Физика в художественной гимнастике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Физика

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Гоцева, М. И. Физика в художественной гимнастике / М. И. Гоцева, И. Б. Насонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 47-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3303/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сила — это тоже красота. Цитата главного тренера сборной РФ по художественной гимнастики Ирины Александровны Винер-Усмановой. Сила гимнастки состоит из скорости, координации, пластичности, точности броска. Эти и другие качества гимнастка развивает в себе изо дня в день.

Основными группами элементов в художественной гимнастике являются равновесия, повороты, прыжки.

Физика — неотъемлемая часть художественной гимнастики.

Все движения художественной гимнастики подчиняются определенным физическим законам. Равновесия, повороты (вращения), прыжки — все это не может существовать без физических законов.

Целью исследования является улучшение выполнения гимнастических упражнений, благодаря знаниям физических закономерностей и явлений.

Задачи :

  1. Теоретическое исследование:

1.1. Дать описание и характеристику разнообразных групп упражнении из художественной гимнастки;

1.2. Описать физические понятия, законы, явления и проанализировать упражнения из художественной гимнастики с физической точки зрения;

  1. Установить на собственном примере эффективность применения и доказать справедливость описанных физических явлений

Тема проекта-исследования актуальна, так как гимнастки сталкиваются со сложностями в исполнении определенных упражнений в своем виде спорта — в художественной гимнастике. Появилась заинтересованность в физическом обосновании этих упражнений, которое поспособствует улучшении результатов.

Равновесия

Первый тип элементов в художественной гимнастике — это равновесия. Равновесия — это основа, фундамент многих движений. Секрет удержания равновесия не сложен: вертикальная проекция центра тяжести должна проходить через площадь опоры.

Центр тяжести — геометрическая точка, которая неизменно связана с твердым телом, и через которую проходит равнодействующая сил тяжести, действующих на частицы этого тела, при любом его положении в пространстве. Положение центра тяжести тела можно определить экспериментально.

Экспериментальное определение центра тяжести

Например, арабеск. Проверка на практике. Я уверенно стою на полупальце, так как центр тяжести расположен точно на площади опоры (хоть она достаточно мала) (рис. 1). При неправильном положении равновесие нарушается (рис. 2, 3).

.

Рис. 1.

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 2Рис. 3

Вращения — повороты

Второй тип элементов в художественной гимнастике — это вращения. Главными составляющими любого вращения является равновесие и закон сохранения углового импульса. Равновесие было рассмотрено ранее. Теперь рассмотрим другое составляющее вращений — закон сохранения углового импульса (закон сохранения количества движения).

Чтобы разобрать закон сохранения углового импульса, обратимся к теории:

— Импульс — физическая векторная величина, являющаяся количественной мерой механического движения, равная произведению массы тела на его скорость.

— Угловой импульс — физическая векторная величина, характеризующая объект в круговом движении.

— Момент импульса — физическая величина, характеризующая количество вращательного движения и зависящая от того, сколько массы вращается, как она распределена в пространстве и с какой угловой скоростью происходит вращение.

Разберем этот закон:

𝑀∆𝑡 = 𝐽𝜔 2 − 𝐽𝜔 1 , где М∆t = const, J-момент импульса, 𝜔- угловая скорость;

𝐽 = 𝑚𝑟 2 , где J — момент импульса, m — масса тела, r — радиус вращения;

𝜔 = 𝑣/𝑟 ,где 𝜔 — угловая скорость, 𝑣 — скорость вращения, r — радиус вращения.

Подставив, две последние формулы в первую и можно сократить:

𝑀∆𝑡 = 𝑚𝑟 2 (𝑣 2 /𝑟 − 𝑣 1 /𝑟) , где 𝑣 1 - начальная скорость вращения (= 0), 𝑣 2 конечная скорость вращения

𝑴∆𝒕 = 𝒎𝒓(𝒗 𝟐 − 𝒗 𝟏 )

Следовательно, можно сделать вывод, что чем меньше масса и радиус вращения, тем больше скорость вращения тела . Но так как гимнастка не может во время вращения уменьшить массу, она набирает свою скорость за счет уменьшения радиуса вращения, т. е. прижимает руки и ноги ближе к оси вращения, т. е. к себе. Проверка справедливости утверждения на практике. В первом случае (фотографии “а”) радиус вращения меньше, так как ноги ближе прижаты к оси, а во втором случае (фотографии “б”) нога находится дальше от оси. В первом случае время вращения составило 3,68 секунд, во втором 4,88 секунд. Таким образом, время вращения во втором случае на 1.2 секунды больше, чем в первой 𝒗 𝟏 > 𝒗 𝟐 .

Фото “а” Фото “б”

Фото “а” — начальное положение, секундомер — 03,62.

Фото “б” — начальное положение, секундомер — 02,46

Фото “а” Фото “б”

Фото “а” — подготовка, проверка равновесия, секундомер — 05,14

Фото “б” — подготовка, проверка равновесия, секундомер — 03,63

Фото “а” Фото “б”

Фото “а” — начало вращения, секундомер — 07,08

Фото “б” — начало вращения, секундомер — 04,78

Фото “а” Фото “б”

Фото “а” — 3 оборот, секундомер — 09,26

Фото “б” — 3 оборот, секундомер — 07,47

Фото “а” Фото “б”

Фото “а” — конечное положение, секундомер — 10,76

Фото “б” — конечное положение, секундомер — 09,66

Прыжки

Третья группа элементов — это прыжки. Чтобы научиться выполнять эти движения красиво, эффектно и при этом технично, требуется много времени на подготовку.

Проведем сравнение с механизмами живых организмов. Например, моя масса 45 кг, следовательно, работа, которую я совершаю во время прыжка высотой 0.2 м, равна 𝐴 = - 𝑚𝑔ℎ,т. е. 90 Дж, а мощность (𝑁 = 𝐴/𝑡) прыжка продолжительностью 0,3 с будет равна 300 Вт. Техника простого прыжка — гимнастка садится в плие, а затем, словно пружина, выталкивает себя вверх.

Условно примем тело гимнастки за линейно деформируемое тело. Предположим, что в момент приседания гимнастка имеет потенциальную энергию пружины (т. к. она сначала «сжимается», а потом резко выпрямляется):

𝐸 п1 = 𝑘𝑥 2 /2 из закона сохранения энергии E = E п + E k = const

После того как гимнастка выпрыгнет в воздух, в высшей точке прыжка её скорость будет равна 0, следовательно она будет обладать потенциальной энергией:

𝐸 п2 = 𝑚𝑔ℎ

По закону сохранения энергии:

𝐸 п1 = 𝐸 п2

Следовательно, 𝑘𝑥 2 /2 = 𝑚𝑔ℎ.

Значит, чем ниже сядет гимнастка в плие, т. е. сильнее сожмет свое тело, тем выше она сможет выпрыгнуть. Проверка справедливости этой закономерности на практике. В первом случае (фотографии “а”) плие ниже, чем во втором случае (фотографии “б”) высота прыжка в первом случае больше, чем во втором.

Фото “а” Фото “б”

Плие: сед в плие (“а”) ниже, чем плие (“б”)

Фото “а” Фото “б”

Прыжок: высота прыжка на фото “а” больше, чем на фото “б”

Фото “а” Фото “б”

Конечное положение

Из рассмотренных закономерностей выполнения разных групп элементов можно сформулировать рекомендации, который помогут гимнастке правильнее и легче выполнять упражнение.

Рекомендации по выполнению равновесий:

— при выворотности стопы следует контролировать выворотность бедра, ориентируя колено на пальцы ног;

— корпус следует держать по возможности крепким, не нарушая так называемого квадрата жесткости торса, не смещая центр тяжести.

Рекомендации по выполнению вращений-поворотов:

— приближение рук и ног к оси вращения, т. е. к себе.

Рекомендации по выполнению прыжков:

— увеличение глубины плие перед отталкиванием от поверхности ковра.



Задать вопрос