Церковно-приходские школы города Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX века | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Необычная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 07.02.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Бойко, В. В. Церковно-приходские школы города Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX века / В. В. Бойко, М. А. Янгулова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3396/ (дата обращения: 30.04.2024).



Автор статьи исследует процесс борьбы с безграмотностью армянского населения, проживавшего в городе Нахичевань-на-Дону в конце XIX в. Описываются церковно-приходские школы и школы смешанного типа.

Ключевые слова: крымские армяне, церковно-приходская школа, учреждение образования.

История переселения крымских армян на Дон, их адаптация к новым условиям проживания, пути экономического развития, борьба за сохранение национальной идентичности, культурные традиции и обряды привлекала внимание ученых на протяжении нескольких десятилетий. Переселившись в 1779 г. по Указу Екатерины II на новое место, армяне приступили к освоению переданной им территории. Будучи людьми предприимчивыми и трудолюбивыми, они довольно быстро освоились, заложив первым делом город, который назвали Нор-Нахичевань (впоследствии Нахичевань-на-Дону).

Среди всего комплекса тем, которые попадают в поле зрения ученых-историков, выделяется тема возникновения и развития в городе Нахичевани-Дону системы образования. Характеризуя Нахичевань-на-Дону как развитый в экономическом отношении город, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что население города в массе своей было грамотным. Первые упоминания об образовательных учреждениях (школах, гимназиях) восходят к 1790 годам XVIII в. Само собой разумеется, это были далекие от совершенства учебные заведения, тем не менее развитию образования нахичеванские армяне придавали огромное значение и постоянно заботились о просвещении своей диаспоры.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы развития образования и функционирования образовательных учреждений в Нахичевани-на-Дону мало изучены из-за недостаточного количества фактического материала.

Крымские армяне, переселившись на Дон, начали активно осваивать новые для себя земли. Строили город, проводили коммуникации, обрабатывали землю, открывали кустарные производства, развивали торговлю. Одновременно возводили дома и церкви. Не оставили своим вниманием и обучение детей грамоте. Люди, умевшие читать и писать, пользовались авторитетом. Их уважали, к ним прислушивались. Владение грамотой признавалось среди нахичеванских армян большой ценностью.

Армяне начали создавать свою систему образования так, как им это представлялось. «Первыми учебными заведениями стали церковно-приходские школы, которые возникали одновременно с построенными церквями. В этих школах дети нахичеванцев получали первичное образование, изучая Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо и арифметику» [14, с. 41]. В качестве учителей чаще всего выступали дьяки, представители низшего церковного сословия.

Одной из первых церковно-приходских школ считалась школа при монастыре Сурб-Хач. Важно отметить, что у каждой церкви или монастыря всегда была своя церковно-приходская школа. В те времена церковь была движущей силой общества — образовательной и культурной. Церковь обучала чтению и письму, давала возможность встать на ноги, в священнослужители брали своих же учеников. Гораздо позже, уже в конце XIX века, люди стали понимать, что, кроме духовного образования, нужно получать и светское. В программу обучения духовных заведений постепенно вносились светские предметы.

По сравнению со светскими учебными заведениями церковно-приходских было больше, потому что они были самые доступные. В качестве платы за обучение выступало зерно, продукты, одежда. Существовал даже способ бесплатного обучения при условии, что ученик после окончания школы останется служить в церкви, выбрав духовный путь. Любопытно сделать акцент на том, что как таковой системы образования в церковно-приходских школах не было. Ученик посещал классы, мог приходить раз или два раза в неделю, учить по одной букве в месяц. Затем по каким-то причинам (в основном по финансовым) бросал учебу, затем возобновлял. Это было абсолютно нормальное явление, поэтому учились подолгу. Иногда в течение нескольких лет с большими перерывами постигали только азбуку.

В Нахичевани люди с радостью жертвовали на образование. Пожертвования собирали по праздникам, и собранные деньги шли исключительно на нужды школ. На пожертвования горожан была построена школа Св. Рипсиме, принадлежавшая церкви Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель). Школа была основана в 1889 г. Обучались в ней девочки из самых бедных семей. Они изучали Закон Божий, армянский и русский языки, арифметику, общую географию, историю Армении, историю России, естествознание, пение, рисование, чистописание. Из ремесел девочек учили кройке, шитью и рукоделию. Председателем Попечительского совета школы был священник С. Воскерчян.

В 1863 г. при церкви Св. Теодороса была основана церковно-приходская школа. Помимо традиционных предметов, в школе преподавали черчение и пение. Большой вклад в развитие школы внес ктитор Церкви Сурб Теодорос Н. К. Сагиров, который впоследствии стал ее попечителем.

В 1895 г. при церкви Сурб Никогайос было открыто еще одно учебное заведение «Женская школа Св. Сандухты». Председателем Попечительского совета был священник П. Бедельянц. В школе преподавали как священники, так и светские учителя. Обучение в школе было бесплатным, т. к. «школа существовала за счет средств городского управления, церковного попечительства, арендной платы за здание, принадлежащей церкви, и различных пожертвований» [14, с. 45].

После того, как католикос всех армян Геворк IV призвал открывать церковно-приходские школы при всех церквях города Нахичевани-на-Дону, при церкви Сурб Амбарцум в 1867 г. была открыта мужская церковно-приходская школа. Школа неоднократно закрывалась и открывалась вновь.

Это далеко не полный перечень церковно-приходских школ Нахичевани. Их было гораздо больше. При несложном подсчете выходило, что количество церковно-приходских школ равнялось количеству церквей. После Октябрьской революции эти школы были закрыты, но они внесли огромный вклад в развитие образования Нахичевани-на-Дону.

Говоря об учреждениях образования в Нахичевани-на-Дону, следует обратить внимание и на наличие в городе так называемых смешанных школ. Эти учебные заведения пользовались большой популярностью у незажиточного класса нахичеванцев. Дело в том, что изначально как таковое разделение учеников по половому признаку не предусматривалось. Во-первых, потому, что учеников было мало. Во-вторых, они принадлежали к разным возрастным группам от 6 до 10 лет, что представляло собой разновозрастное объединение. Такое смешение происходило из-за того, что в некоторых семьях дети могли получить домашнее образование. Их учили читать и писать. Кто-то не мог вовремя внести плату за обучение и бросал учебу. Образование было платным, хотя армянские общества милосердия, магистрат выделяли деньги детям из самых бедных семей, помогали приобрести одежду, обувь, школьные принадлежности. Иногда магистрат оплачивал что-то наподобие общежитий для тех детей, которые приезжали учиться в Нахичевань из деревень, либо находили людей, которые могли их приютить. Тем не менее основная финансовая нагрузка ложилась на плечи родителей.

Отделять мальчиков от девочек не было резона. Специальных зданий для школ не было. Часто под школу выделялась бесхозная постройка, дом учителя, или кто-то из богатых нахичеванцев отдавал помещения в аренду. В любом случае найти место для двух классов, где можно было разместить мальчиков и девочек по отдельности, не представлялось возможным. Кроме этого, когда говорят о системе образования в Нахичевани, то имеют в виду прежде всего то, как были организованы классы. В одной маленькой комнате собирали всех детей. Курс обучения длился от 2 до 3 лет. Разумеется, возникали разного рода проблемы. Из-за недостатка финансирования школы то открывались, то закрывались. Постоянно возникала проблема с документами. В классе одновременно находились и грамотные, и неграмотные дети. Один учитель вел все предметы. Как правило, в классе располагались длинные столы и лавки. Самые сильные ученики сидели по краям и помогали тем, кто сидел посередине. Своеобразное наставничество.

Совместное обучение девочек и мальчиков не совсем благотворно влияло на процесс обучения детей. У мальчиков и девочек разная физиология, психология. К этому следует добавить менталитет тогдашних армян. Родителям тоже не нравилось, что мальчики и девочки обучались вместе. Профессиональных учителей, разбирающихся в педагогике, не было. В качестве учителей чаще всего выступали священники и дьячки. Бархударян В. Б. в своей книге «История армянской колонии Новая Нахичевань (1779–1917)» упоминал о том, что иногда дьяк лежал на кушетке и что-то диктовал. Все время не хватало учебников, чернил, тетрадей. Примечательно, что в конце уроков ученики обменивались полученным знаниями. Те, кто мало-мальски умел читать и писать, помогали слабым и считались на голову выше всех остальных.

В заключение следует отметить, что образование в Нахичевани очень ценили. Авторитет учителя считался непререкаемым. Грамотные люди были востребованы и лучше устраивались в жизни. Безграмотные не умели даже расписаться. Вместо подписи макали палец в чернила и оставляли отпечаток. Такая тенденция сохранялась вплоть до революции 1917 г. Нахичеванский магистрат делал все возможное, чтобы количество образовательных учреждений увеличивалось. Однако школ не хватало, и дети получали домашнее образование, что лишний раз доказывает, какое значение придавали нахичеванские армяне образованию. Между тем несмотря на то, что состояние образования было далеко не стабильным, образовательные учреждения все же появлялись, их количество увеличивалось, что впоследствии логично привело к возникновению в Нахичевани-на-Дону учреждений образования раздельного типа.

Литература:

  1. Бархударян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779–1917). — Ереван: Айастан, 1996. — 528 с.
  2. Чориян С. К. Церковно-приходские школы г. Нахичевани-на-Дону. — Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. — 2021. — № 13. — С. 40–49.


Ключевые слова

крымские армяне, церковно-приходская школа, учреждение образования
Задать вопрос