Государственная идеология Византии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №1 (64) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Федосов, А. А. Государственная идеология Византии / А. А. Федосов, М. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 1 (64). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/64/3285/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеологемы. А также степень влияния греческой христианской культуры на русскую.

Ключевые слова: Византия, государственность, культура, право, идеология, христианство.

Античный Рим популярен собственным правовым порядком, римским правом. Римские жители гордились собственным судом, законодательством (в основном прецедентным, казуальным), адвокатами — юристами. Вследствие этого, с принятием христианства в качестве доступной, а вслед за тем и официальной религии Римской страны, случилось постепенное проявление духовно-нравственных христианских эталонов в правовую сферу. [4, с .15–19]

Влияние христианства на становление византийского права

Рис. 1. Влияние христианства на становление византийского права

С принятием христианства право стало уже не основным общим идейным первоначалом: политическое согласие оказалось скрепленным ещё и духовно-нравственным началом, религиозным основанием. Христианство связало различные культурные группы — германцев, галлов, испанцев, греков, армян и др. Христианство было узаконено святым императором в 313 году, а уже в 318 эдиктом (дать определение и источник) Константина Великого любому заинтересованному лицу было позволено переносить, по обоюдному согласию с противоположной стороной, гражданский процесс на обсуждение епископского суда, в том числе и в случае, если это дело уже протекали слушания в простом гражданском суде. Любопытно обозначить, что заключение епископа по этим делам не подлежало обжалованию и пересмотру в высших судебных инстанциях, что было наиболее подчёркнуто и зафиксировано эдиктом от 5 мая 333 года, который одобрил безапелляционность епископского заключения. Правитель Константин «близко к сердцу» принимал заповеди Божьи о любви к ближнему, что вызвало ряд юридических новелл в эпоху его правления. Во-1-х, правитель в 313, 319, 335 годах вводит 3 распоряжения, в коих запрещает доносы под боязнью смертной казни. Во-2-х, он воспрещает выжигать клейма на лица преступников. В-третьих, под воздействием христианства он упраздняет распятие как тип смертной казни и даёт судьям указ на безусловную замену такового типа наказаний как, отдание в гладиаторы или же на съедение диким животным.

Таким образом, развитие отношений церкви и страны в Византии берет свое начало с Миланского эдикта правителя Константина Великого, изданного в 313 году. Из-за его принятия раскрывается новый этап в истории права. Как подмечает А. И. Овчинников: «Особой смысл он играет для правовых систем самых различных стран, не только христианских» [4]. В случае если для христианской церкви он значим, во-первых, тем, собственно, что остановил практически трехсотлетние гонения на христианскую церковь и даровал ей равноправность с иными религиями Римской империи; во-вторых, тем, что заложил фундамент государственно-церковных отношений на долгие века, то для права нынешних стран он значим христианским, нравственным очищением права, его преображением и новым рубежом становления. Благодаря миланскому эдикту появляется новое право в истории земли — «человеколюбивое право».

Наиболее необходимая, если не сказать центральная, ступень в развитии отношений церкви и страны стали Дигесты[1] [5]. Юстиниана, которые давали собой большой кодифицированный сборник извлечений из трудов влиятельных римских юристов, ставший важной частью свода римского гражданского права Corpus iuris civilis. Дигесты были составлены по приказу византийского правителя Юстиниана I в 530–533 годах н. э. В преамбуле к 6-ой новелле святого правителя Юстиниана находится принцип симфонии властей в Византийской империи: «Величайшие дары Божии, данные людям высочайшим человеколюбием, — это священство и царство. 1-ое служит делам божеским, 2-ое беспокоится ο делах человечных. Оба происходят от 1-го источника и украшают людскую жизнь. В следствие этого повелители больше всего пекутся ο благочестии духовенства, которое, со собственной стороны, каждый день молится за них Богу. Когда священство безусловно, a государство пользуется только легитимной властью, меж ними станет доброе согласие (συμφωνία')» [1, с. 67]. Последнее слово в данной фразе — симфония, что значит соработничество.

Подводя итог, отметим, что необходимой особенностью Византийской государственности был принцип теократии[2] [6], который, не обращая внимания на цезарепапизм[3] [7], проявлялся в законотворчестве. В IX веке во время правления Церковью патриарха Фотия духовная власть принимала в составлении свода законодательства. Не просто так одним из притязаний по отношению к претендентам на место патриарха было хорошее знание законодательства, и церковного, и гражданского, а почти все патриархи были юристами по образованию и начальному месту работы. Среди них и патриарх Константинопольский Иоанн III Схоластик (VI в.), и патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (XII в.), и патриарх Иоанн VIII Ксифилин. Позже Церковь ещё больше стала вмешиваться в дела муниципального управления, правотворчества и отправления правосудия. Согласно архивам, о том, что в XIV — XV вв. Константинопольские Патриархи промышляли и решали дела из области брачно-семейного, наследственного права, принимали участие в составлении сборников церковного и гражданского права. Видятся и императорские постановления о подключении архиереев в судебные институты империи: так, правитель Андроник II Палеолог (1282–1328), формируя институт 12 присяжных «вселенских судей ромеев», распорядился подключить туда и сановников.

Изучив идеологию Византии, мы сможем определить какие идеи были с неё позаимствованы.

Заимствование идеологем [4] [ 7 ]

Русская государственность появляется в итоге воздействия бессчетных политических, финансовых, культурных и иных причин. Абсолютно, появление русской державы происходило не обособленно от иных культур и стран, в следствие этого почти все институты власти и права были взяты. Невсеобъемлемость исторических документов, и еще мало развитая правовая система не дают возможность проследить весь процесс эволюции государственности на ранних шагах его становления, и обнаружить теорию государственности (идеи, ценности, государственное устройство и т. п.), в следствие этого почти все выводы возможно устроить только условно, собственно, что тянет большое количество обратных воззрений в научной среде сравнительно тех или же других государственных событий и правовых институтов. Не вызывает колебаний что прецедент, что создание государственных и правовых институтов, каким методом бы это не происходило, надлежит быть обеспечено идейным обоснованием для легитимации власти и права в обществе. Значит, нужно обнаружить главные идейные концепции и установки, которые стали почвой для развития государственности и права России в этап ранней государственности. Этап ранней государственности возможно символически ограничить с IX по XVI вв., например, как в вышеназванный этап идет процесс создания единственного русского государства, в котором идейные почвы государственности создают единственную государственную идеологию. Обычно в качестве ведущих доктрин появления российского страны выделяют норманнскую, антинорманскую (т. е. отрицание такого, что как раз варяги установили власть на земли Руси), а еще иные доктрины, которые чаще всего аккумулируют норманнское воздействие и самобытные общественные дела славянских племен. Развитие страны и права идет всякий раз параллельно, в следствие этого всевозможные детерминанты появления страны станут такими и для права того или же другого публично-правового образования. Идейная база как государственной и правовой системы также направляется одними концепциями. Считаю, что развитие и становление российского государства и права было связано с 2-мя ведущими идейными направленностями: 1. Идеология «старины», то есть идеализация ситуации, обыкновений и традиций предков, одобрение государственного прибора прошлого, а еще деяний прежних правителей (в ту или же другую эпоху). Достаточно нередко действия минувшего мифологизировались, т. е. создавались сказания и легенды, нацеленные на создание гордости, почтения предков, их мудрости и величия. Что наиболее, обосновывает легитимность государственной. Так, приблизительно в 1520-х гг. замечена произведение «Сказание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, в котором не только рассказывается об императорской (византийской) генеалогии столичных князей, но и вопреки с исторической логикой и хронологией утверждается, собственно, что Владимир Мономах во время похода к Царьграду получил из рук деда, правителя Константина Мономаха, шапку с драгоценностями и титул цезаря (царя) [3, с. 53].

Установление христианства по византийскому образу в Руси в 988 г. имело большее цивилизационное значение, обусловившее вектор формирования страны на многие века. Переняв православие, Русь принимает как религиозные нормы, повлиявшие главным образом на становление и развитие права, так и культурные и цивилизационные традиции, повлиявшие на развитие государственности российского государства. В дохристианский момент в поле правового строительства в древнерусском царстве шли два парралельных процесса: во-первых, изменение и правовое утверждение варварских обычаев, держащих обычные нормы, а также традиций (т. устойчивых культурно-воспроизводимых образцов и социально-психологических штампов поведения); во-вторых, усвоение правовых норм и соответствующих правовых определений и представлений — с римско-византийской, германской, норманнской и прочих правовых систем. преимущественно ранними источниками, доказывающими о «внедрении» заимствованных правовых норм в правовую систему Древнерусского государства, приходятся мирные договоры меж киевскими князьями с одной стороны, и Византийской империей с другой. особо популярными являются договоры Руси с Византией 907-го, 911-го, 945-го и 972-го гг. Договоры регулировали вопросы, связанные с выплатой дани греков русским, устройство проживания, поведения и содержания военных сил и гостей русских, затрагивали регулирования материальных и уголовно правовых отношений между греками и русскими, прибывающими в Византии и др. Впрочем, невозможно сказать, что эти договоры характеризовали сколько-нибудь правовые системы российского царства и Византии, скорее, данные договоры были составлены на определенный случай, дабы согласовать обычаи и нормы Руси и Византийской империи. Из анализа данных соглашений и остальных источников древнерусского права возможно предположить, что заимствовались в главном нормы и институты криминального права и в наименьшей степени гражданско-правовых отраслей. Инициируя с принятия христианства (ориентировочно с 988 г.), христианство приобретало статус официальной веры в обществе Древней Руси, и с настоящего момента завязывается установление правового сознания.

В основном, авторитет православной церкви на правовую систему Руси проистекало как путем прямой рецепции канонических норм и памятников, так и в виде восприятия религиозно-богословской идеи и христианской этики, что ставили нравственные ориентиры «земной жизни».

Давление религиозно-богословской идеи на формирование государственности не столь явно, так как в законодательстве практически не имелось какого-нибудь упоминания о священных книгах либо учениях как части правовой системы. Тем не менее такое воздействие было значительным, однако выражалось оно косвенно, через действия не на правовые, а на социальные нормы (морально-этические основным образом). В первую очередь необходимо сказать, что сам факт принятия христианства продиктован собственно действием православной церковной доктрины, в том числе сопряженной с деятельностью христианских проповедников. Те, в свою очередь, опирались как на священное писание, так и на трактаты знаменитых богословов: Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др. священство в этот период имеет тесную связь с государством, предлагает свои законодательные инициативы, воздействует на решения, принимаемые князьями. правители ориентируются на позицию церкви по тому или иному вопросу, что влияет на принятие или непринятие всякого акта или распоряжения. авторитет христианского учения возможно отследить в законодательстве этого периода. Так, отсутствие в «Русской Правде» смертной казни могло быть продиктовано заповедью «Не убий», недопустимостью лишения жизни человека. Владимир Мономах в своем наставлении давал детям установку не убивать ни правого, ни виноватого, хотя бы кто был повинен в смерти [6, с. 206]. Интерес будоражит и установление в процессуальном законодательстве подобного вида доказательства, как «клятва крестом», которое обязано было стать критерием искренности и достоверности показаний верующих христиан [2, с. 39–40].

Опираясь на идею о происхождении власти от Бога, князья, как религиозные христиане, поверили в свою миссию «установления истины на земле». Сам тезис законодательной обязанности, свыше возложенной на государя, мысль о возможности и даже нужды регулировать социальную жизнь волею власти была привнесена нам с христианством, внушалась с духовной стороны.

Влияние византийской идеологии на русскую

Рис. 2. Влияние византийской идеологии на русскую

Царственный венценосец являлся олицетворением подлинной духовности и нравственности, краеугольным камнем имевшегося миропорядка. При этом для России была свойственна сакрализация самодержавной власти в православно-универсалистских категориях.

Таким образом, идейные основы русской государственности складываются в рамках двух ключевых идеологий — идеологии «старины», основанной на культе прошлого и восприятии его как некого «золотого века», а также на православной религиозно-нравственной традиции. Как государство, так и власть Руси легитимизируется в рамках данных концепций.

Литература:

  1. Дигесты Юстиниана. — М., 1984.
  2. Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12-ти т. Т. 2–3. М., 1991. 828 с.
  3. Мадорский А. Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая Второго. М., 1999. 398 с.
  4. Овчинников А. И. Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права // Философия права, № 3 (58), 2013.
  5. Викисловарь [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/Дигесты
  6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
  7. // Словарь исторических терминов [Электронный ресурс]: URL: https://slovar-istoricheskih-terminov.slovaronline.com/

[1] Дигесты — истор. юр. обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов.

[2] Теократия, -и, ж. Форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви, а также государство с такой формой правления.

[3] Понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции.

[4] Идеологема — один из элементов идеологии как совокупности взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа.



Задать вопрос