К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые юные ученые Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Овчаренко, А. А. К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы / А. А. Овчаренко, М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 220-225. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3369/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей модели ЗОЖ учащихся начальных классов; предложены новые инновационные решения по формированию культуры ЗОЖ для учащихся начальной школы.

Ключевые слова: здоровье, учащиеся начальной школы, физическая культура, ЗОЖ, цифровые образовательные технологии.

На сегодняшний день, в нашей стране, пережившей самую острую фазу пандемии коронавируса, по-прежнему, одной из актуально значимых проблем является проблема сохранения здоровья, в том числе детей и подростков [1]. Общеизвестно, что состояние здоровья подрастающего поколения во времена считалось высшей ценностью и важнейшим индикатором благополучия общества и государства, отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее [2].

По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) в последние годы выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков [3]. Статистические данные медицинских осмотров, представленные Федеральной службой Государственной статистики (Росстат), свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз [4].

Согласно [4] на рис. 1. представлено распределение заболеваемости детей в возрасте от 6 до 14 лет в РФ за 2020–2021 гг. по основным классам и группам болезней.

Распределение заболеваемости детей в возрасте от 6 до 14 лет по основным классам и группам болезней в РФ за 2020–2021 гг. [4]

Рис. 1. Распределение заболеваемости детей в возрасте от 6 до 14 лет по основным классам и группам болезней в РФ за 2020–2021 гг. [4]

Кроме этого, в [3, 4] отмечается, что в реальных сегодняшних условиях к моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, заболевания органов пищеварения, склонность к простудным заболеваниям; каждый четвёртый — патологию сердечно-сосудистой системы; особую тревогу вызывают нарушения физических качеств, двигательной активности и состояния нервно-психического здоровья учащихся.

Поэтому, заложив основы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения сегодня, общество сделает существенный вклад в свое качество жизни на будущее. Следовательно, вышеуказанная проблема является актуальной, заслуживает всестороннего и глубокого изучения, и требует создания современного направления по формированию культуры ЗОЖ учащихся начальной школы. Таким образом, целью статьи является разработка решений к инновационной модели по формированию культуры ЗОЖ учащихся начальной школы.

В рамках настоящего исследования авторами проведен опрос учащихся 4 «Г» класса (лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга) в количестве 16 человек в возрасте от 9 до 11 лет по разработанному опросному листу (рис. 2).

Фрагмент участия ученицы 4 «Г» класса (лицея 410) в опросе

Рис. 2. Фрагмент участия ученицы 4 «Г» класса (лицея 410) в опросе

Распределение участников опроса по полу, представлено на рис. 3.

Распределение участников опроса по полу, чел.

Рис. 3. Распределение участников опроса по полу, чел.

Результаты проведенного социологического опроса сведены в графический материал и представлены на рис. 4.

Согласно полученным данным 62,5 % опрошенных не соблюдают режим дня, 93,8 % не ложатся спать вовремя, и больше половины не спят положенные 10–11 часов в сутки. 31 % учащихся не занимаются спортом и больше половины имеют вредные привычки. Можно отметить, что 75,0 % предпочитают питаться домашней пищей, но часто покупают фастфуды, более половины употребляют неполезные продукты. Так же важно отметить, что 62,5 % опрошенных проводят за мониторами компьютеров и смартфонов более 4 ч. в день, что крайне пагубно отражается на состоянии их здоровья.

В целом, на взгляд авторов ухудшение состояния здоровья подростков связано с ослаблением контроля над его формированием, в том числе со стороны взрослых и отсутствием дополнительных образовательных и профилактических программ по обучению навыкам ЗОЖ [5–7].

Распределение ответов участников опроса на основные вопросы

Рис. 4. Распределение ответов участников опроса на основные вопросы

Для повышения культуры ЗОЖ среди подрастающего поколения авторами разработан и предлагается перечень методов и форм, обеспечивающих подходы, в том числе инновационного формата по формированию ЗОЖ посредством информационных материалов и интерактивных цифровых творческих заданий [8].

Одним из предлагаемых методических приемов, направленных на пропаганду ЗОЖ является разработанный Дайджест здоровья школьника (ДЗШ) — это мини-руководство по повышению познавательной активности, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья школьников. Фрагменты Дайджеста и Приложения к нему, представлены на рис. 5.

Фрагмент титульного и оборотного листа ДЗШ Фрагмент титульного и оборотного листа ДЗШ Фрагмент титульного и оборотного листа ДЗШ

Рис. 5. Фрагмент титульного и оборотного листа ДЗШ

Кроме этого, с помощью мини-приложения Тесты 2.0 ВКонтакте авторами разработана Викторина «Знаток ЗОЖ» (рис. 6).

Скриншот разработанной викторины для смартфона

Скриншот разработанной викторины для смартфона Скриншот разработанной викторины для смартфона

Рис. 6. Скриншот разработанной викторины для смартфона

Разработанная викторина позволяет провести самооценку уровня знаний в понятиях ЗОЖ и факторов здоровья, а также убедить учащихся в необходимости таких знаний и бережного отношения к своему здоровью.

Третьей современной разработкой является — интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ (рис. 7) с помощью применения современной QR-технологии. Сегодня QR-коды становятся отличной альтернативой традиционным приемам в образовании и наглядно демонстрируют, что самые любые темы могут быть увлекательными и интересными [9]. Кроме этого, использование QR-кодов с использованием смартфона создает благоприятную современную образовательную среду (игрового и соревновательного формата) привлекательную для учащихся начальной школы; повышает мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности и помогают лучше закрепить изучаемый материал.

Интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ Интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ

Рис. 7. Интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ

Таким образом, воспитание здорового поколения является стратегической целью любого государства. В ходе исследования установлено, что самым надёжным средством сохранения и укрепления здоровья является ЗОЖ [10]. Важным этапом в воспитании личной культуры здоровья, является этап обучения в начальной школе (в игровой форме).

Представленные в статье авторские разработки по вопросу формирования культуры ЗОЖ позволяют: повысить уровень знаний и воспитать внутреннюю потребность каждого следовать существующим правилам ЗОЖ.

Литература:

1. Брянцева Л. В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://urok-1septru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/618059 (дата обращения: 29.01.2023).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) Об образовании в РФ КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.01.2023).

3. Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения РФ (Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://niigd.nczd.ru (дата обращения: 29.01.2023).

4. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб.// Росстат. — М., 2021. — 171 с.

5. Глушанко В. С. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб.-метод. пособие //В. С. Глушанко, А. П. Тимофеева, А. А. Герберг. — Витебск: ВГМУ, 2017. — 301 с.

6. Кокаева И. Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 2, 2016. — С. 50–53.

7. Магомеддибирова З. А. Особенности формирования ЗОЖ у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе // Вестник Северо-Осетинского госуд.универ. им. К. Л. Хетагурова, №: 2, 2022. — С. 77–84.

8. Овчаренко М. С., Худякова В. М. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи // European Science of the Future: Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конференции: МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.

9. Овчаренко М. С. Об актуальности применения QR-технологий в учебном процессе современного вуза // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки: сб. науч. статей Всероссийской научно-практич. конфер. Уфа: Аэтерна, 2022. — С. 117–121.

10. Афанасьева К.В., Захарова. Л. В. Проблемы формирования здорового образа жизни [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005236 (дата обращения: 29.01.2023).



Задать вопрос