Исследовательская работа на тему «Где растет радуга?» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (64) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2022

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Бондарь, В. К. Исследовательская работа на тему «Где растет радуга?» / В. К. Бондарь, С. Я. Новоченко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 1 (64). — С. 48-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/64/3292/ (дата обращения: 07.05.2024).



C:\Users\E_A_Bondarj\Desktop\Вероника\360f0e.jpg

  1. Введение

Меня зовут Бондарь Вероника, мне 6 лет. Я живу в поселке Дубовое и посещаю детский сад № 8.

Тема моей исследовательской работы: «Где растет радуга».

Почему я взяла эту тему?

У меня есть брат Демид, который увлекается футболом. После тренировок он приходит домой в футболке с грязными зелеными пятнами. Мама посмотрела и сказала, что траву не отстирать.

Я удивилась, как трава может покрасить ткань? Мне стало интересно, и я решила обратиться с этим вопросом к взрослым.

На следующий день я пришла в детский сад и спросила воспитателя, может ли трава покрасить ткань. Светлана Яковлевна предложила провести опыт и узнать, могут ли растения быть красителями. На прогулке мы собрали листья сирени, траву и листья ириса. Мы попробовали ими покрасить бумагу. Бумагу покрасили листья сирени и трава, а листья ириса нет. Светлана Яковлевна рассказала нам, что в старину люди красили ткани растениями, корой деревьев, корнями и плодами.

C:\Users\E_A_Bondarj\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\фото 2019 011.jpg

C:\Users\E_A_Bondarj\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\фото 2019 012.jpg

C:\Users\E_A_Bondarj\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\фото 2019 010.jpg

1.1. Цель, задачи моей исследовательской работы

Мне так понравился эксперимент в детском саду, что я решила попробовать не только покрасить лист бумаги, но и попробовать покрасить ткань.

За помощью я обратилась к маме, и она согласилась мне помочь все попробовать на практике.

Сначала мы поставили цель — узнать о натуральных красителях, а также о применении их в повседневной жизни.

Затем определили задачи :

  1. Получить красящий материал, собрав его рядом с домом и из имеющихся овощей и фруктов.
  2. Изучить процесс окрашивания.
  3. Использовать, полученный краситель для окрашивания тканей и в повседневной жизни.

Гипотеза — окрашенные изделия получают такой же цвет, какой имеют красители.

Методы исследования : Первым делом мы обратились для поиска информации в интернет.

Также ознакомились с книгами и энциклопедиями по данной тематике;

Провели эксперименты;

1.2. Бабушкины краски: как окрашивали ткани на Руси. Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии — не менее 30 тысяч лет. В старину люди стремились украшать свою одежду разными цветами. Химических заводов тогда не было. Окрашивали ткани красителями, полученными из листьев, цветов, коры, корней растений. Опытные мастера могли раскрасить одежду во все цвета радуги.

https://econet.ru/uploads/pictures/282940/content_9__econet_ru.jpg

Оказывается, ранее были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый. Чтобы получить этот цвет, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, красители из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный. Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т. е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике — желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного.

Голубой, синий и зеленый. Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти — в синий.

Черный. Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому — медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий.

Красители и типы тканей. Издавна на Руси были такие ремесленники — красильщики. Окрашивание тканей — очень тяжёлый труд. Занимались им в основном мужчины. В огромные чаны наливалась вода, варились отвары, в которые помещалась ткань.

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/183231-a9c68-72926663-m750x740-ub80cb.jpg

Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока. Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже — жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.

2. Основная часть

2.1. Сбор, подготовка и получение красящего материала

Изучив информацию, мы с мамой поняли, что эта тема не «пережиток прошлого», а актуальна и интересна в наше время. Я узнала, что получить краситель непросто: нужно в определенное время собрать сырье, очистить, определенное время варить. Для яркости, стойкости цвета ранее добавляли при окрашивании дополнительные элементы: соль, уксус, соду, квасцы и др.

2 .2. Опытно-экспериментальная часть

Красящие вещества мы разделили на категории: Растения, ягоды, овощи. Растения. Для окрашивания тканей, листьями и цветами растений- мы предварительно их измельчили и кипятили в течении 1–1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Отвары из листьев березы, календулы, петрушки приготавливала аналогичным образом.

Листья березы. Березовые листья были собраны в первых числах июня.

IMG_20190616_132559 IMG_20190616_081455

Вывод: отвар получился коричневого цвета. Ткань окрасилась в песочный оттенок.

Цветы календулы Календула собрана в средине июля. Отвар получился темно-желтого оттенка.

Вывод: ткань окрасилась неравномерно, светло бежевого оттенка. Шерстяная нить — более яркого оттенка.

Листья петрушки. Петрушка — круглогодичное растение. Найти его не составляет проблем.

Отвар получился светло-зелёного оттенка, но по мере вываривания и затем остывания немного потемнел. Вывод: Ткань окрасилась в темно-бежевый оттенок.

Лепестки розы. Розы были подарены маме на День матери, а это глубокая осень.

Вывод: отвар получился ярко-бордового цвета. Ткань получила более яркий оттенок.

Ягоды. Процесс окрашивания ягодами рассмотрю на примере бузины: Берем ягоды. Выжимаем сок. В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1–1,5 час. Вынимаю ткань и ополаскиваю водой. Аналогичным образом я окрасила ткань соком шелковицы, калины.

Бузина. Бузина была собрана в сентябре.

Вывод: Сок ягоды получился насыщенного цвета. Ткань окрасилась в приглушённый бордовый.

Калина. Калина садовая была собрана в конце августа.

Вывод. При окрашивании соком калины цвет материала бледно-бежевого цвета.

Шелковица. Виюле мы собирали плоды тутового дерева — шелковицу.

Вывод. Сок шелковицы имеет яркий оттенок. Ткань окрасилась в хорошо- бордовый оттенок.

Овощи. Из овощей мы взяли морковь и свеклу. Предварительно натерли на терке. Затем протушили морковь на сливочном масле с небольшим количеством воды. И отжали сок. Свеклу, чтобы она не потеряла цвет, протушили с добавлением кислоты. Также отжали сок. Поместили в полученный краситель ткань. После промыли и высушили. Цвета ткани получились яркие.

E:\фото\IMG_20191130_173100.jpg

2.3. Применение природных красителей в повседневной жизни

В процессе проведения опытов, я задумалась, а где еще можно применить полученную краску.

E:\фото\IMG_20191130_174915.jpg E:\фото\IMG_20191130_181448.jpg

В настоящее время на прилавках магазинов можно встретить огромное количество красителей, применяемых для различных целей. И почти все эти красители искусственные и производят их на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ими ткани, добавляют в косметические средства и многое другое. Я сделала вывод, что, полученные красители можно применять в домашней кулинарии, и это будет безопаснее. Например, я вспомнила, что яйца мы и так с мамой красим луковой шелухой. Можно попробовать окрасить свекольным соком, соком моркови и это тоже будет очень ярко и красиво.

А можно ведь еще и окрасить тесто и, например, испечь красивый торт или налепить разноцветные пельмени.

Также мне мама рассказала, что оказывается можно окрашивать волосы, например, отваром луковой шелухи или коры дуба.

3. Выводы: По итогу проведения всех экспериментов я сделала следующие выводы:

  1. В ходе проекта я узнала много интересного о растениях, которые растут вокруг нас. Также сделала вывод, что получить краситель не просто: нужно в определенное время собрать сырье, очистить, определенное время варить. Для яркости, стойкости цвета, нужно добавить дополнительные элементы: соль, уксус, соду и т. д.
  2. Окрашивание, как оказалось, — тяжелый труд. Яркий цвет исходного материала не гарантировал такой же яркий результат. Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании соком ягод, овощей. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях ткань окрасилась неравномерно. Например, из ярких цветов календулы, ярких листьев петрушки — получились бледные образцы. При окрашивании соком ягод, результат получился тоже неоднозначный. Ярко-красные плоды бузины, при окрашивании дали не яркий результат. А ягоды шелковицы — более насыщенный оттенок. Пряжа шерстяная прокрашивалась лучше, чем ткань х/б. Цвет пряжи всегда получался ярче, насыщеннее.

Мы сделали с мамой вывод, что преимущество окрашивания таким методом — экологически чистые, бесплатные материалы, которые имеют естественные цвета. Недостаток — достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается материал.

Заключение Мне было очень интересно работать над этим проектом. Я решила, что обязательно продолжу и буду искать радугу в других вещах нашего яркого цветного мира.

Вспыхнет радуга-дуга —

Семь слоёв у пирога!

Красный — сладкий, из малинки,

А оранжевый — с кислинкой.

Жёлтый — спелая морошка,

А зелёный — киви крошка.

Голубой — из голубики,

Синий — слива и черника.

Фиолетовый кусок — ежевики сладкий сок.

Семь цветов нам не забыть!

Будут вокруг нас цвета все время жить.

Литература:

  1. Ёлкина И. И. Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10–20.
  2. Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.:Авант+, 2005. 3. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? — Минск: БЭСТ, 2008.


Задать вопрос