контакта в определенном коллективе, другими словами, выражается в создании искусственной ситуации бойкота [2, 57–71].
  4. Кибербуллинг.

Участников буллинга условно можно распределить по ролям, где центральными фигурами являются агрессор (инициатор травли) и жертва. С собственной точки зрения предлагаю выделить следующих видов участников:

  1. Инициатор (агрессор/буллер) — за счет насилия и агрессии повышают свой статус в коллективе, удовлетворяют свои потребности во внимании, характеризуются вспыльчивым, неуравновешенным и иными негативные чертами.
  2. Жертва — имеют низкую самооценку, склонны к самоунижению, ассоциируются чаще всего чувствительностью и слабохарактерностью.
  3. Наблюдатели — незаинтересованные лица, которые имеют наибольшую власть в развитии процесса буллинга. То есть неодобрение коллектива в начале возникновения издевательств и унижений может пресечь буллинг.
  4. Помощник агрессора и защитник жертвы являются дополнительными и зависимыми от ситуаций участниками. Поэтому их существование не является обязательным, но играет весомую роль в развитии ситуации и в статусном положении участников в коллективе [3, 53–54].

Законодательство об образовании и профилактике правонарушений несовершеннолетних не учитывает общественную опасность буллинга и носит популистский характер [4, 81–83].

Зачинщиков травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в буллинг: оскорбление, нанесение побоев, угрозы. В зависимости от характера совершенных действийнесовершеннолетних правонарушителей можно привлечь по разным видам ответственности.

Анализируя п. 3 статьи 1074 ГК РФ, можно указать на обязанность законных представителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии дохода. А также прекращение их ответственности: по достижении причинившим вред совершеннолетия; в случаях, когда у несовершеннолетнего появились доходы для возмещения вреда; при эмансипации с 16 лет.

2020 год

Дата

ОУ

СП

Обстоятельства

Причины

Принятые меры

21.01.20

МБОУ СОШ № 13

Ннет

Систематически угрозы и запугивания, в том числе с применением насилия, вымогательство

Асоциальное поведение, отсутствие должного контроля со стороны родителей, чувство безнаказанности

Рассмотрение на КДН и ЗП. Поставлены на профилактический учет 3 ОП. Мероприятия согласно ИПР. Ходатайство в СУВЗТ

2021 год

11.05.21

МБОУ СОШ № 10

Еесть

Буллинг (личные оскорбления, угрозы) на протяжении нескольких дней

Личная неприязнь

Рассмотрение на КДН и ЗП, учет ПДН 3 ОП. Образовательному учреждению поручено организовать комплексное психологическое сопровождение

2022 год

22.03.22

МБОУ «Мархинская СОШ № 1»

Ннет

Буллинг (личные оскорбления, угрозы)

Конфликтная ситуация

Рассмотрение на КДН и ЗП, учет ПДН 3 ОП. Образовательному учреждению поручено организовать комплексное психологическое сопровождение

Частичная уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству. Например, с 14 лет несовершеннолетних могут привлекать к ответственности по статье 111, 112, 158, 161, 162, 163, ч. 2 ст. 167, 213, 214 УК РФ. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность школьников. К примеру, самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения и т. д.

Согласно статье 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет. Например, за оскорбление, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Предусмотрена и ответственность для родителей за ненадлежащее воспитание своих несовершеннолетних.

Исходя из вышеизложенного, с 14 лет ребенок несет гражданско-правовую ответственность, при условии наличии дохода, и уголовную ответственность за тяжкие преступления. Административная ответственность и полная уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Исследуя практику, можно указать на то, что Комиссией по делам несовершеннолетних принимаются меры административного взыскания в отношении родителей, не надлежаще исполняющих родительские обязанности. За 2021 год за такое нарушение привлечено 937 родителей, из них 627 — административное наказание в виде предупреждения, 310 — в виде штрафа, оказывается методическая, психологическая и иная поддержка.

С целью обеспечения профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса Управлением образования РС (Я) разработан и утвержден приказ УО от 05.03.2012 г. № 01–10/124.

На практике образовательных учреждениях разработаны программы по профилактике жестокого обращения с детьми и принимаются, к примеру, меры: инструктаж педагогов по инструкции и алгоритму выявления буллинга и обязательному информированию; программы по созданию в образовательной организации доброжелательной среды для обучающихся; установка «Контент-фильтров» на программном обеспечении и другое.

Таким образом, буллинг — это общественно-опасное явление, проявляющееся в различных формах, которое налагает юридическую ответственность не только на несовершеннолетнего агрессора, но и на законных представителей. На практике буллинг является неоднократным социальным явлением. Его можно классифицировать по-разному, но оно часто носит скрытный характер. По сей день различными уполномоченными органами и организациями разрабатываются различные меры по обнаружению и предотвращению буллинга, проводятся профилактические работы и мероприятия.

Литература:

  1. Бекулова, И. З. Буллинг в школе / И. З. Бекулова, Л. А. Тухужева // Вопросы науки и образования. — 2021. — № 3(128). -С. 65–67.
  2. Борисова, Л. Г. Мониторинг школьных конфликтов: причины, выводы, рекомендации / Л. Г. Борисова // Педагогические технологии. — 2005. — № 1. — С. 57–71.
  3. Гарбузова, В. С. Буллинг в современной школе / В. С. Гарбузова, В. А. Сковородко // Интерактивная наука. — 2021. -№ 5(60). — С. 53–54. — DOI 10.21661/r-554130.
  4. Ерина, И. А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике / И. А. Ерина, В. А. Бузни, А. А. Корж // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1(86). — С. 81–83. — DOI 10.24412/1991–5497–2021–186–81–83.
  5. Якунина, Е. О. Причины школьного буллинга / Е. О. Якунина // Вестник науки. — 2021. — Т. 3. — № 5–1(38). — С. 35–40.


Задать вопрос