Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (64) январь 2023 г.

Дата публикации: 01.01.2023

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Зюликова, А. О. Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга / А. О. Зюликова, О. А. Зюликов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 1 (64). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/64/3295/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье автор раскрывает понятия «блогинг» и «журналистика», проводит между ними параллели и выясняет, какое из этих направлений наиболее востребовано в современном мире .

Ключевые слова: журналистика, СМИ, информация, блог, образование.

Мир не стоит на месте, а скорее наоборот, движется с невероятной скоростью. Вследствие научно-технического прогресса повседневная жизнь общества терпит существенные изменения: появляются новые профессии, но некоторые другие, напротив, теряют свою актуальность. Одной из постепенно исчезающих деятельностей является журналистика — эксперты научно-технологического центра «Сколково» отнесли ее к категории вымирающих [1]. Журналистов заменяют блогеры — интернет-пользователи, ведущие собственные каналы. Для современной молодёжи открывается столько разнообразных возможностей, что выбор дела своей жизни с каждым днём становится все более трудной задачей. В данной статье мне хотелось бы проанализировать, имеет ли журналистика шансы на дальнейшее процветание и в чем состоит ее принципиальное отличие от других способов информирования населения, тем самым помочь будущим абитуриентам, задумывающимся связать свою карьеру с этим ремеслом.

Цель: проанализировать значимость журналистики в современном мире.

Задачи:

  1. узнать историю появления журналистики и блогинга;
  2. выявить основные различия между журналистикой и блогингом;
  3. проанализировать, опираясь на текущие мировые события, что из них более востребовано на настоящий момент.

Методы исследования: поиск и анализ информации.

Объект исследования: журналистика как деятельность; блогинг как деятельность.

Гипотеза: журналист — теряющая востребованность профессия и вскоре вовсе может исчезнуть.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы абитуриентами при выборе будущей профессии.

С древнейших времён общество нуждалось в функции информирования. Потребность в информации — это потребность в совокупности сведений, которые нужны социуму для его нормального функционирования и развития. Поэтому человечеству было не избежать появления СМИ, или же журналистики, призванных удовлетворять эту потребность. Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Об их важности заговорили еще в конце XVIII века в Великобритании, где появилось выражение «СМИ — четвёртая власть государства», обозначающее то, что средства массовой информации в демократическом обществе должны находиться на месте конструктивной оппозиции к привычным нам остальным ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. Действительно, в руках журналистов находятся мощные рычаги управления общественным мнением. Взгляд населения на важные вопросы во многом зависит от того, с какой стороны будет преподнесена информация о них через средства ее распространения.

В январе 1609 года в Германии, городе Вольфенбюттель была опубликована первая сохранившаяся до наших дней газета под названием «Aviso». С течением времени потребность общества в осведомленности и технический прогресс не стояли на месте: выпускалось все больше прессы, были изобретены радио и телевидение. Популяризировалась профессия «журналист» — «работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации». Только вот в XXI веке эта профессия, как уже было упомянуто мной выше, теряет свою востребованность. Но другая деятельность под названием «блогер» сейчас находится на пике популярности.

Словарь Cambridge Dictionary даёт такое определение слову «блог» — «регулярная запись мыслей, мнений или опыта человека, которую он размещает в интернете для прочтения другими людьми». Как можно было понять, по форме блог представляет собой субъективный комментарий. Одним из первых блогеров был Джастин Холл, создавший в 1994 свой незатейливый блог, который состоял из обзоров примеров HTML, попадавшихся ему в интернете. Этого, однако, было достаточно, чтобы позже New York Times назвал Холла «отцом-основателем личных блогов» [2].

Если раньше эта деятельность выступала скорее в качестве варианта хобби, то в последнее время блогинг для многих стал настоящей работой. Недавно Forbes составил список ютуберов с самыми высокими доходами от прямой рекламы [3]. На первом месте списка канал LABELCOM — творение стендаперов с ТНТ. Его аудитория на момент написания эссе насчитывает 7,52 млн человек. В 2020 году канал заработал на рекламе более $3,5 млн! А согласно результатам исследований, проведённых платформой по работе с блогерами Perfluence и аналитическим агентством Research большинство взрослых россиян — до 80 % — готовы бросить свою работу, чтобы начать ведение своего блога [4]. Привлекательность этой трудовой деятельности состоит ещё и в том, что блогером может стать каждый и для этого не нужно никакого специального образования.

Журналисты и блогеры находятся сейчас в одном медиапространстве. И те, и другие проливают свет на события текущих дней, и те, и другие оказывают значительное воздействие на социум. Платформы для создания медиаконтента и соцсети как платформы для публикаций успешно конкурируют со СМИ (а иногда и выигрывают в этой конкуренции) за признание аудитории и рекламные предложения. У самых популярных отечественных блогеров миллионы подписчиков (что сопоставимо с аудиторией ведущих российских СМИ), а совокупная рекламная прибыль блогеров в русскоязычном сегменте одной только соцсети Instagram (запрещена на данный момент в РФ) сопоставима с рекламными доходами всей российской печатной прессы [5].

Границы между блогерами и журналистами стираются. Аналитики даже именуют блогинг одной из разновидностей гражданской журналистики, основывающуюся на том, что потенциально интересные события находят отклик в множестве пользовательских блогов, онлайн-дневников, давая стороннему наблюдателю возможность взглянуть на ситуацию с разных позиций. Обычные граждане, тем самым, принимают активное участие в процессе сбора, анализа и распространении информации. Но различия между журналистикой гражданской и журналистикой в ее привычном понимании, безусловно, есть. Все главные отличия между этими двумя сторонами медиасферы можно увидеть, изучив Закон о СМИ от 27.12.1991 N 2124–1 и задумавшись, для чего изначально были созданы СМИ и блоги.

В статье 49 этого закона указываются основные обязанности журналиста, например, «журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации». Его цель — распространить информацию максимально достоверную, свободную от сторонних домыслов; предоставить факт . Например, предприниматель Эндрю Кин в своей книге «Культ любителя» утверждает, что пользовательский контент в Интернете, посредством таких вещей, как блоги, YouTube и т. п., оказывает разрушительное влияние на нашу культуру, подрывая представления общества о качестве и стирая границы между фактом и вымыслом, логикой и мнением. Действительно, нередки случаи, когда блогеры в своих постах наполняли свежие новости вымышленными подробностями ради большего количества просмотров, комментариев, и, соответственно, личной выгоды. Описывая подобные действия, в медиасфере появилось понятие «кликбейт» (англ. clickbait от click «щелчок» + bait «приманка») — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации.

Как уже было упомянуто выше, журналистика и СМИ — это о фактах. Вряд ли на каком-либо новостном портале можно увидеть фразы «Автор считает, что…», «На мой взгляд…», потому что журналистика абсолютно объективна. В это же время блогеры выражают своё субъективное мнение — пишут о том, какое впечатление произвело на них то или иное событие. Они не несут цели осведомить общество о новостях текущих дней, они вносят в них эмоциональную окраску, ведь блогинг изначально был задуман как разновидность авторского проекта, способ делиться своими мыслями и впечатлениями. Несмотря на то, что мнение, выражающееся в блогах, представляет личную позицию автора, из множества субъективных комментариев может сложиться целостное понимание взгляда общества на какую-либо проблему. Даже СМИ нередко обращаются в своих расследованиях к блогам, а население порой доверяет информации от очевидцев больше, чем новостным заголовкам: «Когда террористы захватили «Норд-Ост», многие пользователи Интернета регулярно наблюдали не только за сообщениями СМИ, но и за блогами москвичей, среди которых быстро нашлись такие, кто проживал поблизости или получал оперативную информацию «оттуда»; широко известны случаи, когда блогеры вели прямые репортажи с места боев в Ираке» [6].

Заключение

Эти примеры подтверждают, что несмотря на многочисленные сходства блогинга и журналистики, они преследуют абсолютно разные цели. Можно сказать, что блогерские ресурсы обеспечивают СМИ мощную информационную поддержку, в то время как СМИ выступают официальными первоисточниками.

Так стоит ли в XXI веке обучаться журналистике и перспективно ли это? Да, ведь она выполняет те функции, которые невозможно заменить блогингом. Образование журналиста предоставляет тебе абсолютно другие профессиональные возможности, награждает правами и обязанностями, присоединяет к сообществу составителей официальных первоисточников, в то время как блогинг лишь приглашает выразить своё мнение среди миллионов других. Тем самым мы опровергли выдвинутую в начале гипотезу. Но исходя из написанного мною выше, ведение блога также заслуживает внимания, это направление остается перспективным. И все-таки лучше всего описывает данное противостояние мнение, выраженное в книге В. Кихтан: «… Журналистика блогеров по сравнению с привычными СМИ — это все равно, что живопись импрессионистов по сравнению с греческими и римскими профилями в исполнении академических художников» 7 — две разные стороны одного явления, одна из которых является вечной классикой, а другая — ярким, выдающимся нововведением.

Литература:

1. Атлас новых профессий. — Текст: электронный // Школа управления Сколково: [сайт] — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 29.11.2022).

2. Your Blog or Mine?. — Текст: электронный // The New York Times: [сайт]. — URL: https://www.nytimes.com/2004/12/19/magazine/your-blog-or-mine.html (дата обращения: 29.11.2022).

3. Звезды YouTube: рейтинг блогеров с самыми высокими доходами от рекламы. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/rating-photogallery/412047-zvezdy-youtube-15-blogerov-s-samymi-vysokimi-dohodami-ot-reklamy (дата обращения: 29.11.2022).

4. Опрос показал, сколько россиян хотят стать блогерами. — Текст: электронный // RGRU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2021/08/18/opros-pokazal-skolko-rossiian-hotiat-stat-blogerami.html (дата обращения: 29.11.2022).

5. Собчак, Бузова, Хабиб: 15 блогеров, которые зарабатывают больше всего в Instagram. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/386913-sobchak-buzova-habib-15-blogerov-kotorye-zarabatyvayut-bolshe-vsego-v (дата обращения: 29.11.2022).

6. Гражданская журналистика на службе интересов общества. — Текст: электронный // Lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/articles/2005/05/17/blogs/ (дата обращения: 29.11.2022).

7. Кихтан В. В., Информационные технологии в журналистике. — Ростов н/Д: Феникс. (Серия «Высшее образование») — 160 с., 2004



Задать вопрос